Ликвидация НКО: как это происходит

Порядок упразднения

Статья 44 ФЗ «Об общественных организациях» также устанавливает порядок ликвидации ОО. Отметим, что обязательным основанием для запрета и, соответственно, полного прекращения существования организации является решение суда.

  • Если у проверяющих возникли сомнения по поводу легитимности деятельности общероссийской или международной организации, составляется заявление в Генеральную прокуратуру РФ. В этом правоохранительном органе начинается расследование. Информация о ситуации передается в орган, который ведает Единым государственным реестром юридических лиц. После проведения расследование информация передается в суд, который уже и решает судьбу объединения. Если же речь идет о незаконной деятельности региональных или межрегиональных партий, общественных организаций, то подобная процедура происходит на региональном уровне.
  • ОО часто ликвидируются добровольно. Для решения такого вопроса проводится собрание (съезд) организации, который выносит решение о самороспуске.

О том, как осуществляется принятие решения по ликвидации общественного объединения, читайте далее.

Принятие решения

  • В случае принудительной ликвидации согласно норм закона «Об общественных организациях» решение принимает суд. Постановление суда набирает законную силу через 10 дней после принятия (в случае, если никто из участников судебного процесса не решит его обжаловать в суде высшей инстанции).
  • Добровольный процесс ликвидации происходит несколько по другому. Для начала проводится собрание участников или съезд сообщества. На этом заседании принимается решение ликвидировать общественную организацию.

Про порядок приостановления деятельности и ликвидации общественных объединений читайте ниже.

Процедура

Так как большинство ОО имеют статус юридических лиц, процесс ликвидации будет проходить в соответствии с нормами главы 7 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129. В ст. 20 данного закона прописано, что в течение 3 дней с момента принятия решения руководство ОО отправляет соответствующее уведомление в орган, который ведет ЕГРЮЛ.

Следующие этапы ликвидации такие:

  • создание ликвидационной комиссии (статья 62 п.3 Гражданского кодекса РФ);
  • публикация информации о ликвидации ОО в СМИ;
  • сбор информации о кредиторах и уведомление их о ликвидации общественной организации (ст.63 ГК РФ);
  • создание промежуточного ликвидационного баланса с учетом потупивших в срок претензий кредиторов (п.2 ст.63 ГК РФ).

В промежуточном ликвидационном балансе отображается информация про все активы и все пассивы компании. Цель — смочь удовлетворить все требования кредиторов.

  • Согласно норм ст.21 ФЗ №129 сразу после составления промежуточного ликвидационного баланса направляется уведомление в органы ФНС об этом;
  • сообщение в отделение Пенсионного фонда про ликвидацию ОО;
  • распределение между кредиторами оставшихся финансов и реализация имущества организации для погашения задолженности;
  • составление окончательного ликвидационного баланса и деление имущества организации по нормам устава или решению вновь созванного собрания участников.

Документы

После прохождения всех процедур согласно ст.21 (глава7) ФЗ №129 для удаления ЮЛ из Государственного реестра предоставляются следующие документы.

N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Управление представляются следующие документы: 1. Уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица по форме РН 0005, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах); 2. Уведомление о формировании ликвидационной комиссии с приложением сведений о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) по форме № РН0006, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах); 3.

Ликвидация некоммерческой организации по решению суда

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ в суд с иском о принудительной ликвидации НКО могут обратиться государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями.

К числу таких органов относятся:

  • прокуратура (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
  • отделения Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
  • налоговые органы (п. 11 ст. 7 закона «О налоговых…» от 21.03.1991 № 943-I).

С заявлением о ликвидации общероссийского общественного движения или НКО международного уровня может обратиться только Генеральный прокурор РФ (ч. 3 ст. 44 закона «Об общественных…» от 19.05.1995 № 82). Прокурор субъекта Федерации может обратиться с соответствующим заявлением в отношении региональных и местных НКО (п. 1.1 ст. 18 закона № 7). Прокуроры городов и районов выступать с подобной инициативой не вправе. Аналогичными правами обладают отделения Минюста России.

Правовые основания для принудительной ликвидации НКО установлены п. 3 ст. 61 ГК РФ. Объединение может быть упразднено в судебном порядке в том случае, если:

  • достижение целей, ради которых создавалась организация, становится невозможным;
  • в ходе создания НКО были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;
  • НКО осуществляла деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, без получения разрешительных документов;
  • НКО осуществляла деятельность, нарушающую действующие законодательные нормы (в том числе конституционные);
  • деятельность НКО не соответствует ее уставным целям;
  • существуют иные основания, предусмотренные действующими федеральными законами.

Итак, отвечая на вопрос о том, как закрыть некоммерческую организацию, стоит ознакомиться с нормами гражданского законодательства, а также положениями закона № 7, определяющего порядок функционирования и упразднения некоммерческих объединений. Основаниями для ликвидации НКО может стать самостоятельное решение ее учредителей или решение суда, вынесенное на основании рассмотрения заявления уполномоченного госоргана (прокуратуры, налогового органа или территориального отделения Минюста). Порядок ликвидации некоммерческой организации, пошаговая инструкция по осуществлению которого приведена выше, обязателен к соблюдению объединениями всех организационно-правовых форм.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен
.

В наши юридические услуги при ликвидации некоммерческой организации входит:

  • оформление необходимых документов;
  • сопровождение в нотариальной конторе при заверении подписи руководителя;
  • сдача и получение документов по доверенности после ликвидации в Управление Министерства юстиции РФ по Москве.

Документы, необходимые для исполнения услуги по ликвидации:

1. Копия свидетельства о регистрации юридического лица (ОГРН).
2. Копия свидетельства о постановке на учет в ИФНС.
3. Копия устава предприятия.
4. Копия учредительного договора (если имеется).
5. Копия протокола или решения участников о назначении руководителя предприятия.
6. Копия приказа о назначении бухгалтера.
7. Копии свидетельств о гос. регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (если изменения вносились).
8. Копия выписки из ЕГРЮЛ (не позднее года с даты выдачи).
9. Печать предприятия (на момент подписания подготовленных документов).
10. Копии паспортов учредителей, руководителя, бухгалтера Вашего предприятия (если менялся паспорт на новый).

Что нужно сделать Вам?

  • передать документы и предоставить информацию, необходимую для исполнения услуг по полной ликвидации АНО,
    НП
    ;
  • сходить к нотариусу для заверения подписи на заявлениях о ликвидации некоммерческой организации
    ;
  • лично присутствовать в МИФНС № 46 при сдаче пакета документов для регистрации;
  • передать печать предприятия, организации (на момент подписания подготовленных документов).

Правовые основы деятельности

Создание, регистрация, деятельность и ликвидация ОО регулируется КРФ и ФЗ №82. Общественной организацией называется основанное на членстве, созданное на базе совместной деятельности добровольное объединение людей. Такие объединения создаются с целью защитить законные права и интересы.

Подобное равенство распространяется и на участников ОО: учредители и основатели имеют одинаковые права с людьми, получившими членство. Общественные организации не занимаются коммерческой или государственной деятельностью. Одна из отличительных особенностей – членство в таких объединениях могут получить как ЮЛ, так и физические лица (ФЛ).

Руководит общественной организацией выборный орган.
Он занимается реализацией прав и несёт ответственность за свою деятельность. Членами ОО могут быть только лица, достигшие 18-летнего возраста. Одно из основных обязательств ОО – иметь устав. Что касается права, то общественная организация может иметь свою символику. Регистрация только добровольная.

Если члены и основатели хотят чтобы объединение приобрело статус ЮЛ, то регистрация необходима.

К общественным организациям относятся:

  • политические партии;
  • массовые общественные движения;
  • профсоюзы и т.д.

Учредителями ОО могут быть физические и юридические лица. Членство предоставляется по аналогичному принципу, только с одним условием – ЮЛ должно пройти процедуру госрегистрации.

Одним из важнейших условий, определяющих статус ОО, является тот факт, что государство не участвует в их деятельности.

Уполномоченные органы и общественные организации соблюдают принцип невмешательства в работу друг друга. Деятельность ОО строится также и на конституционных принципах свободы, гласности и законности. Общественные организации обладают рядом налоговых льгот, которые предоставляются государством, но оно, в свою очередь, устанавливает определённые требования к уставным документам ОО.

Цели

Основной целью, которую преследует общественное объединение, является защита прав и интересов его членов. Например, для политической партии – это выражение воли ее членов и участие в формировании органов власти.

Их участники не имеют фиксированного членства. Целью существования профсоюзов является защита социально-трудовых прав их участников.

Законодательство

Деятельность общественных организаций регулируют следующие н-п акты:

  • ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ»;
  • ТК РФ.

К законодательным актам, которые регулируют порядок создания, функционирования и ликвидации ОО относится ряд нормативно-правовых документов, направленных на противодействие экстремистской деятельности в стране.
К источникам права в данном случае можно также отнести законы, устанавливающие порядок деятельности политических партий, общественных движений и профсоюзов.

Варианты прекращения работы

Ликвидировать общественное объединение можно:

  • добровольным способом;
  • в принудительном порядке;
  • альтернативным способом.

Завершение деятельности в добровольном порядке предусматривает проведение собрания основателей организации (партийного съезда) и принятия соглашения о ликвидации. Принудительный порядок предполагает ликвидацию по решению суда. Оно может быть вынесено, только если своей деятельности ОО не придерживалась условий указанных в ст. 44 ФЗ №82.

Альтернативная ликвидация всегда добровольная.
В этом случае учредители общественного объединения решают для себя будут ли они сами участвовать в ликвидационной процедуре или им нужен представитель. Посредником между госорганами, участвующими в закрытии ОО и основателями может быть компания, предоставляющая услуги по ликвидации под ключ или грамотный юрист.

Причины принудительной (судебной) ликвидации некоммерческой организации?

Правовая основа принудительной ликвидации закреплена в Гражданском кодексе (статья 61), законе «О некоммерческих организациях» (статья 32), законе «Об общественных объединениях» (статья 44). 

Эти правовые основы касаются ситуаций, когда:

  1. Невозможно достигнуть цели, ради которых создавалась организация, в том числе в случаях, когда реализация деятельности становится невыполнимой или существенно затрудненной (по иску учредителя (участника) организации;
  2. При регистрации некоммерческой организации были допущены грубые ошибки  касаемо законодательства, если эти нарушения носили неустранимый характер
  3. Некоммерческая организация осуществляет свою деятельность без лицензирования (если такая деятельность лицензируется);
  4. Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая запрещена действующим законодательством;
  5. Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая нарушает Конституцию РФ;
  6. Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая нарушает права и свободы человекаи гражданина;
  7. Некоммерческая организация осуществляет деятельность с иными неоднократными илигрубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации;
  8. Некоммерческая организация систематически осуществляет деятельность, которая противоречит ее уставным целям;
  9. Некоммерческая организация неоднократно не представляет отчеты о своей деятельности в Министерство юстиции, в сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации; 
  10. Некоммерческая организация не устраняет в срок, предусмотренный Министерством юстиции нарушений, которые являютсяоснованием для приостановки деятельности некоммерческой организации. 

Министерство юстиции вправе обратиться с исковым заявлением в суд и требовать ликвидации некоммерческих организаций в случае, если организация неоднократно не представляет в установленные законодательством сроки или по запросу Минюста следующие данные: 

  • О деятельности организации с обязательным указанием на  наименование постояннодействующего руководящего органа организации, юридического адреса, данные о руководителе организации(объем сведений, включаемых в ЕГРЮЛ); 
  • Отчеты об использовании своего имущества, в том числе имущество, поступившее от иностранных источников, а также о целях использования этого имущества (данный пункт не включает в себя информация о денежных средствах, которая получена некоммерческой организацией);
  • Решения высших органов управления и единоличного исполнительного органа, а также годовые и квартальные отчеты о деятельности организации в запрашиваемом объеме; 
  • Размер денежных средств, которые были получены от иностранных источников, о целях расходования данных денежных средств, а также об их фактическом расходовании и использовании;
  • Новая информация, которая должна быть включена в единый государственный реестр юридических лиц и сведения о полученных организацией лицензиях.

Министерство юстиции вправе требовать ликвидировать общественную организацию, если ее деятельность признается как экстремистская в соответствии с действующим законодательством, а именно если такая деятельность явилась результатом нарушения прав и свобод человека и гражданина, причинения вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или же создала реальную угрозу причинения такого вреда.

Последствия ликвидации АНО в сравнении с другими видами некоммерческих предприятий

По общему правилу, руководящий состав автономных некоммерческих предприятий не может быть привлечен к ответственности. Вместе с тем, конкретный перечень взысканий можно изучить в руководящих документах, которые регламентируют порядок существования того или иного типа предприятия:

  • Для общественных и религиозных объединений, фондов, некоммерческих партнерств и потребительских кооперативов. Члены и участники не отвечают по обязательствам предприятия (притязаниям кредиторов);
  • Для частных учреждений предусматривается ответственность по обязательствам, которые стали следствие ведения предприятием финансов-хозяйственной деятельности. Если для погашения кредиторской задолженности недостаточно средств в активе юридического лица, на возвращение долгов могут привлекаться средства учредителей или их имущество;
  • АНО независимы от финансового состояния своих участников;
  • Ассоциации или союзы не отвечают по финансовым обязательствам своих учредителей, но участники несут субсидиарную ответственность по долгам своих предприятий. Уровень взысканий определяется учредительным договором;
  • По товариществам собственников недвижимости также не предусматривается наступление ответственности по обязательствам организации.

Ликвидация АНО – установленный законодателем порядок исключения организации из списка юридических лиц.
Основной причиной для принятия такого решения является стратегический просчет руководства. Вместе с тем не стоит воспринимать закрытие в качестве спасительного круга при наступлении кредиторов. Ликвидация всегда сопровождается тотальной налоговой проверкой. По этой причине руководителям коммерческих (некоммерческих) проектов всегда стоит думать о своей репутации при ликвидации предприятия и стараться сдать организацию налоговой без последствий.

Ликвидация НКО подразумевает под собой абсолютное прекращение существования этой организации без возможности перехода прав на нее другому субъекту. После данной процедуры некоммерческая организация прекращает свое существование в качестве юридического лица.

НКО отличается деятельностью от других коммерческих юридических лиц, поэтому ликвидация имеет ряд особенностей и отличий.

Образец протокола о ликвидации некоммерческой организации

Протокол общего собрания участников НКО, содержащий решение о ее ликвидации, может выглядеть следующим образом:

общего собрания участников

НКО «Центр развития личности»

10.01.2019 г. Ярославль

  1. Об избрании председателя и секретаря собрания.
  2. О ликвидации общества.
  3. О создании ликвидационной комиссии.
  4. О назначении председателя ликвидационной комиссии.
  5. Об установлении срока ликвидации.
  1. По первому вопросу — об избрании председателем собрания Гутова А. И., секретарем — Ермолина А. П.
  2. По второму вопросу — о нецелесообразности дальнейшей деятельности НКО и принятии решения о ликвидации.
  3. По третьему вопросу — о создании ликвидационной комиссии в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.
  4. По четвертому вопросу — о назначении председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
  5. По пятому вопросу — об установлении срока ликвидации до 10.07.2019.
  1. Избрать председателем собрания Гутова А. Н., секретарем — Ермолина А. П.Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  2. Ликвидировать НКО.Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  3. Создать ликвидационную комиссию в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.

Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.

Назначить председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
Установить срок ликвидации до 10.12.2018.Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.

Все вопросы повестки дня рассмотрены.

Председатель собрания /Гутов/ А. И. Гутов

Секретарь собрания /Ермолин/ А. П. Ермолин

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Оставшиеся после выплат средства направляются на благотворительность, уставные цели ликвидируемой НКО или направляются в муниципальный бюджет. Заявление о регистрации ликвидации НКО заполняется по форме Р16001, которая подается в ФНС вместе с окончательным ликвидационным балансом, квитанцией об оплате госпошлины и справкой из Пенсионного фонда.

Пошаговая инструкция

  1. Некоммерческая организация неоднократно нарушала нормативно-правовые положения, предусмотренные законом, и их восстановление не является возможным.
  2. Область осуществляемой деятельности не соответствует задачам, предусмотренным уставом.
  3. Невыполнение организацией судебных постановлений.
  4. Подозрение учредителей или самого образования в экстремизме.

Исчерпывающий перечень документов, которые надлежит представить для госрегистрации ликвидации юрлица, определен ст. 21 ФЗ РФ № 129. Среди них имеются только две типовые формы, которые заполняет заявитель: уведомление Р15001 (по КНД 1111518) и заявление Р16001 (по КНД 1111507).

В частности, отмечено, что закрыть фонд можно только через суд. Основания для ликвидации перечислены также в этом пункте. К ним относят, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной, противоречащей уставу деятельности и др.

Распространенные ошибки при закрытии некоммерческой структуры

Получить копию решения суда о ликвидации НКО можно только лично непосредственно в представительстве суда. Для обращения потребуется паспорт, так как копия выдается только причастным к деятельности организации лицам (фигурантам дела).

Для инициализации процесса ликвидации потребуется протокол собрания НКО, где и было принято решение о прекращении существования организации. Подписывают его все управляющие, после чего протокол закрепляется подписью секретаря (если таковой присутствовал на собрании).

Стоимость

Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц регулируется статьями 7 и 82 ФЗ «О некоммерческих организациях». Их ликвидация проводится в установленном порядке по Гражданскому Кодексу (статья 50).

Сроки оформления данного общества в Минюсте – не более 30 рабочих дней. В том случае, если вся документация в порядке и причин для отказа в оформлении нет, Минюст РФ или его региональное отделение принимает окончательное решение не позднее, чем через 2 недели с момента получения пакета документов. Другими словами, о принятом учредителями решении относительно прекращения деятельности некоммерческой организации и касательно назначения ликвидационной комиссии. По истечении двух месяцев, после того как комиссия подала объявление в СМИ о ликвидации фонда, нужно было подавать заявление по форме РН0007, т.

Как ликвидировать некоммерческую организацию: общие положения

Ликвидация предприятия (в том числе некоммерческого объединения) — это совокупность действий, направленных на полное прекращение его функционирования без передачи существующих у него прав и обязанностей стороннему объединению (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ НКО является юридическим лицом. Это значит, что обязательным условием для ее ликвидации является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Упразднение НКО подчиняется общим правилам прекращения деятельности юрлиц, установленным гражданским законодательством.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2018 году может быть различной в зависимости от того, по каким основаниям упраздняется организация. Процедура может проводиться:

  • в добровольном порядке;
  • принудительном порядке через суд (по инициативе уполномоченных госорганов);
  • порядке банкротства (в том случае, если средств НКО недостаточно для того, чтобы погасить все задолженности, сформировавшиеся в ходе осуществления ею своей деятельности).

Основаниями для упразднения НКО на добровольной основе могут стать:

  • решение учредителей объединения;
  • достижение целей ее создания;
  • истечение закрепленного в уставных документах срока, в течение которого должна была функционировать НКО.

Ликвидация НКО: как это происходит

Ликвидация некоммерческой организации – распространённое явление. Учитывая, что данная форма организации является юридическим лицом, осуществление процесса должно проводиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В частности, процедура регулируется положениями из Гражданского кодекса, а также рядом законов и указов. Мы рассмотрим основные причины, по которым может проводиться ликвидация НКО, а также порядок действий в данном случае.

  1. Принятие решения о ликвидации. Как правило, за это отвечает руководство организации. Однако должно быть проведено собрание основных лиц с обязательным протоколированием. Протокол скрепляется подписями участников. Далее создаётся ликвидационная комиссия либо определяется ликвидатор в единственном числе, который берёт на себя обязательства по закрытию НКО.
  2. Следующий шаг – извещение соответствующих органов о принятии решения. В первую очередь, подаётся заявление по форме РН0005 с приложенной копией протокола собрания, свидетельством о регистрации, копиями паспортов учредителей, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и заверенным решением. Одной из особенностей процесса и главным отличием является тот факт, что помимо регистрационного органа, всевозможных внебюджетных фондов и других организаций, в обязательном порядке высылается уведомление в Управление Министерства юстиции. Напомним, что обычные юр. лица этого делать не обязаны.
  3. Далее оповещаются кредиторы и должники компании, которые в течение двух месяцев после получения оповещения имеют право в судебном порядке предъявить имущественные претензии к НКО.
  4. Создаётся промежуточный баланс. В случае ликвидации автономной некоммерческой организации, которая не вела предпринимательской деятельности, данная процедура довольно проста, так как не включает фиксацию движения финансовых средств по счетам. По этой же причине довольно часто налоговая отказывается от проведения выездных проверок.
  5. Следующая стадия – расчёт с кредиторами и сотрудниками организации в соответствии с Трудовым и Гражданским кодексом Российской Федерации.
  6. После того как все долговые обязательства полностью погашены, составляется окончательный ликвидационный баланс. Именно этот документ является главным основанием для официального закрытия НКО.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий