Ликвидация филиала бюджетной организации: что нужно знать

Обзор документа

Разъяснен порядок отражения на лицевых счетах федеральных бюджетных и автономных учреждений операций, связанных с их ликвидацией, реорганизацией или изменением типа.

Лицевые счета, открытые до этого учреждениям в органах Федерального казначейства, закрываются. Вместо них там же открываются новые (при условии представления необходимых документов). Показатели со старых счетов на новые передаются по актам приемки-передачи (формы 0509018, 0509019). Приведены особенности их составления.

Неиспользованные остатки средств перечисляются на вновь открываемые счета либо на лицевой счет принимающего учреждения на основании платежного (расчетного) документа, представленного учреждением в орган Казначейства. Если эта операция совершается в рамках одного и того же счета по учету средств учреждений, направлять платежные документы в учреждение ЦБР по месту открытия счета региональному управлению Казначейства не требуется.

Остатки целевых субсидий перечисляются с учетом следующего. На вновь открытом счете (лицевом счете принимающего учреждения) их учитывают без права расходования. Оно становится возможным только после представления учреждением в орган Казначейства сведений об операциях с целевыми субсидиями (форма 0501016), утвержденных учредителем. Если изменился лишь тип учреждения, а учредитель остался прежним, можно подать ранее утвержденные данные. При этом ответственность за их достоверность несет руководитель учреждения.

Разъяснено, какие документы необходимо составить (и куда их представить) при реорганизации.

В случае изменения подведомственности учреждения закрывать или переоформлять лицевые счета не надо. При этом в орган Казначейства учреждение представляет ряд дополнительных документов. Учредителям (прежнему и новому) направляется промежуточная бухотчетность на дату переподчинения. Приведен перечень мероприятий, осуществляемых прежним и новым учредителями.

При изменении типа учреждения на казенное показатели, отраженные на закрываемых лицевых счетах, на вновь открытые счета не передаются. Неиспользованные остатки средств перечисляются в федеральный бюджет.

Особое внимание обращено на соблюдение сроков завершения реорганизационных мероприятий, установленных Правительством РФ. Чтобы не допустить срыва финансирования учреждений, Минфин России и Федеральное казначейство считают возможным применять ранее действовавшие документы, принятые учредителями (до приведения их в соответствие с измененными учредительными документами, но не позднее 1 января 2013 г.)

Дан перечень актов и документов, куда при необходимости следует внести изменения.

Приведенный порядок ликвидации, реорганизации и изменения типа применяется также в отношении региональных и муниципальных учреждений (с учетом особенностей, установленных нормативно-правовыми актами субъектов Федерации и муниципальных образований).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Если филиал находится в другом городе

В целом, закрытие филиала, который функционирует в другом населенном пункте, осуществляется по общим правилам. Но есть определенные особенности, и их обязательно нужно учитывать.

Так, если филиал располагается в другом населенном пункте, руководство фирмы при закрытии подразделения вправе уволить оставшихся сотрудников (на основании статьи 81 ТК РФ). Данная возможность вполне объяснима, так как перевод был бы возможен только в иное муниципальное образование.

В данной ситуации увольнение может быть реализовано по отношению к любой категории работников. Даже беременные женщины не являются исключением. При этом при увольнении сотрудников иногороднего структурного подразделения необходимо выполнить следующие действия:

  1. Предупредить всех сотрудников под подпись в срок не менее двух месяцев.
  2. Направить уведомления в профсоюз, а также в службу занятости.
  3. Оформить документацию, указывающую на прекращение действия трудовых договоров в связи с ликвидацией филиала. Данные документы будут именоваться приказами.
  4. Откорректировать личные карточки сотрудников, попадающих под такое увольнение.
  5. Внести в трудовые книжки записи об увольнении и выдать их сотрудникам.
  6. Произвести выплату заработной платы и т. д.

Получается, что закрытие филиала, который функционирует в ином населенном пункте, подразумевает и прекращение трудовых обязательств перед всеми сотрудниками, работавшими в данном подразделении. Фирма может уволить всех, независимо от их категории.

Прочтите: Ликвидация ООО сменой директора и учредителей

Сроки и стоимость

Длительность процедуры ликвидации напрямую зависит от нескольких нюансов:

  • способа процедуры;
  • размера компании и наличия у нее филиалов;
  • финансовой задолженности.

Ориентировочный срок закрытия бизнеса – от 3 недель до 1,5 года.

Общая стоимость ликвидации будет зависеть от специализации компании, численности её штата, уровня квалификации юристов.

В перечень затрат входят:

  • обязательные платежи в виде госпошлины, оплата банковских услуг, расходов на нотариуса и другие сборы;
  • оплата работы юриста. Для этого следует обратиться в такую квалифицированную компанию, как Правовед.ru, которая по приемлемым ценам предложит качественные услуги по устранению любого бизнеса.

Если процесс затянется и потребуются выездные консультации и судебные заседания, то расходы на ликвидацию будут постоянно расти. По этой причине к наиболее затратному способу относится закрытие бизнеса путем банкротства. Во избежание больших расходов лучше выбрать оптимальный способ ликвидации. Сделать это помогут наши опытные юристы, обратиться к которым можно по телефону или в онлайне.

Государственное учреждение представлено некоммерческой организацией, частично или полностью финансируемой собственником. Она создается для осуществления социально-культурных, управленческих, образовательных или других некоммерческих целей. Какие особенности имеет ликвидация государственного (бюджетного) учреждения?

Что нужно знать

Для начала разберём, что собой представляет филиал и согласно каким правовым нормам он действует. В первую очередь, отметим, что вся деятельность филиала юридического лица относится к ответственности головной компании. При этом у «дочки» есть собственный расчётный счёт и активы, а также ряд других полномочий:

  • Нанимать и увольнять сотрудников.
  • Открывать дополнительные расчётные счета.
  • Распределять активы по своему усмотрению и т.д.

Однако при закрытии филиала в случае невозможности выполнения всех законных требований остаток обязательств ложится на основную организацию. Поэтому, если вы решили ликвидировать одно из ответвлений, следует провести тщательный финансовый мониторинг, чтобы не создавать конфликтных ситуаций.

Далее разберём порядок действий, в соответствии с которым осуществляется ликвидация филиала юридического лица.

Ликвидация филиала бюджетного учреждения пошаговая инструкция

Взаимоотношения ликвидируемого ЗАО с кредиторами также подлежат прекращению. Возможные причины прекращения деятельности Ликвидация ЗАО может быть вызвана различными причинами, заставляющими владельца (членов юридического лица) прекратить деятельность фирмы.

К таким причинам относятся: нарушения при регистрации ЗАО, выявленные проверкой; убыточность, нерентабельность бизнеса; нарушения трудового, налогового, антимонопольного законодательства; судебные иски, поданные кредиторами; неуплата налогов или иных платежей в бюджетные и/или внебюджетные фонды, приведшая к судебным взысканиям задолженности; неразрешимые споры между участниками (учредителями) ЗАО и пр.

ДВА ВЗГЛЯДА НА ПРОБЛЕМУ

Первая точка зрения. В случае ликвидации обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности, увольнение работников должно происходить по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, с соблюдением установленных законом правил применительно к увольнению в случаях ликвидации организации в целом. Аргументом для такого утверждения служит положение ч. 4 ст. 81 ТК РФ, согласно которому расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации подлежат применению правила, характерные для ликвидации организации, необходимо не только предоставлять увольняемым работникам гарантии, предусмотренные к случаям расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации, но и указывать основание увольнения работника, которое влечет за собой возникновение у данного работника права на соответствующие гарантии, т. е. основание, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Вторая точка зрения. Основанием прекращения трудового договора в случае ликвидации обособленного структурного подразделения может быть сокращение штата работников организации, несмотря на наличие установленных законом дополнительных гарантий для случаев упразднения (ликвидации) структурных подразделений, расположенных в другой местности. Аргументом в этом случае служит довод, согласно которому не является причиной для изменения основания прекращения трудового договора наличие предусмотренных законом отклонений от порядка, установленного для общих случаев расторжения трудового договора в связи с сокращением штата.

Применяя нормы трудового законодательства в случаях ликвидации структурного подразделения, расположенного в другой местности, работодатели, работники и суды общей юрисдикции по-разному толкуют нормы ТК РФ, определяющие особенности расторжения трудового договора с работниками, осуществляющими трудовую деятельность в упраздняемых обособленных структурных подразделениях.

Неодинаковое применение приведенных выше норм вызывало противоречивое их толкование судами общей юрисдикции в ходе рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, что явилось результатом противоречивой судебной практики.

Процедура увольнения в случае ликвидации ОП

В случае ликвидации структурного подразделения, обособленного от основной компании, последняя вправе уволить работников ликвидируемой структуры.

В случае увольнения работников вне зависимости от того, работают они в основной компании или ее подразделении, процедура увольнения должна строго и неукоснительно соответствовать предписаниям Трудового кодекса РФ.

Статья 81 ТК РФ предусматривает возможность увольнения работников в случае ликвидации компании. Однако, как указано выше, структурное подразделение, обособленное от основной компании, юридическим лицом не является.

Трудовой кодекс России не содержит прямого алгоритма увольнения работников при ликвидации обособленного подразделения.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 81 Трудового кодекса России предусмотрена возможность увольнения работников в случае сокращения численности или штата компании. Частью 4 этой же статьи ТК РФ определено, что если ликвидируется структурное подразделение, находящееся в местности, отличной от адреса основной организации, то работники увольняются как при ликвидации организации.

Увольнение работников при ликвидации подразделения предприятия, находящегося в одной местности с основной компанией или другими структурными подразделениями, должно происходить по правилам сокращения численности или штата организации.

Общим моментом при любом из указанных способов увольнения работников является обязанность работодателя уведомить работников, подлежащих увольнению или сокращению, о предстоящих событиях. Срок такого уведомления не может быть менее 2 месяцев до даты увольнения. Также всем работникам, увольнение которых планируется в структурном подразделении, находящемся в одной местности с основной организацией, необходимо предлагать все вакантные должности в организации. Все эти гарантии прямо следуют из ст. 180 ТК РФ.

Еще один важный момент состоит в праве организации осуществить увольнение сотрудника в декрете при ликвидации обособленного подразделения. Данное право проистекает из содержания ч. 6 ст. 81 ТК РФ.

Резюмируя все сказанное выше, можно сделать вывод, что для правильного увольнения сотрудников ликвидируемого структурного подразделения существенное значение имеет месторасположение подразделения относительно основного предприятия и других структурных подразделений.

Принятие решение

Первое, что потребуется для закрытия, – это официально принятое решение. Принимается оно на собрании учредителей, о котором руководитель объявляет заранее. В обязательном порядке ведётся протокол собрания, копия которого затем будет передана в регистрирующий орган.

Также на этом собрании формируется ликвидационная комиссия, состоящая из членов филиала и его руководителей. По желанию руководящего состава головной организации в комиссию могут войти и её сотрудники. С момента утверждения временного органа вся ответственность за деятельность по ликвидации ложится на председателя комиссии (чаще всего это руководитель филиала).

Как проводится реорганизация отдела

Существует два способа реорганизации подразделений:

  • без создания нового юридического лица;
  • с созданием ЮЛ.

Без создания нового юридического лица

Сначала рассмотрим процедуру по первому сценарию. Алгоритм действий таков:

  • проведение аналитических исследований по поводу необходимости сокращения либо расширения штата;
  • издание приказа про внесение изменений в штатное расписание организации. Все изменения, которые вносятся, должны быть отображены в новом штатном расписании;
  • ознакомление сотрудников с предстоящими изменениями под роспись. Нормы ст.74 ТК РФ предусматривают, что данная процедура должна быть проведена не позднее, чем за 2 месяца до планируемых изменений в структуре организации.

Каждый из сотрудников может согласиться работать после изменений либо отказаться. В случае отказа человека от оформления нового трудового договора ТК РФ предусматривает следующий алгоритм действий:

  • предложение других вакансий, которые есть на предприятии. Подразумевается право работодателя предлагать более низкооплачиваемую и менее квалифицированную работу;
  • в случае отказа человека трудовой договор расторгается на основании норм ст.ст. 77, 81 или 178 ТК РФ (в зависимости от конкретных обстоятельств).

С созданием нового ЮЛ

Реорганизация подразделения или филиала с созданием нового юридического проводится согласно норм ст.57 ГК РФ в форме выделения. Суть данного типа реорганизации состоит в следующем:

  • создается новое юридическое лицо;
  • материнская компания при этом остается существовать;
  • уставной капитал новой фирмы формируется по передаточному акту. В данном документе отображается весь список имущества либо денежных активов, которые передаются от материнской компании в ведение вновь созданного юридического лица;
  • такую форму реорганизации обычно проходят наиболее успешные отделы компаний.

Алгоритм действий в процессе выделения нового ЮЛ таков (согласно норм ст.60 ГК РФ):

  • проведение собрания акционеров либо учредителей с целью рассмотрения вопроса про старт реорганизации;
  • сообщение про принятое решение в орган ФНС (в течении трех рабочих дней);
  • публикация информации про проведение процедуры выделения в специальном Государственном вестнике (2 раза в месяц);
  • прием претензий от кредиторов (на протяжении месяца после первой публикации);
  • выполнение долговых обязательств либо достижение договоренности про реструктуризацию долга;
  • проведение организационных изменений;
  • инвентаризация всего имущества юридического лица с целью определения перечня имущества для передачи вновь создаваемому ЮЛ;
  • составление передаточного акта;
  • проведение государственной регистрации нового ЮЛ в соответствии с нормами ФЗ №129 (ст.ст. 12 — 16).

Полезная информация по рассматриваемому вопросу представлена в данном видео:

Несколько важных моментов ликвидации организации

  1. После направления уведомления о начале процедуры прекращения деятельности ООО, налоговая инспекция вправе провести выездную проверку деятельности общества. Такая проверка право налоговой службы, но ее вероятность нужно предусмотреть еще до начала ликвидации и заранее подготовиться к возможному приезду сотрудников инспекции.

В том случае, когда по данным промежуточного баланса выяснится, что денежных средств организации не хватает для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия проводит продажу имущества предприятия. Предметы и вещи стоимостью до ста тысяч рублей продаются в общем порядке, имущество, цена которого выше ста тысяч – распродается на торгах. Также если в ходе закрытия фирмы выяснится, что для удовлетворения требований кредиторов не хватит даже имущества ООО, то ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Требования кредиторов после утверждения промежуточных итогов прекращения деятельности общества с ограниченной ответственности удовлетворяются в определенной последовательности. Так, сначала выплачивается вред жизни, здоровью или имуществу, после этого – заработная плата и выходные пособия сотрудникам ликвидируемого предприятия, в третью очередь – вносятся все налоги и обязательные платежи в бюджет, в четвертую очередь производится расчет с контрагентами по договорам и другими кредиторами.

Прекращение деятельности юридического лица – дело непростое и не быстрое. Мы надеемся, что наша пошаговая инструкция по ликвидации ООО поможет вам завершить свою коммерческую деятельность максимально быстро и в соответствии со всеми требованиями закона.

Также вы можете воспользоваться нашим сервисом «Заполнить формы для ликвидации онлайн». Наш сервис автоматически заполняет все документы, необходимые на каждом этапе прекращения деятельности ООО, а наши юристы всегда готовы проверить правильность заполнения бланков и ответить на любые ваши вопросы о ликвидации организации. Благодаря всему этому вы не ошибетесь при подготовке документации для налоговых органов и сэкономите деньги на услугах профессиональных регистраторов.

Ликвидация ООО с eRegistrator.ru становится проще и быстрее!

Подготовить документы для ликвидации ООО

Будем благодарны вам за комментарии к данному материалу. Если вы не нашли ответ на свой вопрос или у вас есть замечания, пожелания, — напишите нам

Для нас очень важно ваше мнение!

Полезный материал? Поделись ссылкой!

Процедура ликвидации

Порядок и основание для ликвидации образовательного учреждения должны отвечать регламенту распорядителя денег и законодательству государства. Ликвидация происходит в несколько этапов.

Принятие решения

Началом прекращения деятельности бюджетной организации служит принятие решения об этом органом, который является ее создателем. Оно принимается на основании следующих документов:

  • решения городского совета или постановление администрации муниципального района;
  • акта экспертной оценки возможных последствий прекращения деятельности;
  • протокола решения о проведении такой экспертной оценки;
  • устава органа-создателя организации;
  • решения собрания жителей населенного пункта, где прекращает работу образовательное учреждение.

Также при принятии решения учитываются законодательные нормы, которые предусматривают:

  • что ближайшая школа, в которую начнут ходить ученики, не должна быть на расстоянии более 4 км, и время, за которое до нее можно добраться пешком, не должно превышать 30 минут;
  • процесс ликвидации или организации учреждения не может начаться в период учебного года.

Постановление о прекращении деятельности должно включать такие основные моменты:

  • содержать причины, которые обусловили закрытие учреждения;
  • определять период, в течение которого кредиторы могут выдвигать свои требования;
  • утверждать план действий, связанных с прекращением функционирования.

Создание ликвидационной комиссии

На заседании по вопросу ликвидации учреждения также выбирается ликвидационная комиссия и согласовываются сроки проведения всех необходимых мероприятий.

В обязанности комиссии входит публикация в печатных СМИ объявления и ликвидации организации: в нем указывается период, в течение которого будут приниматься претензии кредиторов, а также порядок их приема.

Кроме этого, на плечи ликвидационной комиссии ложится организация всех мероприятий по закрытию учреждения, включая внесение соответствующей записи в госреестр и получение свидетельства о ликвидации.

Инвентаризация активов

В то же время управления образования муниципалитета или города должно:

  • провести инвентаризацию всех активов и обязательств учреждения, сформировать списки дебиторской и кредиторской задолженности, отослать всем кредиторам письма с уведомлением о предстоящем закрытии. Во время ликвидации обеспечить сохранность имущества;
  • предоставить директору образовательного учреждения постановление о его ликвидации, подготовить приказ и сообщить всем сотрудникам о предстоящем увольнении;
  • уведомить местную службу занятости о скором закрытии организации и следующим за этим сокращением штата.

Составление ликвидационного баланса

После завершения срока, отведенного кредиторам на предоставление претензий, ликвидационная комиссия предоставляет для утверждения главному распорядителю бюджетными средствами промежуточный ликвидационный баланс, составленный на основании инвентаризации активов и обязательств и реестра требований кредиторов.

Для формирования такого баланса осуществляется закрытие всех лицевых счетов, проводятся расчеты с дебиторами и кредиторами и передача материальных ценностей. Остатки средств, которые есть в наличии на счетах, перечисляются на соответствующий счет в казначействе. Непогашенная дебиторская и кредиторская задолженность списывается по решению главного распорядителя.

Основания для списания кредиторской задолженности:

  • решение главного распорядителя;
  • результаты проведения инвентаризации;
  • решение ликвидационной комиссии;

Признание дебиторской задолженности безнадежной происходит на основании следующих факторов:

  • окончание срока исковой давности;
  • задолженность не ликвидирована в связи с невозможностью это сделать;
  • непогашение обязательства подтверждается установленным госактом;
  • закрытие задолженности не может быть произведено в связи с прекращением работы предприятия-должника.

Этапы ликвидации

При добровольном устранении предприятия решение о начале процедуры принимают учредители. Она проходит в несколько этапов.

Этап 1-й
Учредители на своем общем собрании принимают решение о начале процесса ликвидации, письменно уведомив об этом налоговый орган для внесения информации в Единый госреестр юридических лиц.

Этап 2-й
Учредителями назначается аннулирующая комиссия или ликвидатор. Им делегируют полномочия по управлению предприятием. Также устанавливаются сроки процедуры.

Этап 3-й
Уполномоченные органы управления размещают информацию о ликвидации в средствах массовой информации. Кредиторов в этом случае письменно оповещают о возможности заявить свои требования к компании, указав срок и порядок этих действий. Сделать это можно в течение 2 месяцев с момента публикации.

Этап 4-й
Ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором не только описывается имущество компании, но и отражается перечень требований кредиторов с учётом результатов их рассмотрения. Если денежных средств для удовлетворения требований кредиторов недостаточно, с торгов продается имущество компании.

Этап 5-й
Удовлетворение требований кредиторов с учётом установленной законом очередности.

Этап 6-й
Когда долги кредиторам розданы, комиссия составляет ликвидационный баланс, который затем утверждают учредители компании. После внесения данных в единый Госреестр юридических лиц процедура будет завершена.

Понятие филиала юридического лица

Филиал сам по себе не будет считаться юридическим лицом. Он является частью организации и не может существовать в отдельности.

Такое подразделение выполняет функции предприятия полностью или в какой-то части. Главная особенность его состоит в том, что он находится в ином месте (при этом необязательно в ином населенном пункте).

На практике, филиалы часто создаются, чтобы вести какое-то отдельное направление, которое отличается от основной деятельности юридического лица.

Например, ООО занимается предоставлением юридических услуг, но в процессе деятельности начало выступать посредником в сделках с недвижимостью. Для удобства создается филиал, который действует отдельно, но в рамках первоначальной фирмы.

Все сведения о филиале обязательно должны вноситься в ЕГРЮЛ, то есть такое подразделение подлежит государственной регистрации. В связи с этим возникают особенности налогообложения и подачи отчетностей.

Цель – ликвидировать ООО

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью происходит в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и может происходить как добровольно, так и принудительно. предшествует заседание его учредителей, которые принимают такое решение. При принудительной ликвидации решение об этом принимают государственные органы или другие заинтересованные лица. В остальном, что касается процедуры ликвидации такой фирмы, нет существенной разницы между принудительной и добровольной формой ликвидации.

Процесс ликвидации общества с ограниченной ответственностью заключается в исключении ликвидируемого предприятия из государственного реестра, учредительные документы признаются утратившими действительность, со стороны налоговой и внебюджетных фондов осуществляются инспекции ликвидируемого предприятия. Его печати уничтожаются, а в государственный архив передается на постоянное хранение подшивка документов.

Чтобы начать ликвидировать общество с ограниченной ответственностью, по закону необходимо внести в Единый государственный реестр юридического лица (далее – ЕГРЮЛ) пометку о том, что эта организация находится на этапе ликвидации. Для этого необходимо уведомить о принятом решении по ликвидации соответствующий налоговый орган. Это уведомление должно быть отправлено не позднее трех дней после того, как принято решение о ликвидации. Решение принимается и оформляется в установленной законодательством форме. Если учредителей у предприятия несколько, в таких случаях проводится их собрание, оформляемое протоколом.

Уведомление налогового органа происходит в форме, установленной и утвержденной законодательством РФ. Для этого заполняется документ, который так и называется – «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица». Вместе с ним в налоговую направляется оформленное установленным образом решение по ликвидации предприятия.

Получив эти документы, проверив их на соответствие требованиям законодательства, налоговики вносят в ЕГРЮЛ запись про то, что предприятие находится на стадии ликвидации и выдают руководству предприятия выписку из этого реестра, а также свидетельство. Внесение такой записи в реестр делает невозможным вносить изменения в учредительные документы.

Закон устанавливает, что несоблюдение сроков подачи заявления в налоговую службу, нарушение установленной формы, игнорирование указанных требований может привести к наложению штрафа размером в 5000 рублей. Чтобы этого избежать, обычно дату в решении о ликвидации проставляют как можно ближе к дате подачи заявления в налоговую службу (или регистрирующий орган).

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий