Камеральная налоговая проверка: что это такое и к каким последствиям приводит

Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок

Итак, налоговая декларация успешно подготовлена и уже поступила в ИФНС. С этого момента и начинается «камералка». Эта проверка – форма текущего контроля. Камеральная проверка в большинстве случаев проводится непосредственно в налоговом органе. Основная задача инспектора – определить корректность применения льгот по налогам и сборам, а также правильно ли соблюдается налоговое законодательство.

На начальном этапе проверяется заполнение налоговой декларации или другой формы расчета, налоговики сравнивают показатели с несколькими данными:

  • Предыдущими декларациями;
  • Данными бухгалтерской отчетности;
  • Расчетами по другим налогам;
  • Документами, которыми обладает налоговая инспекция

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщик не получает, а все необходимые документы он обязан предоставить в ИФНС по месту учета (то есть по месту нахождения юрлица, либо месту нахождения недвижимости, принадлежащей налогоплательщику).

Важная составляющая камеральной проверки – изучение так называемых контрольных соотношений показателей налоговой отчетности. Эти маркеры помогают понять насколько вообще корректно (и достоверно) заполнена декларация. Если в ходе проверки инспектор обнаружил ошибки, то он налогоплательщика обязательно потребуют пояснения или вообще заставят внести коррективы в декаларацию.

На это у него есть всего пять дней.

Мы уже говорили о том, что на проведение камеральной проверки у налогового органа есть всего три месяца. В пределах этого срока инспекторы имеют полное право затребовать дополнительные документы, если речь идет о расхождении в декларации. Если никаких нарушений не нашли, то камеральная проверка завершается «на автомате», никакого акта не составляется. Нужно насторожиться, когда налоговый инспектор потребовал какие-либо документы уже после окончания проверки: его действия явно незаконны.

Важно помнить, что у ФНС есть и другие инстументы при проведении камеральной проверки. Инспекторы могут назначить экспертизу, допросить свидетелей или узких специалистов, с согласия налогоплательщика – осмотреть помещение

В любом случае, если налоговиков в декларации что-либо не устроило, плательщик получит на руки специальный акт о проведении камеральной проверки, как правило, в течение десяти рабочих дней с момента ее завершения. У предпринимателя есть месяц, чтобы подготовить возражение на действия сотрудников ИФНС.

Камеральную проверку, несмотря на кажущуюся «простоту», недооценивать не стоит, поскольку по ее результатам налоговый орган может решиться на проведение выездной проверки, пожалуй, – наиболее эффективной формы налогового контроля.

В этом случае инспекторы более тщательно изучают финансовые документы и отчетность налогоплательщика, поскольку проводится она на территории предприятия. У многих предпринимателей визит сотрудника ИФНС может вызвать несказанное удивление. Тем не менее, все вполне законно: предупреждать заранее о проверке налоговики вовсе не обязаны.

А вот предъявить свои служебные удостоверения должны, и если в решении начальника инспекции указаны фамилии одних сотрудников, а проверять почему-то пришли другие, то это будет грубейшим нарушением должностных инструкций. В законности такой проверки можно сомневаться. Что обычно интересует налоговиков? Понять это помогут основные отличия выездной проверки от камеральной.

Процедура в отношении юр. лиц

Данное мероприятие охватывает всю деятельность компании, которую она вела за последние три года. Документы за более ранние периоды не проверяют, поскольку по ним в любом случае наступил срок исковой давности.

Саму процедуру могут провести сотрудники ФНС без участия налогоплательщика. Часто руководство компании узнает о том, что проводится проверка после того, как будет затребована дополнительная документация или уже запрашиваются объяснения по какому-либо поводу.

С другой стороны, налогоплательщик тоже может принимать участие в процедуре, в том случае, если проверка ведется углубленно.

Для того чтобы процедура камерального контроля была запущена, приказ руководителя ФНС не нужен, также не требуется и ваше согласие на проведение проверки.

Также во время проверки будет производиться сравнение декларации поданной недавно, с теми декларациями, которые были поданы за последние три года. Кроме этого, специалисты ФНС проведут общий анализ всех данных.

Что представляет собой акт камеральной проверки налоговой службы?

Камеральная проверка – это сверка данных, представленных в декларации с базой данных. Такая проверка всегда автоматизирована и зачастую сводится к тому, что проверяют только расчеты, которые предоставлены компанией в декларации.

Данная проверка всегда проводится только после подачи в налоговую службу декларации, ее может подать как организация, так и индивидуальный предприниматель.

Для проведения камеральной проверки не нужны специальные распоряжения, то есть она проходит каждый раз при подаче декларации. К тому же происходит она без выезда на место, где ведется деятельность организации.

После проверки подсчетов, которые были проведены организацией, если ошибки не были обнаружены, то на этом проверка заканчивается. Стоит отметить, что четкой формы, по которой необходимо составлять акт, если проверкой не было выявлено ошибок, законом не предусмотрено.

Однако если были выявлены расхождения или несоответствия, в таком случае инспектор обязательно должен составить акт проверки. Данный документ будет являться официальной бумагой, поэтому заполнять его нужно строго по плану, который предусмотрен законом.

Камеральная проверка проводится в срок до трех месяцев, начиная со дня даты подачи декларации в налоговый орган. То есть если вы подали декларацию 10 марта, то ровно через три месяца, то есть 10 июня закончится срок проверки.

Это не зависит от наличия праздничных и выходных дней или количества дней в каком-либо месяце. После окончания проверки акт о ней составляется в срок до десяти дней. Однако перед составлением акта инспектор налоговой службы обязан рассмотреть все разъяснения, которые ему предоставит организация, это обозначено на законодательном уровне.

В течении пяти дней этот человек должен уведомить руководителя проверяемой организации о наличии такого рода акта, после чего сам руководитель должен расписаться, тем самым подтвердив, что он с документом ознакомлен.

У актов камеральной проверки есть четкая структура. В вводной части должна быть указана информация о проверяемой организации и о проверке, которая проводится. В основной части проводится описание, в нем инспектор должен обозначит и раскрыть все факты, которые говорят о нарушениях.

В этой части все данные должны быть четко систематизированы, а факты обосновываться законами. В заключительной части находятся выводы проверке, а также информация о последствиях, которые могут произойти из-за нарушений и возможные пути их устранения.

К тому же к акту в качестве приложений подкрепляются подтверждения фактов нарушений. К ним могут относиться все подтверждающие документы, в том числе расчеты, которые не совпадают с декларацией и некоторые справки.

Итак, камеральная проверка производится каждый раз, когда организация предоставляет декларацию в налоговый орган. Четкий акт составляется инспектором только в том случае, если были выявлены нарушения и несоответствия.

При этом после проверки, но до составления акта у организации всегда есть несколько дней для того, чтобы предоставить документы и факты, которые будут доказывать правоту организации и скажут инспектору о том, что никаких нарушений декларации нет.

В каких случаях потребуется писать объяснительную

Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:

  • в декларации содержатся противоречия с другими сведениями. Которыми располагает ФНС;
  • в декларации по налогу на прибыль показан налоговый убыток;
  • уточненная декларация содержит меньшую сумму налога, чем первичный вариант;
  • прописаны те или иные льготы;
  • налоги касаются использования природных ресурсов;
  • в отчетности заявлено о возмещении НДС.

Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:

  • лично (требование вручается под роспись);
  • заказным почтовым отправлением;
  • электронным письмом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом

После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:

  1. Подать уточненную декларацию, при этом ее ожидает новая проверка.
  2. Дать пояснения в письменной форме (по некоторым налогам ФНС рекомендует определенные формы, но использовать исключительно их предприниматель не обязан).
  3. В случае вызова необходимо явиться в налоговую и дать объяснения лично. При неявке руководство рискует штрафом в 2-4 тыс.руб. за невыполнение требований налогового органа.

Преимущества камеральной проверки

Обратите внимание: В соответствие со статьей 9 Закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов»:

проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства могут быть инициированы органами государственной налоговой службы только в случаях выявления нарушений по результатам камерального контроля.

Что такое камеральная проверка?

Камеральный контроль – это изучение и анализ финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в органе государственной налоговой службы.

Под другими документами подразумеваются сведения о компании, полученные от самого налогоплательщика или от третьих лиц. Например, сведения из банка об открытых счетах, сведения об арендованных помещениях в форме 8.

При камеральном контроле также анализируются необычные, несвойственные данному виду деятельности операции.

Камеральный контроль проводится по месту нахождения налоговой службы без посещения налогоплательщика.

Зачем нужна камеральная проверка?

В механизме налогового контроля камеральная налоговая проверка является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить правонарушения.

Целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения налоговых правонарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

Результаты камеральной проверки

Если в ходе камерального контроля выявлены ошибки в заполнении налоговой отчетности или противоречия между сведениями, содержащимися в представленной налоговой отчетности и имеющимися в органах государственной налоговой службы, об этом в письменной форме, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления.

Налогоплательщик обязан в десятидневный срок со дня получения требования о внесении исправлений представить исправленную налоговую отчетность по соответствующим налогам и другим обязательным платежам либо обоснование выявленных расхождений с представлением подтверждающих документов в письменной, в том числе в электронной форме.

Перепроверяйте отчеты, платите налоги своевременно, анализируйте динамику роста компании — все это положительно скажется при проведении камерального контроля. И соответственно при составлении списков по плановой проверке.

04.12.2017

Дискуссионные моменты

Мы изучили основные характеристики такого явления, как камеральная проверка, что это такое. Вместе с тем стоит отметить нюанс, касающийся некоторых проблемных и в какой-то мере дискуссионных моментов, характерных для этой процедуры. Как полагают многие юристы, в этой области есть нерешенные проблемы правового, а также организационного характера. Их можно наблюдать в ходе правоприменительной практики, деятельности арбитражей.

Одна из самых актуальных проблем связана с процедурой возмещения НДС. Дело в том, что предприятия, переплатившие по тем или иным основаниям данный налог, формально имеют право вернуть излишки из бюджета. Однако на практике осуществить эту процедуру бизнесам бывает непросто — главным образом потому, что органы ФНС, как считают некоторые эксперты, иногда слишком активно увлекаются затребованием от предприятий дополнительных документов в ходе камеральной проверки деклараций НДС. Это существенно замедляет процесс, и может негативно сказаться на динамике взаимодействия предприятия с партнерами и контрагентами. Сложность здесь также в том, что в НК РФ пока что нет перечня документов, которые могут однозначно свидетельствовать о праве бизнеса на получение вычета по НДС. И потому налоговики, как отмечают эксперты, требуют иногда слишком обширный круг источников.

Еще одна группа проблем связана, собственно, с не вполне однозначными, как считают некоторые юристы, формулировками в НК РФ. Простой пример — в 3-м пункте 88-й статьи Кодекса сказано, что при выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в декларации об этом сообщается налогоплательщику. Однако, как отмечают юристы, здесь прямо не указано — это обязанность ФНС или же все-таки право. При этом такого рода действие ФНС, как вынесение требования в адрес плательщика устранить нарушения, классифицируется именно как право, если исходить из формулировок 1-го пункта 31-й статьи НК РФ. В свою очередь, арбитражная практика содержит прецеденты, которые говорят о том, что соответствующее действие ФНС следует рассматривать все же как обязанность.

Следующая группа проблем связана с недостаточной проработанностью критериев, по которым проводятся выездные проверки, базируемые на результатах камеральных. То есть возможен вариант, когда бизнес однозначно вел работу с нарушениями, однако более строгая процедура контроля в отношении него не инициирована: все, что направила ФНС — акт камеральной налоговой проверки, который, по сути, может никак не повлиять на дальнейшее поведение бизнеса в аспекте намеренных нарушений релевантного законодательства. В свою очередь, бывает так, что предприятие допустило фактически случайные ошибки в заполнении документов, но ФНС все же решило осуществить выездное мероприятие.

Эксперты полагают, что справедливая зависимость между двумя процедурами налогового контроля все же должна быть. Критериями в этом случае могут выступить:

  • степень соответствия показателей в документах налогового и бухгалтерского характера;
  • логика между расчетными процедурами для разных участков бизнеса;
  • сравнение данных по разным периодам;
  • сопоставление сведений, полученных в ходе камеральной проверки и информации, получаемой ФНС из иных источников.

В качестве возможных инструментов, которые бы позволили ФНС сделать работу эффективнее, эксперты называют совершенствование технологической базы. То есть если, например, какие-то несоответствия по тому или иному бизнесу есть, и они явные — компьютерная программа в соответствии с заложенными алгоритмами наглядно и при задействовании объективных показателей, сможет выявить возможные нарушения, которые могут быть основой для выездной проверки.

Порядок проведения камеральной проверки пошагово

В Российской Федерации внедрены автоматические системы проверки деклараций, такие как АИС «Налог» или АСК «НДС-2», но даже самые продвинутые алгоритмы и программы требуют личного вмешательства специалистов по налоговому учету.

Как всё работает на практике?

  1. Ввод в автоматизированную систему (АИС) всех деклараций вне зависимости от того, в каком виде они поступили – в бумажном или электронном.
  2. АИС обрабатывает информацию по своим алгоритмам, анализируя взаимосвязи между разными показателями, заодно сопоставляя «свежие» данные с данными за прошедший налоговый период (предыдущие декларации). По результатам машинного арифметического анализа автоматически формируется протокол разногласий.
  3. Анализ протокола разногласий – обязанность сотрудников ФНС. Тщательный разбор данных сразу же выявляет арифметические ошибки и расхождения, за которыми нередко прячутся серьезные нарушения законодательства. Инспектора и сотрудники ФМС дотошно сравнивают данные из поданной декларации с прочей отчетностью, устанавливают законность оснований для применения льготного налогообложения.
  4. Если выявлены существенные нарушения, это может послужить основанием для углубленной камеральной налоговой проверки (КНП). Поскольку возможности налоговиков при «камералке» ограничены законом, сведения о возможных криминальных схемах ухода от налогов могут быть внесены в специальные информационные ресурсы, которые формируют рейтинг рисков для компаний. Это обычно влечет за собой выездную проверку с обширными полномочиями, которая не заставит себя долго ждать.
  5. ФНС вправе затребовать пояснения или предоставить дополнительную отчетность, документацию.
  6. Составляется итоговый Акт.

В ходе КП с большой вероятностью вскрываются нарушения, иногда – незначительные, иногда – существенные и серьезные.

Какие типы нарушений обнаруживаются в большинстве случаев?

  • Обычные опечатки и заурядные арифметические ошибки. Злого умысла здесь нет, причина ‒ человеческий фактор.
  • Занижение налогооблагаемой базы либо искусственное завышение расходов может сигнализировать о попытке ухода от налогов, что может повлечь за собой весьма серьёзные последствия, начиная от штрафов и заканчивая уголовным делом.
  • Нестыковки между декларируемой выручкой и налогом на прибыль и расчетом НДС.
  • Пользование необоснованными льготами, например, по налогу на имущество.
  • Необоснованное заявление к возмещению НДС из бюджета.

Заключение

Уважаемые читатели! – мероприятие, которое может проводиться не один раз, поэтому к нему нужно быть готовым. Соблюдайте требования законодательства, не игнорируйте требования ФНС и никаких проблем с контролирующими органами у вас не возникнет.

Камеральная
налоговая проверка –
это
проверка соблюдения законодательства
о налогах и сборах на основе налоговой
декларации и документов, которые
налогоплательщик самостоятельно сдал
в налоговую инспекцию, а также документов,
которые имеются у налогового органа.

Назначением

камеральной проверки является контроль
за соблюдением налогоплательщиком
законодательных нормативных правовых
актов о налогах и сборах, выявление и
предотвращение налоговых правонарушений
взыскание сумм неуплаченных (не полностью
уплаченных) налогов по выявленным
правонарушениям, привлечение виновных
лиц к ответственности за совершение
налоговых правонарушений, а также
подготовка необходимой информации для
обеспечения рационального отбора
налогоплательщиков для проведения
выездных налоговых проверок.

Порядок
и сроки проведения камеральной проверки

Порядок
проведения камеральной проверки
установлен статьей
88 НК РФ
.

Камеральная
проверка начинается после того, как
налогоплательщик представил в налоговый
орган налоговую декларацию или расчет.
Для начала проверки не требуется
какого-либо специального решения
руководителя налогового органа или
разрешения налогоплательщика.

Уведомление
о начале камеральной проверки
налогоплательщику не направляется.

Камеральная
проверка проводится в течение 3-х
месяцев

со дня представления декларации в
налоговый орган.

Если
в ходе камеральной проверки выявлены
ошибки, расхождения или несоответствие
сведений, налоговый орган сообщает об
этом налогоплательщику с требованием
представить пояснения и/или внести
исправления в налоговую декларацию.

В
ходе камеральной проверки налоговый
орган вправе запросить у налогоплательщика
дополнительные сведения или документы
в следующих случаях:

заявлена
сумма НДС к возмещению;

заявлены
льготы;

отчетность
представлена по налогам, связанным с
использованием природных ресурсов;

декларация
по налогу на прибыль или налогу на
доходы физических лиц представлена
участником договора инвестиционного;
товарищества.

Возможные
действия налогового органа при проведении
камеральной проверки

Истребование
документов у налогоплательщика

случаях, предусмотренных Налоговым
кодексом, статья
93 НК РФ
)

Истребование
документов и сведений у контрагентов
и иных лиц

(статья
93.1 НК РФ
)

Допрос
свидетелей

(статья
90 НК РФ
)

Проведение
экспертизы

(статья
95 НК РФ
)

Участие
переводчика, эксперта

(статья
95
,
97
НК РФ
)

Осмотр
документов и предметов

(с согласия налогоплательщика) (статьи
91
,
92
НК РФ
)

Оформление
результатов камеральной проверки

Нарушения
не выявлены:

камеральная
проверка автоматически завершается.
Сообщение налоговым органом
налогоплательщику об отсутствии
нарушений и окончании камеральной
проверки законодательством не
предусмотрено.

Выявлены
нарушения:

в
течение 10
рабочих дней

с момента завершения камеральной
проверки составляется акт камеральной
проверки в соответствии со ст.100
НК РФ
;

акт
не позднее 5
рабочих дней

с даты составления вручается
налогоплательщику;

налогоплательщик
в течение 1
месяца

вправе подать возражения на акт
камеральной проверки;

в
течение 10
рабочих дней

после окончания срока представления
возражений руководитель налогового
органа обязан рассмотреть материалы
проверки, возражения налогоплательщика,
и вынести решение о привлечении либо
об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения.

Налоговый
орган обязан уведомить налогоплательщика
о времени и месте рассмотрения материалов
проверки.

В
отдельных случаях руководитель может
принять решение о продлении срока
рассмотрения материалов проверки (не
более одного месяца) и проведении
дополнительных
мероприятий налогового контроля
.

Камеральная налоговая проверка – это один из наиболее распространенных видов аудита, который осуществляется налоговой службой. При этом проводится она в отношении абсолютно всех налогоплательщиков. Каковы особенности данной процедуры? Что необходимо знать налогоплательщику?

Ну и в качестве вывода:

Порядок и основания проведения КНП установлены в ст. 88 НК РФ.

Проводится она по месту нахождения налогового органа, т.е. соответствующего территориального подразделения ФНС России, в котором налогоплательщик состоит на учете. Исключения имеются только для категории крупнейших налогоплательщиков, камеральная проверка по которым может проводиться по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
По месту нахождения налогоплательщика КП проводиться не может. Это законом не допускается.

Что проверяют?

Налоговый орган согласно п. 1 ст. 88 НК РФ осуществляет исследование на предмет соответствия налоговому законодательству налоговых деклараций и налоговых расчетов, а так же других документов о деятельности налогоплательщика.
При проведении КНП налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

Правда, есть три исключения, которые указаны в п. 6 ст. 88 НК РФ – при использовании налогоплательщиком налоговых льгот, п. 8 ст. 88 НК РФ – при предоставлении декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, п. 9 ст. 88 НК РФ – по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

Решение о проведении камеральной налоговой проверки не выносится. Налогоплательщик может и не знать, что в отношении него ведется налоговый контроль в форме камеральной проверки. В качестве примера могу привести постановление ФАС ВСО от 27.09.2005 года № А33-5200/05ФО2-4213/05-С1, которым налогоплательщику было разъяснено, что проведение КНП без уведомления последнего не нарушает его законных прав и интересов.

Еще раз сделаем совместно с указанным в Определении КС РФ от 08.04.2010 № 441-О-О вывод о том, что КП по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Какова цель КП?

К цели КП мы сможем подойти, предварительно определившись с ее функцией.
КП несет в себе две функции: это средство контроля правильности и достоверности составления налоговых деклараций и в тоже время это средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Исходя из положений ст. 88 НК РФ КП может быть определена как проверка чисто техническая, при которой налоговый инспектор проверяет налоговые декларации и расчеты на предмет соответствия закону и на предмет определения противоречий в представленных документах.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий