Акт камеральной налоговой проверки: что это и как его правильно заполнить

Содержание акта камеральной проверки

Как и всякий документ, форма которого определена на правительственном уровне, акт, выдаваемый налогоплательщику по окончанию проведенной проверки камерального типа, содержит определенные сведения.

Образец заполнения акта

Кроме того, искомая форма структурирована, ее части следуют друг за другом в четко установленной последовательности. Давайте посмотрим, в какой.

Часть №1

 Первая часть является вводной. К ней относятся сведения общего характера, относящиеся к проведенной проверке, а также компании, по которой проводится проверка. В эту часть вписывают такие данные, как:

  • наименование организации;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • код причины постановки на учет и другие стандартные сведения.

Венчается вводная часть указанием следующих обязательных элементов:

  • датой проведения камеральной проверки;
  • местом проведения исходной проверки.

Часть №2

 За вводной частью следует блок описательной информации. Внутри него в полной мере раскрываются сведения, касающиеся произведенных налогоплательщиками нарушений правоотношений в области налогового законодательства. При этом, не допускается голословности, все четко и по делу. Каждое обнаруженное правонарушение в этом же блоке подкрепляется доказательной базой, иными словами, составители акта ссылаются на подтверждающие документы, сведения из которых систематизированы, вынесены полно и емко, а также четко, чтобы не вызывать путаницу ни у других специалистов службы ни у субъекта, являющегося адресатом акта.

Кроме того, в этой же части, сотрудник, ответственный за проведение проверки представляется полными именем, фамилией и отчеством, а также указывает следующие нюансы:

  • регистрационный номер декларации;
  • по поводу какого субъекта правоотношений в сфере налогового законодательства проводилась проверка;
  • когда были представлены на проверку документы;
  • какой налоговый орган занимается искомым делом и т.д.

Часть №3

 Заканчивается акт частью итоговой, внутри которой, как водится, содержатся итоговые выводы специалиста, проводившего процесс проверки, касающиеся имеющегося налогового правонарушения, если таковое было выявлено, последствий, которые оно повлекло за собой. Кроме того, в итоговой части специалист вносит предложения, с помощью которых можно деятельно устранит возникшие последствия с минимальным ущербом.

Чаще всего эта часть содержит сведения по:

  • завышенным убыткам;
  • заниженным налоговым сборам и прочим нюансам.

В обязательном порядке в качестве документального сопровождения акта оформляют приложения к нему. Они представляют собой доказательную базу, на основании которой составлен акт. С их помощью последующие инстанции, рассматривающие акт, получат подтверждение произведенных плательщиком нарушений и смогут сделать собственный выводы, касательно начисленных и выплаченных в казну сборов, пеней, иных штрафных санкций и прочих нюансов.

Причем, приложениями могут стать не только представленные на рассмотрение субъектом документы, или собранные в процессе проведения проверки дополнительные бумаги, но также собственные:

  • расчеты расхождений между показателями, которые были заявлены, и установленными в ходе проведения камеральной проверки сведениями;
  • дополнения сторонние;
  • какие-либо пояснительные документы;
  • иные бумаги, оформленные по инициативе инспектора, осуществляющего процесс проведения проверки.

Ознакомление руководителя компании или иного гражданина, являющегося стороной, сдавшей документы на проверку в налоговую службу, производится через пять дней после составления акта. При этом распечатывается несколько заверенных экземпляров. Один из них остается в отделении Федеральной налоговой службы. На нем представитель получающей стороны обязан завизировать получение с помощью проставления подписи.

Если имел место быть отказ от получения документа, сотрудники налоговой инспекции отправят его почтовым отправлением по адресу налогоплательщика, перед этим указав, что акт не был принят. Сроки для почтовой пересылки устанавливаются такие же, как и для личного вручения.

Камеральная проверка. Документы, оформляющие ее результат

В случае обнаружения обстоятельств нарушения законодательства о налогах и сборах, выразившегося в неуплате налога, занижении расходов, необоснованно заявленном вычете или убытке, несвоевременности представления декларации и иных нарушениях, проверяющее лицо составляет Акт проверки.

Акт должен быть составлен в течение десяти дней (рабочих) и подписан проверяющими лицами и непосредственно тем, в отношении кого проводилась проверка.

Акт КНП обязательно должен включать следующую информацию:

  1. Дата и номер акта.
  2. Инициалы и должности лиц, проводивших проверку.
  3. Наименование проверяемого лица (полное и сокращенное).
  4. День представления в инспекцию декларации.
  5. Регистрационный номер декларации.
  6. День начала и окончания проверки.
  7. Перечень проведенных контрольных мероприятий.
  8. Выявленные события налогового правонарушения.
  9. Результаты проверки, назначенная мера ответственности и предложения по устранению нарушений.

В течение 5 дней акт камеральной проверки передается налогоплательщику на руки либо иным способом.

Если вручить лично акт не представляется возможным или налогоплательщик уклоняется от его получения, налоговый орган отправляет акт по почте.

По общему правилу, закрепленному в Налоговом кодексе, датой получения акта проверки налогоплательщиком, следует считать 6-й день с даты направления акта по почте. Но в данном случае на практике часто происходят недоразумения, связанные с тем, что лицо получает акт гораздо позже указанного срока, в связи с чем лишается права представления по акту своих возражений. Поэтому правильным следует считать непосредственно день получения акта налогоплательщиком, что подтверждается данными почты России.

По прошествии 10 дней после получения акта камеральная проверка по НДС, НДФЛ и любому другому налогу, а точнее, документы, полученные в ходе ее проведения, подлежат рассмотрению руководителем (замруководителя) инспекции.

Проверяющее лицо обязано известить проверяемого о том, когда состоится рассмотрение материалов, полученных в ходе проведения проверки.

Отсутствие лица, извещенного о дате и месте проверки, не может быть причиной для перенесения даты рассмотрения проверки и проводится в таком случае без него.

Если проверяющим необходимо получить дополнительные сведения или изучить вновь открывшиеся обстоятельства, руководителем инспекции может быть принято решение о проведении допмероприятий налогового контроля. Срок данных мероприятий не должен превышать одного календарного месяца.

После рассмотрения материалов проверки выносится решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности.

Итак, мы определили этапы и направления, особенности оформления такого вида контроля, как камеральная проверка. Что такое обжалование акта проверки и как оно происходит, рассмотрим далее.

Как оформляются результаты проверки

Требования к оформлению проверок определены ст. 100 НК РФ. Относятся только к тем случаям, по которым выявлены нарушения и акт будет содержать информацию о противоречиях законодательства с данными деклараций. Оформление результатов камеральной проверки производится тем же чиновником ФНС, которым проводилась сверка, так называемым в кругах предпринимателей – администратором.

Акт будет содержать сведения о несоответствиях отчетности, противоречиях с бухгалтерскими документами. Ошибки описываются по пунктам, каждое нарушение отдельно. В выводах акта нарушения обобщаются по каждой отдельной статье НК РФ или ГК РФ, с обязательным указанием суммы и периода, где выявлены противоречия. Акт составляется не позднее 10 рабочих дней после окончания ревизии. На протяжении 5 дней после составления акт налоговой проверки вручается должностному лицу организации (предпринимателю) лично или отправляется почтой с уведомлением о вручении.

Если плательщик не согласен с результатами аудита, на протяжении календарного месяца он может отправить или предоставить лично жалобу в тот орган ФНС, который вынес решение. После завершения срока на обжалование руководитель контролирующего органа на протяжении 10 рабочих дней принимает решение о привлечении плательщика к налоговой и/или административной ответственности.

Особенности составления

Перед составлением возражения рекомендуется убедиться в том, что факт нарушений со стороны инспекторов действительно имел место, а в деятельности предпринимателя нет никаких подводных камней и ошибок. В противном случае другая (повторная) проверка может выявить серьезные нарушения в деятельности самого предпринимателя.

Документ должен быть представлен на бумажном носителе, поскольку:

  • только в таком виде его примет вышестоящая налоговая инстанция;
  • он может понадобиться при обращении в суд.

Все формулировки должны быть четкими, а аргументация стопроцентной. В противном случае юридически подкованные гос. служащие сумеют быстро «развалить» неправильно составленное обвинение налогоплательщика.

Камеральная проверка: порядок проведения

Изучим то, в каком порядке проводится налоговая проверка в камеральном формате. Как мы уже сказали, эта процедура, главным образом, базируется на изучении корректности заполнения деклараций и иных документов. Инициируется камеральная проверка в момент поступления в ФНС соответствующей отчетности от предпринимателя. Специалисты ФНС проверяют декларации и сопутствующие им документы на предмет:

  • корректности определения налоговой базы;
  • правильности использованных арифметических действий в строках и графах;
  • законности заявляемых вычетов;
  • корректности примененных плательщиком ставок и возможных льгот, исходя из положений релевантного законодательства;

В свою очередь, в рамках каждого из перечисленных этапов проверки ФНС производит совокупность иных действий (например, сверку полученных цифр с теми, что были указаны в декларациях по предыдущим периодами, сведениями в собственных базах данных и т. д.).

Если налоговая проверка обнаружит ошибки или несоответствия в документах, то, как мы уже сказали выше, предприниматель в письменной форме информируется о них. Одновременно ФНС предлагает ему изменить или дополнить соответствующие источники. Если оба действия налоговиками произведены не были, то результат камеральной проверки признается недействительным. Соответственно, если плательщик не внес необходимые исправления в документы, то ФНС будет оформлять соответствующее нарушение. Однако это не единственный возможный сценарий дальнейших действий. Рассмотрим возможные варианты активностей ведомства после того, как камеральная проверка налоговых деклараций и иных документов завершена.

Обработка документов

Камеральная проверка – что это за процедура с точки зрения алгоритма действий налоговиков в плане работы с документами? Рассмотрим этот нюанс.

Первым делом, документы исследуются на предмет полноты и актуальности предоставления – в соответствии с теми сроками, что установлены законодательством. Далее, проверяется то, насколько своевременно документы были предоставлены в ФНС. Следующий этап – внешний вид документов, присутствие всех необходимых реквизитов, корректный шрифт и т. д. Далее исследуется правильность расчетов, арифметика, обоснованность использования льгот. Следующий этап – проверка корректности определения налоговой базы.

Таким образом, в ходе камеральной проверки сотрудник ФНС производит три типа основных действий:

  • проверку на соответствие формальным требованиям, касающимся заполнения документов;
  • исследование арифметических действий плательщика на предмет корректности;
  • проверку документов и сведений в них с точки зрения нормативного регулирования.

Процедура, завершающая камеральную проверку, – подведение выводов по всем цифрам и прочим параметрам изучения документов, формирование предписаний.

Отличия от выездной проверки

Следует отметить, что кроме камеральной есть еще и выездная налоговая проверка. В чем разница? Выездная налоговая проверка подразумевает, что ФНС будет изучать не только документы, но также и корректность исчисления, а также уплаты всех необходимых сборов в казну. Основание для проведения такой процедуры – распоряжение руководителя территориального подразделения ФНС, которое функционирует по месту регистрации плательщика. При этом “выездная” проверка необязательно подразумевает фактическое прибытие сотрудников налоговых органов в офис предпринимателя. Допустим вариант, при котором соответствующая процедура может быть проведена и в кабинетах ФНС. Выездная проверка может подразумевать исследование деятельности предпринимателя на предмет исчисления и уплаты как одного, так и нескольких видов налогов. Изучению подлежит период функционирования фирмы в 3 предшествующих года. При этом проверять фирму в выездном формате дважды за один и тот же период не допускается.

Как мы уже сказали выше, камеральная налоговая проверка допускает составление только акта о нарушениях процедуры исчисления и уплаты сборов в казну. В случае с выездным форматом вариантов для действий ФНС может быть больше. Налоговики могут потребовать проведения различных экспертиз, запрашивать информацию у зарубежных структур и проводить иные дополнительные действия.

Действия налоговиков

Собственно, как только сотрудник ФНС обнаруживает ошибки в источниках, предоставленных плательщиком, он обязан составить докладную на имя руководства своего территориального отдела. В ней излагаются факты, которые свидетельствуют о возможном нарушении человеком налогового законодательства. Там же, в докладной записке, сотрудник ФНС отражает рекомендацию принять какое-либо решение. Как правило, одно из следующих:

  • привлечь плательщика к ответственности (или отказаться от этой процедуры);
  • инициировать дополнительные мероприятия, связанные с налоговым контролем.

Интересный факт: если плательщик, получив рекомендации от ФНС по исправлению неверных сведений в декларациях и иных документах, не произвел необходимых действий, то налоговики имеют право инициировать уже не камерального типа процедуру, а выездного. Это – плановая проверка. Налоговая может включить предприятие в соответствующий перечень.

Процедура в отношении юр. лиц

Данное мероприятие охватывает всю деятельность компании, которую она вела за последние три года. Документы за более ранние периоды не проверяют, поскольку по ним в любом случае наступил срок исковой давности.

Саму процедуру могут провести сотрудники ФНС без участия налогоплательщика. Часто руководство компании узнает о том, что проводится проверка после того, как будет затребована дополнительная документация или уже запрашиваются объяснения по какому-либо поводу.

С другой стороны, налогоплательщик тоже может принимать участие в процедуре, в том случае, если проверка ведется углубленно.

Для того чтобы процедура камерального контроля была запущена, приказ руководителя ФНС не нужен, также не требуется и ваше согласие на проведение проверки.

Также во время проверки будет производиться сравнение декларации поданной недавно, с теми декларациями, которые были поданы за последние три года. Кроме этого, специалисты ФНС проведут общий анализ всех данных.

Образец документа:

Общества с ограниченной ответственностью “Аноним” ИНН/КПП

г. Москва                                                        07.03.2012
(место составления)                                                  (дата)

Мною, старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 1 инспекции Федеральной налоговой службы проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость Общества с ограниченной ответственностью “Аноним” ИНН/КПП (ООО “Аноним”), представленной 01.12.2011 за II квартал 2011 г.

Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сбора. (Текст N 1 “Не по форме”)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Проверка             01.12.2011                      01.03.2012
   начата                    ----------,      окончена       ----------.
                               (дата)                          (дата)

1.2. Место нахождения организации (филиала, представительства):

1.3. Настоящая камеральная налоговая проверка проведена на основе налоговой декларации.

1.4. В ходе камеральной налоговой проверки проведены следующие мероприятия налогового контроля:

1.5. Основные виды деятельности:

1.6. Среднесписочная численность:

1.7 Сведения об учредителях:

2. НАСТОЯЩЕЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО СЛЕДУЮЩЕЕ:

2.1 Установлено, что счета-фактуры подписаны неустановленным лицом. (2)

2.2. Генеральный директор назначен сторонним человеком. (3)

2.3. Компанией не представлены истребованные документы, таким образом, инспекция имеет право полагать, что ООО “Аноним” не проводило анализ дееспособности контрагента и не запрашивало соответствующие документы у него. (4, 5)

2.4. Выявлена неуплата контрагентом налога с реализации. В соответствующую инспекцию направлено информационное письмо. (6)

2.5. Компания не проявила должную осмотрительность в выборе поставщиков. (7)

2.6. Среднесписочная численность организации – 1 человек. По данным баланса основные средства у организации составляют 0 руб. Соответственно, организация не имеет возможности оказывать услуги или выполнять работы. (7)

2.7. Контрагент сдает единую (упрощенную) декларацию – нулевую отчетность и декларации по НДС – нулевые. (8)

2.8. Деятельность компании экономически необоснованна. (9)

2.9. Не поступили ответы от банков, следовательно, оплата товара не производилась. (10)

Таким образом, применение налоговых вычетов по НДС не обоснованно.

3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОВЕРЯЮЩЕГО ПО УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ

3.1. Всего по результатам настоящей проверки установлено:

3.1.1. Неуплата (неполная уплата, неперечисление в бюджет) налога за период в сумме:

3.1.2. Завышение налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета:

3.1.3. Исчисление в завышенном размере суммы налога:

3.2. По результатам проверки предлагается:

3.2.1. Взыскать с ООО “Аноним” налоги и пени.

3.2.2. Внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

3.2.3. Привлечь ООО “Аноним” к налоговой ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации:

Приложения: на 6 листах.

В случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте камеральной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющего Вы вправе представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта в инспекцию письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом Вы вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

    Подпись лица,                          Подпись руководителя организации
   проводившего проверку                  (физического лица)
                                          (их представителя)
   _____________________                  ________________________________
        (должность)                          (наименование организации)
   _________ ___________                  _____________ ____________
   (подпись)   (Ф.И.О.)                     (подпись)     (Ф.И.О.)
   Экземпляр акта с _______________________ приложениями на _______ листах
                    (количество приложений)
получил: (должность, Ф.И.О. руководителя организации или Ф.И.О. физического
лица (Ф.И.О. их представителя))
   _____________________                  ________________________________
           (дата)                                     (подпись)

Что такое камеральная проверка налоговой?

Камеральная проверка — это один из видов налоговых ревизий, которая проводится по месту нахождения налогового органа путем проверки правильности заполнения предоставленной налоговой декларации и других расчетных документов физического или юридического лица. Регламент проведения данной инспекции установлен ст. 88 НК РФ, в которой указаны рекомендации по проведению, сроки и особенности данной процедуры.

Для проведения данного аудита не требуется специальное решение руководителя налогового органа. Уполномоченные лица обязаны в течении трех месяцев со дня по дачи налогоплательщиком документов осуществить их проверку.

При осуществлении такого вида аудита должностные лица проверяют не только правильность исчисления налогов (например НДФЛ или НДС), но и сопоставляют показатели, которые были задействованы в расчете, с другими отчетными документами в о избежание умышленных ошибок, которые некоторые налогоплательщики совершают специально дабы увеличить сумму вычета с целью уменьшения базы налогообложения.

Выявление неточностей в оформлении документов и обнаружение в отчетах некорректных или не правдивых сведений служит основанием для вызова ИП в ФНС для предоставления пояснений по данному нарушению и исправлению ошибок. На это контролирующие органы отводят пятидневный срок.

Выездная налоговая проверка и камеральная чем отличаются?

Помимо камеральной ФНС проводит и выездные инспекции. Эти две формы контроля имеют некоторые отличия. Сравнивая их можно отметить следующее: если первая проводится только по месту расположения налогового органа, то вторая — по месту нахождения налогового агента. Для выездной необходимо разрешение руководителя ФНС, в то время как для проведения камеральной такое разрешение не требуется.

Камеральная проверяет данные налоговых документов, а выездная — правильность оформления, ведения и корректность данных определенных документов. После окончания выездной инспекции независимо от ее результатов субъекту предпринимательской деятельности выдается акт с содержанием ее результатов; при камеральной налогоплательщик оповещается только в случае выявления нарушений. Еще один пункт — это отсутствие повторных камеральных проверок и, согласно кодекса, такой аудит не может превышать трехмесячный срок, а вот повторные выездные инспекции закреплены на законодательном уровне и срок первичной может быть продлен, если того требуют обстоятельства. Вот такую сравнительную характеристику имеют эти две ревизии, в этом и заключается их отличия.

Ход проведения камеральной проверки — акт камеральной проверки

Теперь поговорим об этапах проведения такой процедуры и акте, которые выдается по ее завершению. Основными являются следующие моменты:

  • аудит правильности исчисления базы налогообложения;
  • аудит правильности математических подсчетов и соответствие примененных показателей с данными граф отчетной формы;
  • ревизия обоснованности суммы вычетов;
  • сверка применения актуальных ставок налогообложения и льгот, их соответствие действующему законодательству.

На первом этапе происходит проверка логичности взаимосвязи предоставленных данных с отчетными показателями. Также происходит сравнение данных деклараций с бухгалтерским балансом, их взаимосвязь.

При необходимости налоговики имеют право истребовать у налогового агента другие бухгалтерские документы ( договора, счета-фактуры и другие), — это право закреплено на законодательном уровне в статьях НК РФ. Налогоплательщик предоставляет заверенные копии этих документов.

Отказ от предоставления или предоставление актов по истечению установленного срока является правонарушением и наказывается штрафом. Предоставление документов с неправдивыми сведениями также карается штрафными санкциями.

Вручается квитанция на оплату штрафа контролирующим органом.

Узнать, на как ом этапе сейчас процедура можно через специальный сервис ФНС путем ввода реквизитов налогоплательщика. После обработки запроса программа выдает статус, который значит стадию хода ревизии.

Дискуссионные моменты

Мы изучили основные характеристики такого явления, как камеральная проверка, что это такое. Вместе с тем стоит отметить нюанс, касающийся некоторых проблемных и в какой-то мере дискуссионных моментов, характерных для этой процедуры. Как полагают многие юристы, в этой области есть нерешенные проблемы правового, а также организационного характера. Их можно наблюдать в ходе правоприменительной практики, деятельности арбитражей.

Одна из самых актуальных проблем связана с процедурой возмещения НДС. Дело в том, что предприятия, переплатившие по тем или иным основаниям данный налог, формально имеют право вернуть излишки из бюджета. Однако на практике осуществить эту процедуру бизнесам бывает непросто – главным образом потому, что органы ФНС, как считают некоторые эксперты, иногда слишком активно увлекаются затребованием от предприятий дополнительных документов в ходе камеральной проверки деклараций НДС. Это существенно замедляет процесс, и может негативно сказаться на динамике взаимодействия предприятия с партнерами и контрагентами. Сложность здесь также в том, что в НК РФ пока что нет перечня документов, которые могут однозначно свидетельствовать о праве бизнеса на получение вычета по НДС. И потому налоговики, как отмечают эксперты, требуют иногда слишком обширный круг источников.

Еще одна группа проблем связана, собственно, с не вполне однозначными, как считают некоторые юристы, формулировками в НК РФ. Простой пример – в 3-м пункте 88-й статьи Кодекса сказано, что при выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в декларации об этом сообщается налогоплательщику. Однако, как отмечают юристы, здесь прямо не указано – это обязанность ФНС или же все-таки право. При этом такого рода действие ФНС, как вынесение требования в адрес плательщика устранить нарушения, классифицируется именно как право, если исходить из формулировок 1-го пункта 31-й статьи НК РФ. В свою очередь, арбитражная практика содержит прецеденты, которые говорят о том, что соответствующее действие ФНС следует рассматривать все же как обязанность.

Следующая группа проблем связана с недостаточной проработанностью критериев, по которым проводятся выездные проверки, базируемые на результатах камеральных. То есть возможен вариант, когда бизнес однозначно вел работу с нарушениями, однако более строгая процедура контроля в отношении него не инициирована: все, что направила ФНС – акт камеральной налоговой проверки, который, по сути, может никак не повлиять на дальнейшее поведение бизнеса в аспекте намеренных нарушений релевантного законодательства. В свою очередь, бывает так, что предприятие допустило фактически случайные ошибки в заполнении документов, но ФНС все же решило осуществить выездное мероприятие.

Эксперты полагают, что справедливая зависимость между двумя процедурами налогового контроля все же должна быть. Критериями в этом случае могут выступить:

  • степень соответствия показателей в документах налогового и бухгалтерского характера;
  • логика между расчетными процедурами для разных участков бизнеса;
  • сравнение данных по разным периодам;
  • сопоставление сведений, полученных в ходе камеральной проверки и информации, получаемой ФНС из иных источников.

В качестве возможных инструментов, которые бы позволили ФНС сделать работу эффективнее, эксперты называют совершенствование технологической базы. То есть если, например, какие-то несоответствия по тому или иному бизнесу есть, и они явные – компьютерная программа в соответствии с заложенными алгоритмами наглядно и при задействовании объективных показателей, сможет выявить возможные нарушения, которые могут быть основой для выездной проверки.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector