Критерии контролируемых сделок
Контролируемые сделки определяются критериями, содержащимися в НК РФ. Они представлены в таблице, отражающей изменения законодательства в текущем году. Для признания сделки контролируемой достаточно хотя бы одного из названых условий.
Категория сделки | Условия | Годовой лимит (млн руб.) |
---|---|---|
Между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в РФ | Различные ставки по налогу на прибыль, применяемые сторонами к прибыли по сделке. Один из участников:
| 1000 |
Несколько сделок по перепродаже товаров, работ, услуг при участии посредников, не относящихся к взаимозависимым лицам |
| 60 |
Внешнеторговые сделки из сферы мировой биржевой торговли | Предмет торговли – одна или несколько групп товаров:
| 60 |
С зарегистрированными в оффшорах, резидентами, жителями оффшоров. Перечень территорий утвержден Минфином | Особых условий нет | 60 |
Поправками законодательства, актуальными в текущем году для всех российских участников таких сделок, закреплен единый лимит доходов 1 млрд руб. (раньше значения могли быть разными, в зависимости от сделки), для иностранцев – 60 млн руб. (раньше сделки с иностранцами контролировались полностью). Российские фирмы дополнительно должны соответствовать условиям ст. 105.14-2 НК РФ. В нее добавлены новые основания, позволяющие определить сделку как контролируемую – в отношении добычи углеводородного сырья и различных ставок налога на прибыль.
Попали в зону контроля и операции с участием посредников, при условии превышения суммы доходов по ним по сравнению с лимитом. Годовые доходы подсчитываются с учетом положений гл. 25 НК РФ (НК РФ, ст. 105.14-9).
Внимание! Проценты по договору займа добавляются в доходы (документ №03-01-18/4-67 Минфина от 23/05/12 г.). Не относятся к контролируемым перечисленные ниже сделки:
Не относятся к контролируемым перечисленные ниже сделки:
- Участников консолидированной группы налогоплательщиков, кроме имеющих отношение к уплате НДПИ в процентах.
- Сделки, стороны которых в одно и то же время:
- зарегистрированы в определенном субъекте РФ;
- не создали обособленных подразделений в иных регионах РФ или за рубежом;
- не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных регионов;
- по расчетам налога на прибыль не имеют убытков, в том числе прошлых лет;
- нет причин признать сделку контролируемой по ст.105.14-2 пп. 2-7 НК РФ.
- Сделки, касающиеся углеводородного сырья на одном и том же новом морском месторождении.
- Кредитные договоры между банками на срок до одной недели включительно (7 дней).
- Сделки военно-технического характера с иностранными государствами.
Кроме того, не контролируются сделки по предоставлению поручительств, гарантий между российскими юрлицами, не являющимися банками; российскими взаимозависимыми лицами по предоставлению займов без процентов. Не контролируются также сделки по уступке прав (требований), если они направлены на предотвращение банкротства банка.
Перечень неконтролируемых сделок содержится в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Указанные сделки исключаются из контролируемых вне зависимости от того, удовлетворяют ли они требованиям ст. 105.14 п. 1-3 НК РФ.
Какая информация предоставляется налоговым органам?
Чтобы понять, причисляется ли сделка к контролируемым, нужно проверить ее концепцию и обстоятельства, при которых она проводится, на соответствие статье 105 НК РФ. Также следует просмотреть уведомления по контролируемым сделкам
Если их можно легко причислить к таковым, то при формировании налоговой отчетности особое внимание нужно уделить цене договора
Особенно важны отличия стоимости, по сравнению с договорами с другими контрагентами, а также степень соответствия общепринятой рыночной цене за конкретный период, о которых повествуют документы на конкретные контролируемые сделки. Заполнение бумаг обязательно проходит тщательно, учитываются все детали.
Компании, которые осуществляют проведение сделок со взаимозависимыми лицами, то есть при соответствии суммового критерия автоматически подпадают под понятие, отвечающее определению того, какие сделки контролируемые, обязаны отправить в налоговый орган, к которому причислены по местонахождению, специальные уведомления о контролируемых сделках. Кто сдает документацию, тот и должен всегда прикреплять данную бумагу к общей папке. О необходимости придерживаться этого правила свидетельствует приказ ФНС России. Нужно всегда помнить о концепции, которой обладает уведомление о контролируемых сделках, что это общий отчет о проведенной работе.
Если сотрудники ФНС захотят проверить дополнительные детали сделки, то по их требованию организации обязаны предоставить всю необходимую документацию. Статья 105 НК РФ регулирует данный аспект и называет необходимость предоставления по запросу конкретного перечная документов, который должен содержать основные сведения по сделке.
Что такое контролируемые сделки
Если вы обнаружили у себя контролируемой сделку, передайте в ИФНС сообщение по форме КНД 1110025. Постоянно проверять наличие критериев не обязательно. Это можно сделать один раз, по итогам прошедшего года. Инспекторы ждут уведомление до середины мая следующего года. Если контролируемая сделка состоялась в 2020 году, отчитаться без штрафа можно до 20 мая 2020 года.
Уведомление о контролируемой сделке
- Сделка заключена внутри консолидированной группы налогоплательщиков без участия сторонних организаций. Исключение:
- Операции с добытыми полезными ископаемыми, по которым НДПИ установлен в процентах,
- Операции, доходы и расходы от которых влияют на величину налога на дополнительный доход от добычи углеводородов,
- Все участвующие контрагенты отвечают следующим требованиям:
- Состоят на учете в ФНС одного и того региона России,
- Работают без обособленных подразделений. Или имеют их, но только на территории того же субъекта РФ, где находится головной офис,
- Перечисляют налог на прибыль только в регионе своего присутствия,
- Ведут прибыльную деятельность. В расчете текущего налога на прибыль нет прошлогодних или более ранних убытков,
- Не являются взаимозависимыми,
- Предметом контракта является кредит или депозит на срок до 7 календарных дней,
- Договор заключен на предоставление поручительства или гарантии,
- Участники договора – взаимозависимые лица. А его предмет – беспроцентный заем.
РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2020 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.
Взаимозависимые лица
В Налоговом кодексе четко прописаны основные определения, касающиеся понятия “контролируемая сделка”. Это признание как физических, так и юридических лиц взаимозависимыми, что влияет на результаты налогообложения. Данное определение присваивается только для тех видов сделок, когда отношения между двумя сторонами оказывают непосредственное влияние на условия и конечные результаты переговоров. Данный аспект очень важен для налогового законодательства, так как от результатов договоренностей зависит финансовая составляющая сделок, часть из которой всегда направляется в государственную казну.
Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках
Уведомление о контролируемых сделках включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.
В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.
Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однотипных сделок. Часть данного раздела очень похожа на анкету, в которой нужно выбрать верное утверждение и поставить нужный код. Коды указаны прямо в уведомлении.
Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.
Количество листов подраздела 1Б должно совпадать с количеством сделок, отмеченных в подразделе 1А. То есть если налогоплательщик составил четыре листа подраздела 1Б, то в подразделе 1А нужно отразить четыре сделки.
Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.
Основные критерии
Контролируемые сделки предназначены для того, чтобы устранить вероятность избегания уплаты налога. В случае сговора участников величина налога путем особых способов его уменьшения будет впоследствии перечислена в бюджет не в полном объеме. Для этого во время заключения сделок участниками могут отражаться неверные данные, касающиеся стоимости услуг либо товаров. Указывая в контракте фиктивную стоимость, участники соглашения снижают реальную величину налоговой базы.
Но не всегда стоимость может занижаться, в зависимости от применяемой системы налогообложения она может быть завышена. От этого, соответственно, происходит и увеличение базы, которая впоследствии используется для проведения вычета, к примеру, НДС. В обоих случаях изменение стоимости, оказывающее негативное влияние на величину налога, является незаконным. Несмотря на то, что предприниматели постоянно занимаются заключением каких-либо сделок, не все они представляют интерес для ФНС.
Применяются критерии контролируемых сделок там, где происходит заключение контрактов между взаимозависимыми предприятиями. Все используемые критерии указаны в ст.105.14 НК. Они отличаются широким спектром действия, хотя под них попадают только те сделки, фирмы-участники которых взаимозависимы.
Необходимые пункты в документах
Прописываются полные сведения о всех лицах, имеющих отношение к контролируемой сделке. Указывается личный ИНН, а также полное название организации или имя ИП. Разрешается добавлять любую другую информацию, которая поможет, по мнению налогоплательщика, быстрее урегулировать ситуацию с оплатой и облегчить работу сотрудников налоговой инспекции.
Чтобы внести любые изменения в налоговую базу НДС, необходимо предъявить все декларации, которые были оплачены за истекший период. При корректировке любых данных требуется обязательное внесение значимой информации в книгу продаж. Основанием для формирования записи служит документ, в котором указана точная сумма корректировки. Представленная информация должна в точности соответствовать сумме взятого налога с продажи товаров.
При проведении контролируемой сделки необходимо правильно заполнять все документы и ставить условия, которые соответствуют правилам проведения данных соглашений. Соблюдение порядка ведения документации и соответствие минимально допустимым ценам поможет организовать сделку наиболее успешно.
Этапы подготовки информации
- Аналитические работы по расходам на контролируемые сделки. Кто сдает, тот должен организовать заполнение бумаг о проведении анализов, составление графиков.
- Планирование и расчет необходимого объема всей документации, которая необходима для предоставления отчетов в налоговую инспекцию. Заранее определяется нужное время на подготовку всех бумаг, чтобы сдать отчет по контролируемым сделкам вовремя, распределить время на их неспешную подготовку, проверку.
- Описание всех сфер деятельности лица, который является одним из сторон при заключении сделки.
- Проверка и сопоставление финансовых условий сделки, проведение анализа всех аспектов деятельности участников соглашения.
- Составление полных описаний всех взаимозависимых лиц, которые принимают участие в сделке. Также нужно выбрать тестируемую сторону, если сделка официально признана контролируемой или подходит под стандарты для присваивания данного статуса.
- Заранее выбираются методы и основные принципы ценообразования.
- Производится полный экономический анализ с учетом всех аспектов сделки, понимания ее выгоды и рентабельности для конкретного участника.
- Создается документальная база, которая проверяется несколькими специалистами и укомплектовывается для составления документа с названием “отчет по контролируемым сделкам”.
В документации могут указываться только те сведения, которые подтверждены данными, находящимися у фирмы. По требованию ФНС организация должна предоставить все официальные подтверждения предъявленной информации. Такой запрос сотрудники данной службы могут направить для подтверждения полноты информации и проверки выплаты налогов.
Когда оценивается уровень детализации, степень подробности информации в документации, нужно руководствоваться пунктом 6 статьи 105 НК РФ
Количество предоставленной информации должно быть соразмерно со степенью важности сделки, ее масштабами, а также размером выгоды для каждого ее участника
Возможность провести сделку между невзаимозависимыми лицами как контролируемую
Приравнивание сделки, заключенной между лицами, не признанными взаимозависимыми, к тем, которые проводятся среди взаимозависимых людей или организаций возможно, если она проводится с непосредственным участием посредников. Остальные участники, предпринимающие контролируемые сделки, взаимозависимые лица обязательно.
НК РФ предусматривает, что при проведении сделки с участием посредников лица могут быть признанными взаимозависимыми, если аспекты участия в них посредников соответствуют установленным правилам.
- Имеют ограниченный спектр полномочий. Могут производить только организацию процессов реализации товаров, не претендуя на другие функции.
- Самостоятельно не используют активы, не имеют к ним прямого доступа, не несут никаких рисков в сделке.
Нельзя совершать любые действия с невзаимозависимыми лицами в рамках понятий, где проводятся примеры контролируемых сделок
Это очень важное правило, поэтому посредник всегда должен его придерживаться
В НК РФ не рассматривается сумма доходов, которая допускается для признания сделки контролируемой при участии посредника. В юридической практике не много случаев споров по этому поводу, поэтому при возникновении неоднозначных ситуаций и отказе государственных органов в признании сделки контролируемой требуется обращение в суд для дальнейшего принятия решения. Спрогнозировать исход подобного судебного разбирательства на данным момент невозможно.
Минфин постановил, что ограничения на сумму при заключении данной сделки через посредника отсутствуют. Если сделка заключена по всем правилам, то возникновение придирок от государственных органов или отказа в присвоении статуса, который регламентируют примеры контролируемых сделок, встречается очень редко.
Некоторые вопросы все же возникают и суду редко, но регулярно приходится сталкиваться с недоуменными вопросами лиц, принимающих участие в сделке, так как при очень больших суммах доходов не всегда удается придать соглашению статус контролируемого.
Данная сложность возникает по причине выхода более позднего официального письма Минфина, в котором указывается, что ведомство имеет финансовый критерий, но применяет его только к сделкам крупного масштаба. В зависимости от характера сделки, а также направления деятельности предприятия, которое влияет на проставляемые и покупаемые товары, высчитывается свой предел доходов каждой стороны.
Что представляет собой контролируемая сделка
Сделкой, применительно к положениям о контролируемых операциях в бизнесе, признается любая операция, по итогам которой устанавливаются, изменяются, прекращаются гражданские права (обязанности). Понятие «договор», по мнению ФНС, здесь не идентично «сделке», договор может не подразумевать единственную сделку (Документ ОА-4-13/14433 от 30/08/12 г.).
Взаимозависимые и причисленные к этой категории субъекты обозначены в ст. 20 НК. Отношения между ними могут влиять на финансовые показатели и условия их совместной работы. Признаки взаимозависимости деловых партнеров:
- суммарно организация участвует в другой более чем на 1/5 доли;
- физлицо подчинено другому по должности;
- партнеры являются родственниками, супругами, находятся в отношениях усыновления, опеки, попечительства.
Контролируемой сделка может быть признана решением суда (НК РФ, ст. 105.14-10), аналогично и взаимозависимыми лица могут быть названы по решению суда (ст. 20-2, там же).
Пример: Один из российских участников контролируемой сделки на сумму 1 млрд руб. (условно), обнаружив, что лимит сделок за год может быть превышен, обращается к услугам посредников и включает их в схему сделки. Он продает продукцию компании А на сумму 0,7 млрд руб. и компании Б на сумму 0,3 млрд руб., а те сбывают товар взаимозависимому лицу. ФНС может обратиться в суд с иском о признании сделки контролируемой. Суд удовлетворит эти требования, если будет доказано формальное участие посредников в сделке и фактическая сумма сделки между взаимозависимыми лицами 1 млрд руб.
По контролируемым сделкам ФНС вправе проверить цены сделки на соответствие рыночным несколькими методами, при необходимости комбинируя их (НК РФ, ст. 105.7). Конечной целью является налоговый контроль:
- налога на прибыль;
- НДФЛ;
- НДПИ;
- НДС;
- налога на доп. доход от добычи углеводородного сырья.
Пример: Взаимозависимые партнеры осуществили сделку на сумму 200 млн руб. ФНС проверила сделку и установила ее рыночную цену в 500 млн руб. По итогам проверки будут доначислены налоги с учетом недостающего дохода, равного 300 млн руб.
Если по результатам проверки контролируемой сделки чиновники обнаружат недоплату налога в бюджет, штраф составит 40% от суммы недоплаты, но не менее 30 тыс. руб. (НК РФ, ст. 129.3). НК РФ устанавливает уведомительный порядок информирования ФНС о контролируемых сделках (ст. 105.16). Уведомление может быть подано в бумажном виде или по ЭКС.
Документ содержит следующие обязательные сведения:
- отчетный год;
- предмет сделки (товар);
- информацию об участниках;
- сведения о доходах и расходах (убытках) по сделкам, с выделением расчетов в регулируемых ценах.
Сведения об участниках включают в себя:
- наименование юрлица, ИНН (если организация зарегистрирована в ФНС РФ);
- ФИО индивидуального предпринимателя, его ИНН;
- ФИО и гражданство физлица, без оформления ИП.
Срок подачи уведомления установлен до 20 мая следующего года. Подается документ по месту нахождения или учета, если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших (КН). За непредоставление сведений или недостоверную информацию грозит штраф в 5 тыс. руб. (ст. 129.4).
Важно! Контролирующий орган имеет право запрашивать информацию по контролируемым сделкам и использовать ее после завершения проверки для проверки иных лиц по той же контролируемой сделке. Информацию нужно предоставить в срок 30 дней с момента получения требования (НК РФ, ст
105.17, 105.15).
Контролируемые сделки: образец заполнения
Российское законодательство (ст. 105.16 НК РФ) обязывает компании знать критерии контролируемости сделок и при соответствии им совершаемых операций представлять информацию в фискальные органы. Разработана специальная форма, которая подается по месту юрадреса фирмы или по району прописки коммерсанта. Дедлайн его представления – 20.05 следующего года.
В уведомлении обязательно прописываются следующие сведения:
- отчетный год, когда совершались операции, попадающие под допконтроль;
- предмет соглашений;
- данные о компаниях-партнерах по совершенным операциям (полное название, ИНН);
- суммы полученной выручки и понесенных издержек (отдельной строкой выделяется расходная и доходная часть по операциям, не имеющим статуса контролируемых).
Представители госструктур изучают уведомление и при возникновении вопросов имеют право запросить дополнительные бумаги и отчетные формы. Для этого им отводится время начиная с 01.06 следующего года.
ИФНС вправе затребовать следующие данные:
- характеристику бизнеса налогоплательщика;
- описание конкретной сделки (наименования сторон, способ формирования цен, порядок совершения расчетов);
- описание роли посредника в операциях и т.д.
На подготовку ответа компании отводится 30 дней с момента получения запроса.
Сделки, которые не считаются контролируемыми
Контролируемыми не признаются нижеприведенные варианты сделок:
- Сторонами сделки служат лица из одной и той же объединенной группы налогоплательщиков, которая была образована согласно Налоговому кодексу. Исключение составляют те операции, чьим предметом служит добытое полезное ископаемое, которое считается объектом налогообложения. При этом в рамках добычи налогообложение должно происходить по специальной ставке, которая устанавливается в процентах.
- Сторонами сделки служат участники, которые удовлетворяют одновременно нескольким требованиям. Одним из таких требований выступает регистрация в одном субъекте государства. Кроме того, взаимозависимые лица не должны иметь обособленных подразделений на территории прочих субъектов страны, а также и за ее пределами. Еще одним требованием можно назвать то, что участники не должны оплачивать налог на прибыль учреждений в бюджеты других субъектов страны. Помимо всего прочего, участники сделки не должны иметь убытки, принимаемые при исчислении налогов на прибыль учреждений. Также еще одним требованием является то, что должны отсутствовать обстоятельства для признания совершаемых сделок контролируемыми.
- Сделки между налогоплательщиками, которые происходят при осуществлении какой-либо деятельности, которая связана с добыванием углеводородного сырья на одном из морских месторождений.
- Межбанковские кредиты с общим сроком до семи дней включительно.
- В сфере военного и технического сотрудничества России с зарубежными государствами.
- Сделки по предоставлению гарантий в ситуациях, когда все стороны выступают российскими учреждениями, которые не являются банками.
- Сделки, связанные с предоставлением беспроцентных займов, которые происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, местом регистрации или проживания которых является Россия.
Контролируемые сделки 2019: что такое, критерии, таблица
Рассмотрим, что такое контролируемые сделки. Приведем таблицу критериев с учетом последних изменений, а также образцы необходимых для налоговой документов.
Внимание! Если вы являетесь участником контролируемых сделок вам обязательно потребуются следующие документы:
Заполнять отчетные формы и уведомления онлайн и сдавать их через интернет вы можете в программе БухСофт. Она отправит любую отчетность онлайн в автоматическом режиме. Вы можете подать декларации и расчеты в налоговую службу, Соц. страх, Пенсионный фонд, Росстат и другие госведомства. Перед отправкой любой отчет тестируется всеми проверочными программами ФНС и ПФР. Попробуйте бесплатно:
Сдать отчетность онлайн
Критерии контролируемых сделок
В таблице 2 приведем критерии контролируемости по сделкам, совершенным в 2018 году, за которые нужно отчитаться в 2019 году:
Таблица 2. Критерии контролируемых сделок
Как уведомить налоговую о контролируемой сделке
Каждый участник сделки, признаваемой контролируемой, обязан подать в налоговую уведомление не позднее 20 мая года, следующего за отчетным.
Форму уведомления, а также порядок ее заполнения, ФНС утвердила приказом от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249.
Отличия от действовавшей ранее формы чисто технические:
- заменены классификаторы ОКВЭД и ОКП на ОКВЭД2 и ОКПД2;
- раздел 1А дополнили ячейкой 140, в которой приводят сведения о плательщиках налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
- в поле 2.11 раздела 1Б теперь можно прописать цену сделки в иностранной валюте, но итоговую стоимость в поле 2.14 по-прежнему указывают в рублях.
Кроме того, уточнили порядок заполнения для комитентов (принципалов), если сделка совершена комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за их счет. Порядок больше не содержит пункт 7.23, который содержал перечень случаев, при которых можно не заполнять раздел 1Б.
Ответственность за непредставление уведомления
За несвоевременное представление уведомления:
- инспекторы привлекут участника к налоговой ответственности;
- направят в ФНС извещение о совершенных сделках;
- сообщат об этом в инспекцию по местонахождению второй стороны сделки.
Если налоговики выяснят, что и вторая сторона не подала уведомление, ее также привлекут к ответственности.
Несвоевременное представление уведомления или наличие в представленном уведомлении недостоверной информации влечет за собой штраф в размере 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).
Участника могут освободить от ответственности за недостоверные данные, если он до того, как ИФНС обнаружит нарушение, подаст уточненное уведомление с исправленными данными (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
Как инспекторы проверяют контролируемые сделки
На основании полученного уведомления инспекторы по своему местонахождению проводят специальные проверки. Объектом проверки являются только юридические или физические лица, направившие уведомление.
Проверка проводится в течение 6 месяцев. Но по решению руководителя ФНС ее могут продлить до 12 месяцев:
- если проверяемое лицо является крупнейшим налогоплательщиком;
- в месте проведения возникли обстоятельства непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т. п.);
- в течение 30 дней со дня получения требования проверяемое лицо не представило запрашиваемые документы.
Проверку также могут провести:
- на основании извещения ИФНС, проводившей выездную (камеральную) проверку;
- при выявлении контролируемой сделки в ходе повторной выездной налоговой проверки.
Цель специальной проверки – контроль правильностим применения цен для целей налогообложения. Инспекторы проверят правильность расчетов:
- налога на прибыль;
- НДС, когда одна из сторон не является плательщиком НДС либо освобождена от уплаты НДС;
- НДПИ, когда одна из сторон платит этот налог по ставкам в процентах;
- НДФЛ в части доходов, полученных ИП, адвокатами и нотариусами.
Какие документы могут запросить
Инспекторы вправе запросить дополнительную документацию о сделке. Перечень информации, которую нужно представить приведен в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 105.15 НК РФ. Это данные о деятельности лица, связанной с совершением им контролируемой сделки, методах определения рыночного уровня цен, сведения о проведенных корректировках налоговой базы и т. п.
Рассмотрим на примере:
Также читайте о заполнении формы 11 сделка >>