Внешнее управление при банкротстве: суть и основные особенности

Отличие внешнего управления от стадии финансового оздоровления

Внешнее управление и финансовое оздоровление – это реабилитационные процедуры, которые имеют много общего между собой. Так, они вводятся в отношении юрлиц и преследуют цель сохранения должника как рыночного субъекта. Обе процедуры предполагают льготные условия ведения деятельности для банкрота и вводятся по решению суда или первого кредиторского собрания.

Между тем, принципиальным отличием между двумя процедурами является такой аспект: кто именно будет организовывать финансово-экономическую реабилитацию должника. В случае с управлением это внешний профессиональный управляющий, тогда как при оздоровлении – сам менеджмент организации (хоть и с ограничениями в плане полномочий).

Финансовое оздоровление и внешнее управление — это две реабилитационные стадии процедуры банкротства. Они вводятся в отношении должника и преследуют главную цель — сохранить компанию в качестве рыночного субъекта. Обе процедуры предоставляют льготные условия по ведению деятельности и вводятся по решению суда либо первого собрания кредиторов.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

ИнформацияПринципиальные отличия между этими двумя стадиями заключаются в организации финансово-экономической реабилитации организации-должника. На стадии оздоровления руководство сохраняется за менеджментом компании (с ограничением полномочий), а в случае внешнего управления эти функции ложатся на плечи управляющего, назначенного судом.

Между стадиями внешнего управления и финансового оздоровления есть отличия и по методам, принимаемым для восстановления работы должника. Финансовое оздоровление в общем смысле является рассрочкой для погашения кредиторской задолженности под определенные гарантии. При внешнем управлении применяется комплекс мер по изменению стратегии ведения юридического лица.

Права и обязанности внешнего управляющего

Эффективность деятельности напрямую зависит от наделения внешнего управляющего определенными правами, которых, в условиях нормальной хозяйственной деятельности, лишен отстраненный от должности руководитель.

Их исчерпывающий перечень содержится в ст. 99 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве). Одним из специфических полномочий внешнего управляющего при банкротстве является право заключения контрактов стоимостью до 20% от активов предприятия без согласия собственников. А при заключении контрактов стоимостью более 20% активов. Стоит отметить, что сделку одобряют не собственники, а кредиторы предприятия.

План работы

Вновь назначенный внешний управляющий обязан в течение месяца разработать план мероприятий, направленных на оздоровление убыточного предприятия и восстановление его платежеспособности.

В этом плане отражаются:

  • мероприятия по восстановлению платежеспособности за счет реорганизации структуры расходов;
  • период, в котором ожидается получение эффекта оздоровления с календарным графиком мероприятий посредством внешнего управляющего при банкротстве;
  • меры по привлечению дополнительных инвестиций и взысканию дебиторской задолженности;
  • план по ожидаемым доходам.

Применяемые уполномоченным лицом меры

Для достижения поставленных целей можно:

  • сменить профиль деятельности юрлица;
  • прекратить работу убыточных филиалов и подразделений;
  • продать неиспользуемые в производстве активы;
  • заменить неиспользуемые активы более эффективными;
  • организовать взыскание дебиторской задолженности;
  • реорганизовать штатную структуру.

Большинство этих мероприятий не требуют согласия собственников. В своей деятельности внешний управляющий подотчетный только назначившему его арбитражному суду.

Стадии банкротства внешнего управления

Конкурсный управляющий отвечает за составление подробного плана, который будет последовательно выполняться на всех стадиях получения статуса несостоятельности. Внешнее управление при банкротстве состоит из следующих стадий:

  • поиск, согласование и наём управляющего;
  • разработка этапов, постановление цели для дальнейшей работы;
  • стадия создания плана для финансового оздоровления;
  • провести собрание кредиторов, согласовать цель внешнего управления при банкротстве и обсудить намеченные мероприятия для восстановления компании, по необходимости внести коррективы;
  • старт запланированных мероприятий;
  • завершающая стадия в виде исполнения данных кредиторам обязательств.

Для того чтобы управлять процессом необходимо иметь тщательно разработанный пошаговый план, следуя которому, можно добиться положительного результата. Чтобы приостановить процесс признания несостоятельности в разработанном плане действий должны быть прописаны следующие этапы:

  • пошаговые действия, влияющие на восстановление платежеспособности;
  • все данные обязательства кредиторам, оговоренные сроки приведения их в действие;
  • набросок сметы на реализацию;
  • четко оговоренный срок, за который проблема с неплатежеспособностью будет ликвидирована;
  • факты, аргументы, которые подтверждают, что вернуть финансовую стабильность предприятию реально;
  • описание функций всех взыскателей и комитета, одобряющего действия несостоятельного предприятия.

Назначенный управляющий должен постоянно составлять отчеты и рассказывать о совершенных действиях кредитором, если они изъявляют желание их просмотреть.  По , внешнее управление можно считать успешным, если предприятие вернуло статус платежеспособной организации и расплатилось по всем накопленным ранее долгам.

О сроках

В соответствии с действующим законодательством и Федеральным законом №127 «О несостоятельности (банкротстве)», сроки утверждения внешнего управления и выбора кандидатуры на данную должность строго ограничены. Так, внешнее управление силами арбитражного исполнителя может осуществляться в течение не более 18 месяцев и продлеваться по решению собрания кредиторов на срок не более 6 месяцев.

Спустя месяц после назначения процедуры внешнего управления управляющий должен предоставить собранию план действий на время своей работы. Учитывая, что после вступления в силу решения суда прошлое руководство компании отстраняется от своих обязательств, оповещение об этом должно прийти в тот же или на следующий день после назначения процедуры.

Срок внешнего управления

Внешнее управление – не бесконечно и может быть введено максимально на полгода. Но при определенных условиях этот срок может быть продлен вплоть до 1,5 лет. Именно такими временными рамками обычно и ограничивается данная процедура.

Кроме градообразующих предприятий на продление процедуры могут рассчитывать фермерские хозяйства. Судом устанавливается такой срок, в течение которого может быть выращен и собран урожай. К общему сроку внешнего управления в 18 месяцев может быть добавлен еще год. Это делается в исключительных случаях процедуры банкротства, когда на деятельность должника повлияли стихийные бедствия.

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Внешнее управление при банкротстве

Внешнее управление может осуществляться при банкротстве определенных категорий должников.

В остальных случаях эта процедура не осуществляется.

Юридического лица

Внешнее управление применяется к юридическому лицу, если суду была доказана временная финансовая несостоятельность должника, которая может быть устранена после проведения мероприятий по оздоровлению.

В рамках этого этапа могут быть проведены различные меры, в результате чего:

  • улучшится денежная ситуация;
  • потенциальный банкрот сможет не только вернуть долги, но и продолжить свою деятельность.

Физического лица

Физические лица, в отношении которых было возбуждено дело о банкротстве, не проходят процедуру внешнего управления.

По отношению к ним применяется реструктуризация долгов, по окончании которой происходит:

  • реализация имущества;
  • погашение оставшихся долгов.

Предприятия

Внешний управляющий назначается на предприятия для проведения мероприятий по оздоровлению финансовой системы компании.

В данном случае срок проведения этого этапа может составлять максимум два года, если кредиторы или управляющий подадут заявление об увеличении периода его реализации (первоначально он рассчитан на восемнадцать месяцев).

Банка

Согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении кредитных организаций процедура внешнего управления не применяется.

В данном случае допускаются другие мероприятия для оздоровления финансового положения должника, которые могут быть реализованы в досудебном порядке.

После подачи заявления в Арбитражный суд может быть вынесено решение только о конкурсном производстве с последующим банкротством банка.

Застройщика

В отношении строительных компаний также может быть введено внешнее управление, в результате которого застройщик может:

  • завершить проект;
  • отдать долги всем кредиторам.

Работа в отношении лиц разной категории

Процедура назначается в отношении юрлица, если арбитражу была доказана временная несостоятельность задолжавшего в денежном плане, которая может восстановиться после проведения определенных действий специалиста. Процедуры проводятся разные, и в итоге:

  • финансовая составляющая восстанавливается;

  • юрлицо может делать выплаты и работать дальше.

Физлица, в отношении которых проводится процедура несостоятельности, не нуждаются в услугах управляющего. В данной ситуации используется реструктуризация задолженности, в итоге:

  • распродается имущество;

  • задолженность гасится.

Внешний управляющий при банкротстве назначается в организации для осуществления процесса по реабилитации финансового положения фирмы. В данной ситуации время работы может быть и 24 месяца Это становится возможным, если займодатели или специалист направят заявление о продлении срока его производства (стандартный срок 18 месяцев).

По ФЗ РФ в отношении банков назначение управляющего не практикуется. Используются иные меры для оздоровления потенциального банкрота, которые реализуются до суда.

После того как заявление будет направлено в арбитраж, может быть вынесено решение об осуществлении и проведении конкурса с дальнейшей ликвидацией кредитно-финансовой организации.

Если касаться застройщика, то уполномоченный может назначаться, в результате чего строительная компания сможет:

  • закончить строительство;

  • рассчитаться с займодателями.

Когда после работы ответственного специалиста это выполнить нереально, то в отношении застройщика проводится конкурс и имеющаяся у него собственность распродается в счет выплаты долгов.

Составление плана

Вначале своей деятельности управленец должен составить план действий, которые будут выполняться им на протяжении всей процедуры управления. К таким восстановительным мероприятиям относятся:

  • изменение вида деятельности организации;
  • закрытие убыточных направлений;
  • реализация активов фирмы;
  • выпуск дополнительных ценных бумаг;
  • повышение квалификации сотрудников;
  • пополнение уставного капитала и т. д.

В образце документа указываются порядок и сроки реализации каждого мероприятия. Все запланированные действия должны быть подкреплены соответствующими расчётами предполагаемых расходов и доходов.

На общем заседании заимодатели рассматривают представленный управляющим план для его утверждения или отклонения с целью дальнейшей доработки.

Неудовлетворённость составлением документа может послужить основанием для инициирования заимодателями снятия специалиста с должности и назначения нового кандидата.

Отчетность

По результатам выполнения работы специалист составляет официальный документ. Итоговый отчет внешнего управляющего включает в себя:

  1. Баланс задолжавшего на конечную дату отчетности.

  2. Отчет о передвижении финансов.

  3. Отчет о доходах и расходах задолжавшего.

  4. Данные о наличии свободных финансов и иных денег юрлица, которые могут направляться для кредиторов.

  5. Расшифровка долга и информации об оставшихся невыполненных правах требования задолжавшего.

  6. Данные о требованиях займодателей, которые были исполнены и есть в перечне требований.

  7. Прочие данные о том, как погасить задолженности.

Отчетный материал, рассмотренный одномоментно с протоколом, в котором прописано принятое займодателями решение, отправляется в арбитраж не позже, чем через 5 суток после даты выполнения сбора. Изучив материалы и приложения к ним, арбитраж выносит определение:

  1. О завершении дела о несостоятельности в ситуации, когда все требования займодателей удовлетворены или при добровольном соглашении.

  2. О старте к расчетам с займодателями в ситуации, если удовлетворен запрос собрания о завершении работы из-за того, что платежеспособность восстановлена.

  3. Об увеличении времени процедуры работы в ситуации удовлетворения просьбы кредиторов.

Также судебный орган выносит постановление о признании юрлица банкротом и об открытии конкурса, если ходатайствуют займодатели.

Банкротом организация будет объявлена в случае отказа в утверждении отчетного документа уполномоченного или непредставления этих материалов в течение 30 дней со дня завершения процесса работы специалиста.

Правовые последствия

Правовые последствия при внешнем управлении могут носить двоякий характер:

  • положительный – когда в результате предпринятых мер произошло оздоровление предприятия;
  • отрицательный – когда предпринятые внешним управляющим меры не смогли сохранить организацию на плаву и повлекли его ликвидацию.

С точки зрения закона они не накладывают ответственности на лицо, назначенное арбитражным судом в качестве внешнего управляющего. Невозможность спасти банкрота внешним управлением связана не столько с личностью и деловыми качествами, сколько с комплексом проблем, приведших к возникновению долга, неблагоприятной финансовой ситуацией, нестабильностью рынка, огромной кредиторской задолженности, которую невозможно погасить в отведенные для внешнего управления сроки.

Общие сведения

Признание юридического лица банкротом – многоступенчатый механизм, состоящий из ряда последовательных действий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и возможности его нормального функционирования в будущем. Законодатель, вырабатывая механизм банкротства, в основу закладывал возможность оздоровления юрлица, связывая его неэффективную деятельность, приведшую к неплатежеспособности, с неэффективностью управления.

В силу этого, одной из стадий банкротства является внешнее управление. В этот период бывшее руководство полностью отстраняется от участия в хозяйственной и финансовой деятельности, а функции руководителя переходят в полном объеме к назначаемому арбитражным судом лицу.

Цели и задачи внешнего управления

При введении внешнего управления арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве юридического лица, преследует следующие цели:

  • восстановление платежеспособности предприятия;
  • погашение по мере возрастания платежеспособности требований кредиторов;
  • налаживание эффективного менеджмента, способного в будущем не допустить повторения ситуации.

Для решения этих задач назначенное лицо принимает на себя полномочия руководителя и несет полную ответственность за хозяйственную и финансовую деятельность во весь период своей деятельности, который, по закону, может длиться 18 месяцев. В случае необходимости продлевается решением суда.

Что такое внешнее управление

Внешнее управление при банкротстве – это совокупность определенных мероприятий, предназначенных для исправления финансовой ситуации, сложившейся на производстве. Начало проведения подобных действий возможно лишь после выдачи постановления арбитражным судом. Согласно ФЗ, такое постановление может быть выдано лишь тем организациям, которые имеет арбитражного управляющего и реальные шансы на изменение положения. Чтобы осуществить намеченный план по возвращении из несостоятельного производства в платежеспособное требуется конкурсный управляющий, имеющий большой опыт в подобных делах.

Согласно законодательству право на реанимацию получают немногие предприятия. Процесс начинается исключительно после решения суда и проведения финансового оздоровления. Существуют дополнительные условия для старта процесса:

  • внешнее управление как процедура банкротства имеет реальный шанс вернуть юридическому лицу состоятельность за определенный срок;
  • на основе требований кредиторов было направлено ходатайство в уполномоченный орган для старта процедуры;
  • после просмотра ходатайства было вынесено решение, на основе закона о банкротстве, что внешнее управление действительно поможет вернуть предприятие к платежеспособному состоянию.

Главный нюанс такого мероприятия – это снятие, согласно закону, всех должностных лиц с занимаемых ими постов и назначение руководителем внешнего управляющего на необходимый для решения вопроса срок. Назначенный управляющий имеет полномочия, на основе статей о внешнем управлении в ФЗ о банкротстве, увольнять с должностей директоров, заместителей, бухгалтеров, изменять политику компании в нужном направлении.

Финансовое оздоровление и внешнее управление: в чем разница

Обе представленные процедуры служат для оздоровления предприятия, помощи юридическому лицу рассчитаться с накопившимися задолженностями и начать новый этап в развитии компании

Важно сходство двух мероприятий – это сохранение рыночной стоимости компании. К еще одному общему критерию можно добавить назначение проведения только по решению суда

Важные отличия начинаются с методов, которыми управляющий будет достигать финансовой независимости, оплаты долгов и выведения корпорации из кризиса. В случае финансового оздоровления управляющий оказывает ограниченное влияние, выступая в качестве антикризисного менеджера.  При старте процедуры ВУ все функции ложатся на выбранного арбитражного управляющего.

Финансовое оздоровление выступает как некая рассрочка на определенный срок с гарантиями, а управление – полноценное сочетание мероприятий с изменением стратегии ведения бизнеса, политики предприятия.

Ответственность и обязанности внешнего управляющего при банкротстве

Обязанности внешнего управленца утверждены в ст. 66 Закона РФ «О несостоятельности», к ним относятся:

  • ведение реестра кредиторских претензий;
  • проведение инвентаризации активов юрлица;
  • направление в суд заявления об отстранении от должности прежнего руководителя компании при неправомерности его действий;
  • обращение в суд с требованием признания неправомерных сделок, заключённых ранее, недействительными;
  • инициирование введения дополнительных мер по защите и сохранению активов юрлица;
  • направление возражений против несостоятельных претензий должника;
  • изучение и использование документов, которые относятся к прежней деятельности компании;
  • регулярное предоставление информации заимодателям о проделанной работе и выполнении мероприятий, указанных в утверждённом плане;
  • составление промежуточного отчёта о результатах проведённых мероприятий и выполненных работах.

Кроме этого, управленец обязан устанавливать заимодателей компании-должника и уведомлять каждого из них о начале процесса.

Назначения внешнего управляющего

Назначать специалиста для проведения внешнего руководства на предприятии может только судья. Решение принимается в соответствии с предложениями заимодателей, уполномоченного органа или других заинтересованных лиц, которые инициировали банкротство. В своём обращении заявитель указывает наименование организации и реквизиты кандидата на должность управляющего. В судебном решении указываются не только данные назначенного специалиста, но также сумма и источник его вознаграждения.

Кого могут назначить

Суд может назначить временным управленцем физическое лицо, которое владеет необходимыми знаниями, имеет опыт и является членом СРО.

К кандидату на должность управленца выдвигаются следующие требования:

  • наличие российского гражданства;
  • активный статус ИП;
  • высшее образование;
  • опыт работы руководителем от 2 лет;
  • наличие стажировки на должности помощника управляющего;
  • успешная сдача теории по специальности;
  • наличие действующего договора страхования ответственности.

Кроме этого, специалист не должен быть лично заинтересован в исходе судебного разбирательства. А также у него не должно быть судимости, случаев дисквалификации, наличия просроченных долгов и статуса банкрота.

Результативность проведения внешнего управления

Результативность стадии определяется по истечении срока, назначенного для вывода предприятия из кризиса. Внешний управляющий составляет отчет, который подлежит утверждению собранием кредиторов. Основным критерием эффективности его деятельности является полное восстановление работоспособности, погашение всей (или большей части) кредиторской задолженности.

В случае неэффективности его деятельности юрлицо вступает в следующую стадию процедуры – конкурсное производство, во время которого происходит фактическая ликвидация производства, распродажа всего его имущества и активов, увольнение работников и удовлетворение требований кредиторов за счет реализованных активов.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий