Традиционная фискальная система
Пожалуй, наиболее часто используемая субъектами предпринимательской деятельности. Поэтому, должно быть, и стала традиционной система, в которой налоговая нагрузка по прибыли в качестве своей базы принимает суммарный объем реализационных и внереализационных доходов.
Аналогично и в качестве номинального расхода принимается совокупность как операционных, так и чрезвычайных затрат. При этом к производственным относят трудовые (заработная плата сотрудников), амортизационные и материальные (непосредственная закупка сырья и полуфабрикатов) расходы.
Особенность наложения фискальных обязательств на имущество в традиционной системе заключается в принятии в качестве налоговой базы среднегодовой балансовой стоимости необоротного актива.
Ставка НДС – 18 %, налоговая нагрузка на прибыль – 20 %. В качестве базы последнего принимается валовый совокупный доход, о чем говорилось выше.
Особенности налогового планирования
Поскольку на сегодняшний день грамотно рассчитанная налоговая нагрузка лежит в основе успешного и процветающего бизнеса, то и планированию ее в рамках фискальной политики стоит уделить должное внимание
Вот уже на протяжении нескольких десятилетий успешные субъекты хозяйственной деятельности практикуют среднесрочное бюджетирование обязательств перед казной в рамках последующего финансового года. Его особенности заключаются в том, что данный процесс повышает в целом эффективность деятельности предприятия. Ведь, согласитесь, разве можно назвать бизнес неэффективным, если фискальные государственные органы полностью довольны его отчетностью? Ибо не имеет она нарушений, составлена грамотными специалистами, да и ставки, и политика – что надо, не придраться.
Что же касается многолетнего налогового планирования, то оно, скорее, носит информационный характер, поскольку в любой год может поменяться – то ли вместе с реформами внутренней политики, то ли по причине изменений в действующем законодательстве.
Абсолютная и относительная налоговая нагрузка
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.
Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.
Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.
Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.
Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.
Налоговая нагрузка на население в РФ
- НДФЛ – 13%. Его за сотрудника платит работодатель, но из заработка первого он удерживается в полном объеме за исключением суммы вычета. Соответственно рост налога на доходы физлиц автоматически снижает их реальные доходы.
- НДС (скрытый) – 20%. Платят его в бюджет не граждане, а продавцы, реализующие товары и услуги. Но, они включают его в стоимость и в полном объеме взимают с населения. Ри каждой покупке гражданин автоматически платит НДС.
- Налог на имущество, ЖКХ, ОСАГО и прочие скрытые платежи – около 5%. Граждане платят налог на недвижимость, землю и транспортные средства. Его расчет по кадастровой стоимости существенно увеличил фискальную нагрузку на население. Его максимальная ставка составляет от 0,1 до 2% от кадастровой стоимости недвижимости и зависит от стоимости объекта. Платят его только собственники недвижимости один раз в год. Коммунальные и страховые платежи условно относятся к скрытым налогам.
- Страховые взносы – 30,2%. К ним относятся взносы в ПФР, ФОМС и ФСС.
- Акцизы – 8%. Они включаются в стоимость товаров. Повышение акцизов моментально вызывает рост цен и затрат граждан. Получается, что от увеличения акцизных платежей страдают не только бизнесмены, но и их покупатели.
- Штрафные санкции и госпошлины. Пени и недоимки по налогам, штрафы ГИБДД и по КоАП, госпошлина тоже относится к обзательным отчислениям, так как поступают в итоге в госбюджет.
НДС: необходимые изменения
Что же касается льгот по
НДС, то имеющиеся на сегодняшний день также мало эффективны. Конечно, от НДС
освобождены операции по добавленной стоимости. Государство старается
стимулировать финансовый сектор без использования ограничений или каких-либо
условий. А вот для инновационных расходов обязательно нужно проводить много
процедур, которые позволят ограничить активность к инновациям. И сегодня баланс
между услугами и реальным сектором должен быть обязательно.
Также под сомнение
попадает обложение НДС изделий, с которых берутся акцизы. Ведь в этом случае в
налоговый оборот входит и стоимость акцизы. А это предполагает двойное
обложение налогами и его, несомненно, нужно ликвидировать. Вообще
предполагается снизить ставку НДС до 12%, а лучше всего пересмотреть ее замену
на налог с продаж.
Если же налог с продаж
будет введен, то это даст возможность решить много проблем, с которыми
непосредственно связан выпуск продукции отечественного производства на мировые
рынки. Также эффективное сотрудничество малого и среднего бизнеса создает
некоторые преграды для использования малыми организациями специальных режимов.
Именно поэтому крупные организации закупаются друг у друга. А вот если будет
введен налог с продаж, то данная проблема будет исключена.
Главным подтверждением
является опыт западных стран. Правильным решением будет сначала сократить
ставку НДС, а уже потом его полностью заменить на налог с продаж. Это
существенно поднимет экономику на новый уровень.
Все вместе это будет
большой стимуляцией для экономики государства и выведение на новый уровень,
повышение конкурентоспособности за счет снижения налогов и других льгот. Опыт
других развитых стран показывает, что в первую очередь необходимо снизить
налоговую нагрузку на бизнес во время кризиса. В этом случае государство
получит устойчивую базу и простимулирует развитие инноваций.
Как оправдаться за низкие показатели
Выше упоминалось, что налоговая нагрузка, не дотягивающая до среднестатистических показателей, является поводом к проведению выездной проверки.
Причины здесь могут быть следующие:
- Неверно определён вид коммерческой деятельности;
- Возникли затруднения временного характера;
- Реализовывается инвестиционная модель экономического развития, что требует серьёзных финансовых вливаний;
- Компания занимается внешними торговыми операциями, и спад вызван колебаниями курсов валют;
- Идёт накопление товаров длительного хранения, то есть отсутствует реализация продукции;
- Поставщики сырья повысили цены ввиду изменения конъюнктуры рынка.
Пояснения заниженной налоговой нагрузки указываются в поясняющей записке, которая составляется по итогам камеральной проверки. Документ передаётся в ФНС, рассматривается в 3-месячный срок.
Пример пояснительной записки о причинах низкой налоговой нагрузки
Когда подается пояснение о причинах низкой нагрузки
Представитель налоговой имеет право затребовать пояснение к предоставленной декларации. Актуально это в том случае, если содержание документа вызывает вопросы. Обычно соответствующая нужда возникает тогда, когда размер налога существенно занижен. Это вызывает подозрение в сокрытии доходов от государства. Рассмотрим ситуации, в которых могут потребовать пояснение:
- Неверное заполнение декларации, ошибки.
- Снижение оборотов.
- Уменьшение масштабов реализации.
- Увеличение зарплат.
Пояснительная может быть затребована только в процессе выездной и камеральной проверки.
Как снизить риск выездной проверки?
Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:
- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.
Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (приложение N 5 к Приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) (далее – Пояснительная записка).
В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.
Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленную вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации. При проведении камеральных налоговых проверок указанных уточненных деклараций с представленной к ним Пояснительной запиской дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.
Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по пункту 12 Критериев налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.
В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверки принимается только после предварительного согласования с ФНС России.
Сравнить показатели с прошлогодними можно в статье Налоговая нагрузка в 2018 году.
Следующая > |
---|
Индексация регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора на 2019-2024 гг., %
* В целях проведения
капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования с 2017 по 2025 год
дополнительно установлена целевая надбавка в размере 2 процента сверх уровня,
предусмотренного Прогнозом
социально-экономического развития Российской Федерации
** В целях компенсации
изменения в налоговом законодательстве с 2019 по 2021 год установлена целевая
надбавка в размере 1,5%
*** С 1 января 2019
года тарифы для населения будут рассчитаны исходя из ставки НДС в 20%
**** В 2019 году
вводится надбавка на экспортные перевозки грузов (за исключением алюминия и
нефтяных грузов) в размере 8% и 6% надбавка на возврат порожних вагонов
Налоговая нагрузка при УСН
Рассмотрим формулу расчета налоговой нагрузки при УСН более подробно.
С этой целью может быть применена формула:
ННусн = Нусн * 100/ Д усн,
где ННусн – налоговая нагрузка при УСН, %; Нусн – УСН-налог по декларации, т.р.;
Дусн – до ходы по УСН-декларации, т.р.
Приведем конкретный пример налоговой нагрузки по формуле расчета при УСН.
В таблице представлены доходы и расходы, применяемые при расчете налогооблагаемой базы в ООО «ХХХ». Доходы и расходы связаны с реализацией услуг по организации общественного питания.
Анализ динамики доходов и расходов отражает ежегодный рост показателей практически по всем составным элементам.
Анализ доходов и расходов по услугам ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг., тыс.руб. представлен в таблице ниже.
Наименование показателей | 2014 г. | 2015 г. | 2016г | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение, % |
Доходы | |||||
Выручка от оказания услуг | 6534 | 7181 | 8819 | 2285 | 135,0 |
Расходы | |||||
Аренда и содержание основных средств | 1983 | 2605 | 3389 | 1406 | 170,9 |
Заработная плата | 2478 | 2672 | 3003 | 525 | 121,2 |
Обязательные страховые взносы | 581 | 655 | 750 | 169 | 129,1 |
Ремонт объектов ОС | 174 | 14 | 126 | -48 | 72,4 |
Иные налоги и сборы | 143 | 115 | 115 | -28 | 80,4 |
Прочие расходы | 122 | 87 | 215 | 93 | 176,2 |
Итого расходов | 5481 | 6148 | 7598 | 2117 | 138,6 |
Прибыль от оказания услуг | 1053 | 1033 | 1221 | 168 | 116,0 |
Расходы в целом продемонстрировали тенденцию к увеличению на сумму 2117 тыс. руб., их рост составил 138,6 %. В частности, проведённое сравнение доходов и расходов по услугам показывает, что выручка от оказания услуг увеличилась в 2016 году по сравнению с 2014-м на 2285 тыс. руб., ее рост составил 135 %.
Основной причиной роста показателей является рост цен на потребляемые материалы и услуги, и как следствие повышение собственных цен, с целью покрытия расходов. За счет того, что сумма расходов меньше получаемых доходов на 7,4 % ООО получило прибыль на 168 тыс. руб. больше в 2016 году, чем в 2014 году.
Рассмотрим динамику начисленного налога по ООО «ХХХ» за период с 2014 по 2016 годы по данным таблицы ниже.
Показатели | Сумма, т.р. | Относительное отклонение, % | |||
2014 год | 2015 год | 2016 год | Абсолютное отклонение, т.р. | ||
Доходы, полученные от деятельности | 6534 | 7181 | 8819 | 2285 | 135,0 |
Начисленный налог по ставке 6% | 392 | 431 | 529 | 137 | 134,9 |
Страховые взносы по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию | 581 | 655 | 750 | 169 | 129,1 |
Больничные | 27 | 35 | 38 | 11 | 140,7 |
Итого страховых взносов по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию и больничных | 608 | 690 | 788 | 180 | 129,6 |
Сумма уменьшающая налог (50%) | 196 | 216 | 265 | 69 | 135,2 |
Налог к оплате в бюджет (Отрицательный денежный поток по платежам в бюджет ) | 196 | 216 | 265 | 69 | 135,2 |
Отрицательный денежный поток по платежам во внебюджетные фонды | 581 | 655 | 750 | 169 | 129,1 |
Таким образом, ООО «ХХХ» в течение рассматриваемого периода можно было зачесть в счет уменьшения суммы единого налога не всю сумму страховых взносов по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию, а только 50% от суммы налога, начисленного в бюджет. Рассмотрим пример расчета налоговой нагрузки по методике Минфина РФ. Налоговая нагрузка на доходы ООО «ХХХ» составила:
Вам будет интересно:Кредитная карта “Элемент 120”, “Почта Банк”: отзывы
в 2014 году (196+581) /6534 = 0,12 руб./руб.,
в 2015 году (655+216) / 7181 = 0,12 руб./руб.,
в 2016 году (750+265) / 8819 = 0,12 руб./руб.
Из расчетов видим, что налоговая нагрузка зависит от суммы дохода и суммы налога и начисленных страховых взносов.
Предельная нагрузка
Важно понимать, что понятия предельно допустимый уровень нагрузки как такового не существует. То есть законодательство устанавливает только средние значения по налоговым отчислениям по каждому виду деятельности, однако максимально возможные значения не фиксируются
Это означает, что плательщик должен самостоятельно следить за тем, насколько много налогов он платит, и при необходимости принять решение о переходе на другую систему налогообложения.
В ряде случаев предпринимателю выгоднее перейти на другие системы налогообложения – ЕНВД, УСН, ОСНО либо платить единый сельскохозяйственный налог. Однако переход возможен только по определенным видам деятельности и при соблюдении конкретных условий, которые могут отличаться в разных субъектах РФ.
Мнение эксперта
Кочергин Сергей
Специалист по налогообложению, финансовый менеджер, эксперт сайта
Рекомендуем вам ознакомиться с предусмотренной законодательством ответственностью за уклонение от уплаты налогов, подробности смотрите тут.
Таким образом, плательщик может рассчитывать нагрузку по разным формулам, но налоговую инспекцию в первую очередь интересует, какой процент занимают налоги от получаемых доходов. При этом сама проверка организуется только в тех случаях, когда нагрузка явно ниже по сравнению со средним уровнем в данном виде деятельности.
Налоги: плата за цивилизованную жизнь или тяжелая ноша?
Уплата налогов –
обязанность всех юридических и физических лиц. Это в идеале, а на практике все
по-другому.
Недавно Игорь Сечин,
глава «Роснефти», отметил, что его компания – главный налогоплательщик России.
Одновременно с подобными заявлениями он ратует за налоговые послабления для
своей компании. Имеет ли он какое-либо право требовать налоговые льготы? Кто
должен платить налоги первой статьей?
Энергодобывающая сфера,
как создающая низкую добавленную стоимость, должна облагаться самыми высокими
налогами. Напротив, в высокотехнологичных и перерабатывающих сферах налоговая нагрузка
должна быть существенно ниже. Именно эти отрасли имеют наибольшую добавленную
стоимость, которая и дает большие налоговые поступления. Усилия налоговиков
требуется направить на увеличение налогов в добывающей сфере.
Индивидуальные налоговые
льготы запрещаются налоговым кодексом, о чем гласит отдельная статья. Налоговые
послабления не могут быть представлены конкретному юридическому или физическому
лицу. Льготы должны предоставляться по групповому принципу в единой конкурентной
среде. При другом раскладе некто получит преимущества на профильном рынке, что
негативно скажется на других игроках. Всегда должны соблюдаться справедливые
условия конкуренции. В противном случае экономика регрессирует. Необходимость
введения прогрессивного подоходного налога кажется уже просто необходимой.
Общее представление
Совокупная налоговая нагрузка представляет собой общий объем финансовых средств, которые подлежат уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды на день начала финансирования инвестиционного проекта.
Вам будет интересно:ЖК “Высота” (Иркутск): описание, инфраструктура, фото
В настоящее время понятие налоговой нагрузки может быть рассмотрено в двух аспектах:
- В абсолютном значении. Сумма конкретных значений налогов, которую нужно уплатить. Данная сумма интересна непосредственно для предприятия – плательщика налогов.
- В относительном значении. Как доля (процентное содержание) от суммы налогов, которые необходимо уплатить в бюджет, к определенной базе. Данный показатель часто используется для различных расчетов, анализов и прогнозов компании.
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) | 2018 год | |
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %* | Рентабельность активов, %** | |
Всего | 12,3 | 6,4 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 20,2 | 7,1 |
растениеводство и животноводство, охота ипредоставление соответствующих услуг в этих областях | 17,0 | 5,8 |
лесоводство и лесозаготовки | 11,1 | 1,7 |
рыболовство и рыбоводство | 54,0 | 20,8 |
добыча полезных ископаемых | 33,6 | 17,3 |
добыча угля | 31,4 | 11,6 |
добыча сырой нефти и природного газа | 35,3 | 20,4 |
добыча металлических руд | 57,3 | 17,6 |
добыча прочих полезных ископаемых | 50,9 | 7,6 |
обрабатывающие производства | 12,8 | 6,0 |
производство пищевых продуктов | 9,2 | 7,1 |
производство напитков | 12,4 | 7,1 |
производство табачных изделий | 30,2 | 14,1 |
производство текстильных изделий | 8,7 | 4,3 |
производство одежды | 9,2 | 8,4 |
производство кожи и изделий из кожи | 6,0 | 3,5 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели,производство изделий из соломки и материалов для плетения | 13,8 | 2,2 |
производство бумаги и бумажных изделий | 28,1 | 17,3 |
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации | 13,9 | 11,0 |
производство кокса и нефтепродуктов | 9,0 | 4,5 |
производство химических веществ и химических продуктов | 26,5 | 6,1 |
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях | 26,9 | 10,1 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 8,1 | 7,4 |
производство прочей неметаллической минеральной продукции | 12,7 | 4,5 |
производство металлургическое | 26,0 | 13,3 |
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования | 11,7 | 5,4 |
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки | 4,8 | отр. |
производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 14,0 | 5,9 |
производство электрического оборудования, | 8,4 | 7,2 |
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 2,6 | 2,8 |
производство прочих транспортных средств и оборудования | 12,0 | 2,0 |
производство прочих готовых изделий | 5,8 | 3,5 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 8,8 | 4,2 |
производство, передача и распределение электроэнергии | 12,5 | 5,0 |
производство и распределение газообразного топлива | 2,8 | 1,4 |
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха | отр. | отр. |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов,деятельность по ликвидации загрязнений | 4,5 | 2,7 |
строительство | 6,1 | 1,7 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 7,3 | 5,4 |
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт | 3,1 | 9,0 |
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 10,0 | 5,6 |
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 2,6 | 3,6 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 7,1 | 2,6 |
транспортировка и хранение | 8,8 | 4,1 |
деятельность железнодорожного транспорта:междугородные и международные пассажирские перевозки | 7,6 | 1,1 |
деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки | 18,5 | 20,2 |
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта | отр. | отр. |
деятельность автомобильного грузового транспортаи услуги по перевозкам | 5,2 | 5,0 |
деятельность трубопроводного транспорта | 12,2 | 4,0 |
деятельность водного транспорта | 6,2 | 3,4 |
деятельность воздушного и космического транспорта | отр. | 2,7 |
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность | 5,8 | 2,4 |
деятельность в области информации и связи | 14,6 | 7,4 |
деятельность финансовая и страховая | 11,2 | 1,9 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 15,9 | 3,8 |
научные исследования и разработки | 10,3 | 6,5 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 2,4 | 1,5 |
образование | 4,2 | 2,8 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 10,4 | 6,4 |
деятельность в области культуры, спорта,организации досуга и развлечений | 1,7 | 2,8 |
* Рентабельность проданных товаров, (продукции, работ, услуг) – соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. В том случае, если получен убыток от продажи товаров (продукции, работ, услуг), имеет место убыточность | ||
** Рентабельность активов – соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный – имеет место убыточность. |
Пропорциональное налогообложение против прогрессивного: что лучше?
Пропорциональная, а не
прогрессивная ставка налогов противоречит принципам, установленным еще Смитом.
Налоги должны устанавливаться соразмерно заработкам. Рост доходов
сопровождается нивелированием необходимости тратить, что вызывает накопление
средств, не обремененных расходами.
Несложно догадаться, что
гражданин с низким заработком не имеет реальной возможности накапливать
средства. Пропорциональное налогообложение окончательно лишает человека тратить
лишние деньги. Весь доход уходит на текущее потребление. В этой связи градацию
налоговой нагрузки стоит назвать одной из приоритетных задач государства.
Прогрессивный налог имеет
цель не «стрясти» с обеспеченных граждан больше средств, а снизить нагрузку с
малообеспеченных. Это ремарка для всех противников данной меры. Прогрессивная
налоговая нагрузка позволила бы снизить социальное расслоение. А прогрессивная
шкала и дальше будет создавать пропасть между богатыми и бедными гражданами,
обеспечивающую перманентную социальную напряженность. За ней не за горами и
социальные волнения, вплоть до революционных потрясений.
Прогрессивная градация
уже давно действует во всех развитых странах. Больше получают – больше платят
налогов. Все граждане этих стран прекрасно это понимают и не имеют ничего
против.
Кто работает на благо бюджета?
Кроме НДФЛ граждане
зарабатывают для бюджета потреблением услуг и товаров. Речь идет об акцизах, о
таможенных пошлинах, НДС и т. д. Косвенные налоги целиком и полностью
уплачиваются гражданами. Большая часть налоговой нагрузки лежит на плечах
рядовых граждан, НДС составляет почти треть поступлений в бюджет. Поэтому с
уверенностью можно заявить, что недовольные граждане, в принципе, правы. Львиная
доля государственного бюджета составляется рядовыми налогоплательщиками.
Большая часть нагрузки на
предприятия состоит в налогах на прибыль и имущество. Косвенные налоги – забота
граждан, прямые налоги – забота предприятий. Можно заметить, что государство
чрезмерно уповает на косвенные налоги. Теперь несложно понять, кто в стране
подставляет свою «могучую спину» для несения налогового тягла. Ряд изменений,
которые необходимо осуществить, напрашивается сам собой.
Инновационный путь развития экономики
Необходимо развитие
инновационных сфер. Западные санкции серьезно подпортили наш экономический
потенциал и создали тяжелые условия для развития высокотехнологичных сфер
В
этих условиях на инновационную сферу следует обратить самое пристальное
внимание. Нужно отходить от доминирующей сырьевой модели экономики и сделать
упор на инновационное развитие
Для того чтобы повысить
деловую активность и рост в области инноваций обязательно требуется
государственное участие, как на прямую, так и косвенно.
Прямая поддержка
представляет собой выдачу грантов, партнерство совместно с государством и
многое другое. А вот косвенная поддержка заключается в различных налоговых
льготах и преференций. Причем льготы налоговые должны стать самым главным
инструментом в регулировании таких отношений.
Льготы, которые
существуют на сегодняшний день не в полной мере вовлекают в инновационную
работу многих хозяйственных объектов. Из-за того, что льготы неэффективны,
появляются предпосылки для того, чтобы скрывать налоги и придумывать пути их неуплаты.
Конечно же, льготы должны быть постоянными, стабильными и очень эффективными,
тогда появится много инновационных структур, и работа будет их наиболее
продуктивной.
Тонкости налогового вычета в регионах
Буквально в 2017 году
появилась такая практика, как урезание налоговых льгот в регионах. Но это
происходит только в том случае, если их не смогут полностью обосновать. На
практике это происходит в регионах, которые являются дотационными, – им сделать
обоснование очень трудно. Ситуация складывается следующим образом: регион дает
отказ компаниям по налоговым льготам, но все же имеет статус дистанционного.
Именно поэтому в
обязательном порядке требует пересмотра механизм налогового вычета. Его
предоставляют компаниям, чтобы они увеличили рост инвестиций и произвели
обновление производственных фондов.
Есть некоторые
обстоятельства, которые создают препятствия для выполнения данных льгот. Во-первых,
инвестиционный налоговый вычет могут предоставить организациям только тогда,
когда это не противоречит законодательству. Во-вторых, регионы оставляют за
собой право сокращения максимального размера вычета, а также имеют возможность
предоставлять эту возможность не всем отраслям, а только выборочно. Причем не в
каждом регионе есть такая льгота. И на 1 октября она присутствовала только в 11
регионах.