Акциз на табачную продукцию, что ждать?

Как изменились цены после повышения акцизов на табак?

Стоимость табачной продукции изменилась на десять процентов в сторону возрастания, что связано именно с налогом. На сегодняшний день за тысячу сигарет понадобится отдать не привычные 1562 рубля, а уже 1718 денежных знаков в национальной валюте. Это в определенной степени сказывается на расходах среднестатистического курильщика. Компании, занимающиеся производством табачной продукции, сошлись во мнении, что после появления налога:

  1. Товары с бюджетной стоимостью теперь возрастут на десять или даже двенадцать процентов;
  2. Продукция премиум-класса увеличится чуть меньше, а именно, на семь процентов.

Первое время, или даже первые несколько месяцев, возможны прежние цены, что связано с заранее приобретенной продукцией. Но данного товара не хватит на долгосрочную перспективу, поэтому сигареты достигнут предполагаемой ценовой отметки. Отдельно стоит рассмотреть текущую ситуацию с остальной табачной продукцией:

  • Стоимость одной сигары с июля приравнивается к ста восьмидесяти восьми рублям;
  • Стоимость тысячи сигарилл после роста акциза составляет приблизительно две тысячи и семьсот российских рублей;
  • Система никотиновой доставки достигает сорока четырех рублей;
  • Необходимая жидкость повысилась до одиннадцати рублей за один мл.

Особенностью текущего года стало то, что налог увеличился не один раз за год, что считается традиционной мерой, а целых две раза. В первый раз это произошло в январе, а второй раз уже в июле, что вряд ли радует покупателей данных изделий.

Порядок торговли

Порядок торговли определяется нормативами действующего законодательства и зависит от ряда факторов.

Себестоимость сигарет в России и размер наценки

Порядок формирования торговой наценки на табачные изделия является таким же, как и на любые другие виды товаров. Отличительная особенность заключается в учете суммы акциза. Сначала определяется размер затрат, связанных с покупкой, доставкой товара, уплатой таможенных пошлин, хранением, рекламой, налогами (это и есть себестоимость).

Далее к нему прибавляется сумма налога на добавленную стоимость в 20%. После этого добавляется размер акциза, который зависит от вида табака и его объема. На последнем этапе определяется предполагаемая прибыль продавца. Средний размер наценки составляет 50-100%.

Акцизные марки

В целях проведения маркировки компания АО «ГОЗНАК» занимается изготовлением акцизных марок. Их размер составляет 44*20 мм, они содержат надписи «Россия», «Акцизная марка».

Для изготовления принято использовать бумагу с водяным знаком, в составе которой присутствует 2 волокна. В производственном процессе используется, как минимум, 2 способа печати.

Почему растут цены на сигареты

Объяснить это явление можно ростом себестоимости табачных изделий и увеличением торговой наценки. В первом случае речь идет об удорожании сырья, транспортных услуг (по причине подорожания топлива и обслуживания транспортных средств), хранения, рекламы.

Во второй ситуации речь идет об изменении в большую сторону размеров акцизов, НДС (в 2019 году произошел рост с 18% до 20%). Все эти факторы оказывают влияние на общую стоимость табачных изделий.

Продажа сигарет с акцизом другого государства

При реализации табачной продукции, по которой акциз уплачивался на территории другого государства, продавец должен подчиняться законодательству двух стран – Российской Федерации и страны, в которой был куплен алкоголь. Тем не менее, общий порядок торговли остается практически неизменным.

Всё о маркировке табачных изделий — ниже на видео.

Как рассчитать акциз на табак с примерами

Определить размер акциза на табачные изделия достаточно просто. Для этого используется следующая формула:

Акциз = Количество подакцизного товара * Ставка налога (фиксированная)

Для сигарет и папирос действует иная формула, предполагающая использование комбинированной ставки:

Акциз = Количество товара, облагаемого акцизом * Фиксированная ставка + 14,5% * Максимальная розничная стоимость

Компания ООО «Табачка» приобрела табак в массе 3 килограмма. Расчет платежа осуществляется с применением твердой ставки, которая равна 2520 единиц * 3 килограмма и составляет 7560.

  • производство спирта этилового (денатурированного), выдача происходит исключительно при наличии соответствующего оборудования;
  • бензин прямогонный (необходимо наличие подтверждения права на работу с этим продуктом);
  • бензол, параксилол;
  • дистилляты средние (при наличии морских судов).

На табачную продукцию эти нормы законодательства не распространяются.

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 апреля 2018 г. N 03-13-14/27409 О повышении ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию

5 июня 2018

Рассмотрев обращение по вопросу повышения ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

При установлении ставок акцизов на подакцизные товары учитывается необходимость решения одновременно нескольких задач: формирование доходной базы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет средств которых финансируются основные социально значимые государственные программы, в частности, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение.

Ставки акциза на табачную продукцию устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации в соответствии с основными направлениями налоговой политики, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, с учетом реально складывающейся экономической ситуации, а также интересов Российской Федерации как члена Евразийского экономического союза.

Кроме того, налоговая политика в части ставок акцизов на табачную продукцию определяется с учетом положений Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака” (далее – Закон).

Статьей 13 указанного Закона установлено, что в целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

Ставки акциза на табачную продукцию индексируются ежегодно опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции.

Так, за период с 2012 по 2017 гг. минимальная ставка акциза на сигареты с фильтром, папиросы увеличилась почти в 5 раз (с 460 рублей за 1000 штук до 2123 рублей за 1000 штук), с 2007 года – в 18 раз (с 115 рублей за 1000 штук до 2123 рублей за 1000 штук). При этом размер ежегодной индексации ставок акциза на сигареты с фильтром, папиросы за указанный период составлял от 23 до 60 процентов.

Индексация ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 9 процентов (далее – крепкая алкогольная продукция) в период с 2011 по 2014 г.г. осуществлялась опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции, а также по сравнению с другими подакцизными товарами. Ежегодный рост ставок составлял от 20 до 30 процентов к предыдущему году.

Статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, вступившим в силу с 1 января 2018 года, утверждены ставки акцизов на подакцизные товары на период с 2018 по 2020 г.г.

При установлении ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию учитывается, что возможность их увеличения в Российской Федерации ограничена угрозой создания экономически выгодных условий для роста нелегального оборота указанной продукции, в том числе связанных с различиями в уровне ставок акцизов, действующих в государствах – членах Евразийского экономического союза.

Что касается предложения о введении акциза на сахар, то в настоящее время данный вопрос не рассматривается, поскольку это приведет к росту цен на многие продовольственные товары. При этом содержание сахара регламентируется нормативно-технической документацией, в соответствии с которой производятся товары.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Какая предусмотрена ответственность за это

Административная ответственность согласно КоАП наступает при операциях с небольшими количествами табачных изделий (статья 15.12):

  • Выпуск продукции или товаров без соответствующей маркировки, предписанной законами РФ для осуществления налогового учёта, ведёт к введению штрафов. Должностные лица выплачивают от 3 до 5 тысяч руб., юридические лица – от 30 до 50 тыс. Законом предписано конфисковать предметы административного правонарушения.
  • Реализация продукции без акцизных марок, их перевозка, хранение и покупка в коммерческих целях ведёт к штрафу и конфискации продукции. Штраф для граждан составляет 2000-2500 рублей, для должностных лиц – от 4 до 5 тысяч руб., для юрлиц – от 40 до 50 тысяч.
  • Уголовная ответственность наступает при операциях с табаком и табачной продукцией в крупных размерах (статья 171.1 УК РФ).

Изготовление, приобретение, хранение, сбыт или перевозка табака гражданином в крупном размере без специальной маркировки предусматривают следующие санкции:

  • штраф до 200 тысяч рублей или в сумме оплаты труда за 18 месяцев;
  • принудительные работы (до 3-х лет);
  • лишение свободы до 3-х лет и штраф 80 000 рублей или сумма другого дохода за полгода.

Это же правонарушение, совершенной группой лиц в крупном или особо крупном размере предусматривает следующие санкции:

  • штраф от 100 до 300тысяч руб.;
  • заработная плата за 24 месяца;
  • принудительные работы (до 5 лет);
  • лишение свободы на срок до 6 лет и штраф 1 млн рублей или доход за 5 лет.

Крупный ущерб – это операции с товаром или продукцией на сумму более 1,5 миллиона руб. Особо крупный размер предусматривает стоимость товара более 6 миллиона рублей.

Акцизную марку необходимо наклеить на банку или пачку табака Кроме этого должна быть надпись о вреде табака. Запрещено ввозить табак в упаковках больше 0,5 кг. То есть все упаковки больше 500 грамм – это безакциз.

Конечно, для любителя кальяна нет особой разницы, что курить, акцизный табак или безакцизный. Обычно предпочтение отдаётся второму, так как он гораздо дешевле. Таможенная ставка и акцизная марка делают табак дороже более чем на 60%. Но следует помнить, что в последнем случае гораздо выше риск причинить своему здоровью непоправимый вред.

Про ответственность за незаконный ввоз кальянного табака расскажет видео ниже:

Какая перспектива прослеживается в будущем?

По данным Федеральной налоговой службы, только за последние два года, благодаря налогам на табачные изделия, государственная казна пополнилась на 467 миллиардов рублей. Это является существенной суммой, которую можно направить на полезные дела.

Последнее повышение акцизов должно пополнить федеральный бюджет на 82 миллиарда в национальной валюте. На этом дело не ограничится, поэтому уже в 2019 году сумма дополнительного обеспечения приравняется к 126 миллиардам российских рублей.

Данная мера является необходимой потому, что страна переживает не лучшие времена. Особенно это отражается на экономической обстановке, что заставляет Правительство РФ искать альтернативные источники дохода. Изменяются существующие социальные программы поддержки, становясь ориентированными не на массовую, а на адресную помощь.

Проходит пенсионная реформа, связанная с повышением возрастных порогов, поэтому странно ждать того, что не будут расти цены на табачную продукцию, которая не только не является необходимой, но, в дополнение ко всему, приносит вред человеческому здоровью.

Однако выбранная правительственная политика не всем видится в положительном ключе

Некоторые считают, что для экономики эффективнее было бы не ускорять рост акцизов, а уделить внимание переговорам, направленным на гармонизацию налогов на территории Евразийского экономического союза

Это не единственный момент, на который следует обратить внимание властям

Важно не спровоцировать развитие нелегального рынка. Подобная перспектива не даст пользы ни Правительству РФ, ни жителям страны

При проведении любой политики необходимо заранее взвесить все плюсы и минусы, чтобы решение было правильным, а не тем, что через некоторое время вместо пользы принесёт ущерб

Подобная перспектива не даст пользы ни Правительству РФ, ни жителям страны. При проведении любой политики необходимо заранее взвесить все плюсы и минусы, чтобы решение было правильным, а не тем, что через некоторое время вместо пользы принесёт ущерб.

Операции, освобождаемые от обложения акцизами

В соответствии со ст. 183 НК РФ к операциям, освобождаемым от обложения акцизами, относится передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому структурному подразделению этой же организации для производства других подакцизных товаров.

При одновременном соблюдении ряда условий от обложения акцизами освобождаются также операции по вывозу подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что право на освобождение от уплаты акцизов имеет непосредственно плательщик акцизов – производитель подакцизных товаров, в том числе из давальческого сырья. Это право сохраняется за налогоплательщиком и в случае, если вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации осуществляется по поручению налогоплательщика (или собственника давальческого сырья) иным лицом на основании договора комиссии, договора поручения или агентского договора

Из вышеприведенного следует, что если табачные изделия будут реализованы на территории Российской Федерации, а затем лицо, купившее эти товары, будет направлять их на экспорт, то права на освобождение от уплаты акциза (и на возмещение уплаченной суммы акциза) не будет ни у лица, купившего табачные изделия и фактически реализовавшего их на экспорт, ни у производителя этих табачных изделий.

Операции по экспорту подакцизных товаров освобождаются от обложения акцизами, если налогоплательщик представил в налоговый орган поручительство банка или банковскую гарантию. Поручительство (банковская гарантия) должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случаях непредставления налогоплательщиком не позднее 180 дней со дня реализации документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ, и неуплаты им акциза, а также пеней.

Если такое поручительство (банковская гарантия) отсутствует, то налогоплательщик обязан уплатить акциз в соответствии с общеустановленным порядком. Затем после представления плательщиком акцизов документов, подтверждающих факт экспорта, уплаченная сумма акциза будет ему возвращена.

В России с 1 июля 2018 года повышаются акцизы на сигареты и папиросы – на 10%.

Повышения акциза 1 июля связано с тем, что 1 января 2018 года, когда подняли акцизы на вес табак и электронные сигареты, обычные папиросы и сигареты не тронули. Ставка в 1,562 тыс. рублей на 1000 штук действовала с 2017 года.

Теперь очередь повышения цены дошла и до них.

С 1 января 2019 года запланировано повышение акцизов на сигареты до 1,890 тыс. рублей за 1 тыс. штук (+ 14,5% расчетной стоимости), с 2020 года – до 1,966 тыс. рублей.

Акцизы на табак (курительный, жевательный, сосательный, нюхательный), табак, предназначенный для потребления путем нагревания, электронные системы доставки никотина и жидкости для них выросли с 1 января 2018 года.

В Совфеде инициативу Минздрава не поддержали. Глава комитета по аграрной политике и природопользованию СовфедаМихаил Щетининв интервьюРИА Новостинапомнил, что производители табачной продукции и так уже платят экологический налог. Он отметил, что повышение акцизов и законодательное ограничение на потребление табака в общественных местах значительно снизили доходы в данной отрасли.

В борьбе с табакокурением «должно быть чувство меры», подчеркнул Щетинин.

«Если мы решили эту отрасль ликвидировать, мы должны сказать об этом, если решили медленно «перекрывать кислород», то тоже», — добавил собеседник агентства.

Глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей средыВладимир Бурматовпродолжил ход мысли Щетинина и указал, что уже имеющаяся в России практика взимания экологического сбора с табачных предприятий себя не оправдала.

В первый же год планировалось собрать 6 млрд рублей налогов, однако по факту собрали всего один, который неизвестно куда был потрачен. Бурматов отметил, что прежде, чем вводить предложенный Минфином налог, нужно понять, как получнные средства помогут компенсировать ущерб экологии.

«Мой вердикт – она требует очень серьезного и тщательного изучения», -сказалБурматов.

Депутат ГосдумыГеннадий Онищенкозаявил, что в принципе поддерживает любое повышение цен в табачной сфере, но все же предпочел бы уже проверенные методы (повышение акцизов).

Он добавил, что цена на табачную продукцию должна, наконец, стать дискомфортной для потребителя. Причем не только для молодежи, но и, «собственно, для всех».

Замглавы комитета Госдумы по охране здоровьяЛеонид Огульв данном вопросе акцентировал внимание на безусловности вреда от курения, чем и объяснил свою позицию «однозначно «за». Он выразил уверенность, что ростом цен на табак можно отучить от курения около 2 млн россиян, что, безусловно, оправдывает любые средства, пишет издание Infox.ru

Он выразил уверенность, что ростом цен на табак можно отучить от курения около 2 млн россиян, что, безусловно, оправдывает любые средства, пишет издание Infox.ru

Антитабачная концепция

В антитабачной концепции, проект которой разработал Минздрав России на 2017-2022 гг., рассматриваются вопросы, связанные с постепенным увеличением налогового бремени на производящие табачные изделия организации. Налог предполагается довести до средних показателей стран Европы, а также планируется утвердить экологический налог на сигареты.

В документе говорится об эффективности будущих мер и выгоде для государства, которые заключаются в снижении объемов потребления табачных изделий, уменьшении затрат на устранение последствий употребления табака и увеличении отчислений налогов в бюджет.

Таким образом, большинству потребителей табачной продукции экономить будет очень сложно. Ежедневно курильщик расходует около 15% своих средств на сигареты, а если доход равен минимальному, то около 23%. Розничная стоимость сигарет состоит из таких частей:

  • цена производителя сигарет – 42 %;
  • акциз (налог) – 40 %;
  • НДС –18 %.

Стоимость одной единицы табачной продукции сразу же повышается, если происходит увеличение какой-либо из этих частей. Эксперты предполагают, что на рынке возрастет количество контрафактной продукции из стран СНГ, т.к. покупатель вредную привычку не бросит, а начнет поиски более дешевого варианта, пусть и невысокого качества.

В настоящее время на рынке продукции из табака более 37 % принадлежит дешевым маркам сигарет. Для России это довольно высокая цифра, учитывая, что идет борьба за здоровье населения и ведется пропаганда здорового образа жизни.

Налоговая база

В соответствии со ст. 187 НК РФ налоговая база по табачным изделиям, в отношении которых установлены специфические ставки акциза, определяется как объем реализованной или переданной продукции в натуральном выражении. Таким образом, при реализации произведенного табака, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, налоговая база устанавливается как количество реализованной продукции в килограммах, при реализации сигар – как количество реализованной продукции в штуках, а при реализации сигарилл – как количество реализованной продукции в тысячах штук.

С 1 января 2007 г. изменился порядок определения налоговой базы на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы. В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ “О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации” п. 2 ст. 187 НК РФ дополнен пп. 4, согласно которому налоговая база при реализации (передаче) вышеуказанных товаров, произведенных налогоплательщиком, определяется как объем реализованных (переданных) сигарет и папирос в натуральном выражении (в тысячах штук) и как расчетная стоимость этих товаров, исчисленная исходя из максимальных розничных цен (а не из отпускных цен за вычетом НДС и акциза, как это было в 2006 г.).

Одновременно гл. 22 НК РФ дополнена ст. 187.1, согласно которой расчетная стоимость табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные ставки, определяется как произведение максимальной розничной цены, указанной на упаковке (пачке), и количества реализованных в отчетном налоговом периоде упаковок (пачек) сигарет или папирос.

Максимальная розничная цена табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, устанавливается как цена, выше которой пачка сигарет (папирос) не может быть реализована конечному потребителю, то есть это верхний предел цены, по которой сигареты и папиросы могут продаваться в розничной торговле. Начиная с 1 января 2007 г. производители должны наносить на каждую пачку сигарет и папирос максимальную розничную цену. Предположим, на пачке сигарет указана цена 25 руб. Это означает, что в торговле (включая сеть общественного питания) фактический размер цены на сигареты может быть любым, но не выше 25 руб. Исходя именно из этого уровня розничной цены должна определяться налоговая база при исчислении акцизов. Никаких других функций максимальная розничная цена не выполняет.

Максимальная розничная цена устанавливается за каждую пачку сигарет (папирос) отдельно по каждой марке.

Согласно ст. 187.1 НК РФ на Минфин России возложена обязанность по утверждению форм уведомлений о максимальных розничных ценах. В настоящее время действуют формы уведомлений, утвержденные Приказом Минфина России от 25.08.2006 N 108н. Исходя из заявленных в уведомлении максимальных розничных цен налогоплательщик и должен исчислять налоговую базу, соответствующую адвалорной составляющей комбинированной ставки акциза. Согласно этому Приказу Минфина России уведомление должно подаваться налогоплательщиком в свой налоговый орган по каждой марке сигарет (папирос) не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут применяться эти цены. При этом предусмотрено, что заявленный уровень розничной цены должен соблюдаться в течение срока действия уведомления. Первый раз уведомление могло быть представлено налогоплательщиком 15 декабря 2006 г.

Как предусмотрено ст. 187.1 НК РФ, если в течение одного налогового периода налогоплательщик реализует табачные изделия одного наименования с разными максимальными розничными ценами, то расчетная стоимость табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные ставки, определяется как произведение каждой максимальной розничной цены и количества реализованных пачек сигарет (папирос), на которых указана соответствующая максимальная розничная цена.

В соответствии со ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены административные штрафы за завышение максимальной розничной цены на сигареты и папиросы для юридических и физических лиц, осуществляющих розничную торговлю. В то же время установлено, что производители не несут ответственности за завышение максимальных розничных цен в оптовой или розничной торговле. При этом обязанность по контролю за соблюдением максимальных розничных цен на налоговые органы не возложена.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector