Налоговые споры: досудебное урегулирование и судебная практика

Досудебный порядок разрешения конфликта

Досудебное урегулирование налоговых споров происходит в основном в порядке административной процедуры, которая расписана в ст.ст.139–139.1 НК РФ. Она основана на том, что решение инспектора по налогам обжалуется руководителю инспекции, сотрудником которой он является. Ответ руководителя инспекции оспаривается путем направления жалобы на имя руководителя ФНС РФ. Различают следующие способы оспаривания документов или действий/бездействия налоговиков:

  • простой (ст. 139 НК РФ);
  • апелляционный (139.1 НК РФ).

В порядке простой, или общей, процедуры оспариваются:

  • решения, не оспоренные в апелляционном процессе;
  • действия/бездействие сотрудника.

Оспаривание происходит в налоговый орган, вышестоящий по подчиненности. При этом документы подаются через оспариваемую службу. А она в трехдневный период передает их непосредственному адресату. НК РФ четко устанавливает временные рамки на обращение:

  • в течение года — в простом порядке;
  • в течение трех месяцев — в ФНС, если первоначально было обращение в апелляционном порядке;
  • в течение года — на решение об установлении налоговой ответственности, если оно не было оспорено в апелляционном процессе;
  • в течение года — действующее решение по итогам проверки объединенной группы плательщиков, которое не обжаловалось ранее в апелляционном порядке.

Если необходимый период был пропущен, то вышестоящий орган (адресат жалобы) может его восстановить. Для этого подается заявление. Но восстановление сроков допустимо только в ситуации, когда они были допущены по уважительной причине. По итогам изучения обращения и приложений к нему инспекции ФНС может вынести решение:

  • не удовлетворить просьбу;
  • отменить оспариваемый документ;
  • прекратить налоговое дело;
  • изменить оспариваемый документ или вынести новый;
  • совершить действия, если в просьбе идет речь о бездействии служащего.

Апелляционный порядок предусмотрен для исключительных случаев обжалования, а именно оспаривание решений:

  • об установлении налоговой ответственности;
  • об отказе в установлении такой ответственности.

Апелляционный порядок характеризуется оперативностью, когда еще документ не начал действовать. Подать прошение необходимо в первые десять дней после принятия оспариваемого документа. Пропуск этого периода, допущенный только по исключительно уважительной причине, может быть восстановлен. Заявление направляется в службу, которая вынесла неугодный документ. Служба передает бумаги в высший орган по подчиненности в течение трех дней. Вышестоящий налоговый орган, рассмотрев полученные материалы в рамках апелляционного порядка, формулирует решение:

  • не удовлетворить просьбу;
  • частично удовлетворить ее/удовлетворить в полном объеме;
  • прекратить дело.

НК РФ прописывает, что до обращения к суду по поводу установления налоговой ответственности (отказе в этом), необходимо в первую очередь соблюсти досудебный порядок урегулирования налоговых споров. По остальным видам конфликтов в области налогообложения допустимо сразу обращаться в судебную инстанцию.

Сроки обращения

Закон устанавливает длительный срок подачи жалоб – 1 год со дня вручению налогоплательщику акта или решения. Если прошение подается позже, необходимо предоставить серьезную причину такой задержки – например, отъезд за границу или продолжительная болезнь.

Налоговая обязана принять жалобу в любом случае, даже если она заведомо неправомерна. Отказ – повод для обращения в суд, но нужно требовать его в письменном виде. Однако есть причины, по которым инспекция не примет жалобу на законных основаниях:

  • нарушения формы заявления или отсутствие важных элементов;
  • истекший срок;
  • ранее прошение было отозвано;
  • наличие принятой жалобы на тех же основания.

После регистрации прошения инспекция в течение 3 рабочих дней направляет их в вышестоящий орган. В течение 60 дней налогоплательщику будет сообщено о результате проверки. Если будет принято решение об удовлетворении прошения, то будут назначены конкретные исполнители, обязанные исправить положение. В случае отказа появится повод для подачи иска в арбитражный суд.

Преимущества и недостатки досудебного урегулирования

К преимуществам досудебного урегулирования налоговых споров можно отнести следующие:

  • на рассмотрение жалоб обычно уходит не более одного месяца;
  • процедура обращения в вышестоящий орган с жалобой на налоговый орган является бесплатной услугой, а в случае решения вопроса в судебном порядке часто требуется участие юриста и обязательная оплата госпошлины;
  • при рассмотрении спора сохраняется конфиденциальность, а значит налогоплательщику можно не волноваться за свою репутацию;
  • ухудшение положения налогоплательщика в случае рассмотрения жалобы уже не произойдет;
  • порядок досудебного решения спора не потребует соблюдения налогоплательщиком особых требований;

Среди недостатков досудебного способа урегулирования споров можно выделить следующие:

  • отсутствие достаточного количества информации по данному вопросу, что приводит к подаче большого числа заявлений в суды;
  • отсутствие доверия со стороны налогоплательщиков к налоговым органам (многие считают, что данный способ приводит только к потере времени, а лучше проблему решить через суд.

Несмотря на то, что налогоплательщики вправе самостоятельно подать жалобу на налоговую и проводить досудебное урегулирование вопроса самостоятельно, нелишним будет обратиться за помощью профессионального юриста. Он поможет грамотно составить жалобу и подготовить доказательную базу. А это позволит решить проблему в короткие сроки без дополнительного обращения в будущем в суд.

Признаки и классификация споров в налоговой сфере

  • субъекты-участники конфликта: на одной стороне государство в лице налоговой, на противоположной — гражданин, предприниматель или фирма;
  • возникают по поводу правил налогового законодательства;
  • разрешение происходит по определенной законом процедуре (досудебное урегулирование налоговых споров или судебный процесс);
  • тесная связь с экономикой, так как спор в указанной сфере — разновидность экономических конфликтов;
  • процесс разрешения конфликтов урегулирован на уровне закона. Например, судебная практика норм о разрешении конфликтов в сфере налогообложения не создает, а только толкует имеющиеся.

  • по инициатору: исходящие от ФНС, от самого плательщика, иного заинтересованного лица (например, оспаривание очередности погашения долгов при банкротстве, когда после принятия решения об оплате налога появляется представитель другой очереди);
  • по предмету: оспаривание действий сотрудника инспекции или исполнение общей налоговой обязанности;
  • по содержанию: установление санкций, оспаривание документа властного органа, возмещение убытков от действий сотрудников инспекции ФНС;
  • процессуальный критерий разрешения конфликта: в судебном или претензионном порядке.

Виды налоговых споров можно классифицировать, взяв за основу связь налоговых отношений с другими видами правоотношений:

  • на основе только норм законодательства о налогах;
  • установление ответственности за преступление или правонарушение в сфере налогообложения;
  • оспаривание конституционности отдельных норм Налогового кодекса;
  • осуществление инспекциями контрольных функций (например, при проведении проверок).
  • характеру и уровню взаимодействия участников конфликта в сферах инвестиционного, предпринимательского, административного и прочих видов права;
  • общему подходу к плательщикам с одинаковыми расходами;
  • представляемым налоговым отчетностям;
  • нарушениям при проведении проверок;
  • ошибкам в назначении санкций;
  • намеренному уменьшению налоговой базы самим плательщиком;
  • противоречиям в законодательных нормах.

Практика судов, закон, юридическая наука указывают на разнообразие споров. Это обусловлено их тесной связью с другими правовыми отраслями и сферами деятельности.

Порядок составления жалобы

Чтобы обжалование действий налогового органа принесло желаемый результат, с составлению жалобы следует отнестись максимально ответственно. В жалобе указывают следующее:

  1. Сведения о юридическом или физическом лице, имеющем претензию к налоговой. Указывают наименование и адрес регистрации юрлица. По физлицам указывают ФИО и адрес прописки.
  2. Наименование налогового, с которым у налогоплательщика возникли спорные моменты.
  3. Нарушения, которые были допущены сотрудниками налоговой, соответствующие ссылки на законодательные акты.
  4. Порядок уведомления заявителя о результатах рассмотрения жалобы (например, через личный кабинет на сайте налоговой).
  5. Контактные данные (номер телефона, почта).
  6. Прилагаемые документы, которые могут подтвердить позицию заявителя.
  7. Подпись заявителя.

Урегулирование через суд

Судебная практика по налоговым спорам показывает: такие конфликты вызывают сложности даже у адвокатов, специалистов в данной области. Причина в том, что налоговое законодательство часто меняется. Даже опытному юристу легко запутаться в новшествах. Ему приходится учитывать не только требования отдельных ведомств, но и судебную практику по этим делам. Простой обыватель, не владеющий необходимыми знаниями и опытом, с такой задачей не справится. Потребуется помощь квалифицированного специалиста с большим опытом.

Налоговые споры в последние годы происходят всё чаще, «рекордсменом» стал 2016 год. Многие ошибки налогоплательщиков признаются «типовыми», и эксперты рекомендуют всем ознакомиться с судебной практикой, чтобы подобные нарушения не совершать. Например, инспекторы доначисляли налоги, налагали штрафы, насчитывали пени в тех ситуациях, когда:

  • собственник существенно занижал продажную цену объекта недвижимости (ООО «Деловой центр Минаевский»);
  • владелец заведения общепита не отражал выручку по кассе, скрывал реальные доходы (сеть ресторанов «Корчма Тарас Бульба»);
  • владелец предприятия в ходе налоговой проверки не предоставил инспектору первичную документацию (ООО «ВостСибНефть»);
  • налогоплательщик заключал формальные договоры, что привело к снижению реальной суммы дохода от реализации продукции (ОАО «Ульяновский механический завод №2»).

Итак, налоговые споры возникают между участниками налоговых отношений. Эти конфликты можно урегулировать как в досудебном порядке, так и в ходе судебного разбирательства. В последнем случае рекомендуется обратиться за помощью к опытному адвокату по налоговым спорам.

Какими способами можно защищаться

В таком споре наиболее уязвимым участником является налогоплательщик в силу отсутствия правовых знаний. Ведь у него возникает обязанность платить налоги, порой посредством принуждения. Можно выделить ситуации, когда требуется защита прав плательщика:

  • акт инспекции ФНС незаконен (например, вынесен с нарушением процедуры);
  • оспаривание бесспорного взыскания и возврат средств, списанных при этом;
  • оспаривание действий сотрудников службы (например, самого факта проведения контрольного мероприятия);
  • признание противоречащим закону приказа, постановления ФНС;
  • возмещение убытков, причиненных сотрудниками инспекции неправомерными действиями.

Законодательство называет несколько способов защиты. Некоторые из них лицо может выбрать самостоятельно (например, оспаривать действия сотрудника его руководителю или в суд), но в отдельных ситуациях может быть только один вариант защиты (например, оспаривание в Конституционном Суде России нормы НК РФ, которая, по мнению плательщика налога, не соответствует Главному Закону страны). Защищать собственные права можно путем обращения:

  • к руководству сотрудника, действия которого оспариваются (досудебное урегулирование налоговых споров);
  • в судебные инстанции (даже международного уровня);
  • к прокурору для принятия им мер реагирования;
  • к Президенту страны;
  • в Конституционный Суд РФ, если есть основания считать норму НК противоречащей Конституции РФ.

Налогоплательщику защита его прав может потребоваться для восстановления репутации, возвращения неправомерно изъятого либо с целью недопущения подобного нарушения в будущем (например, в ситуации оспаривания акта госоргана или НК РФ).

Обычно в первую очередь предпринимаются попытки защитить нарушенное право собственными силами. Как вариант, путем вовлечения в возникший конфликт специалиста, например, юриста компании, который убеждает проверяющих в неправомерности их действий. Если самозащита не привела к нужному результату, то действия проверяющего оспариваются его руководителю. Если и этот способ успехом не увенчался, то следует обращаться в суд.

Обжалование в суде

Чтобы инициировать разрешение налоговых споров, сначала определяется, какой суд по подведомственности занимается подобного рода конфликтами. Подведомственность налоговых споров:

  • для плательщиков—граждан — суд системы общей юрисдикции;
  • для плательщиков-коммерсантов — арбитражный суд.

Далее необходимо выяснить подсудность конкретного суда. Она означает определение того органа в системе судов единой категории, который непосредственно будет разбирать спор. Подсудность среди общеюрисдикционных судов определяется по правилам:

  • обжалование ненормативных решений, действий/бездействия сотрудников — районный суд;
  • обжалование нормативных документов ФНС — ВС РФ.

Подсудность среди системы арбитражных судов:

  • ненормативные документы, деяния, взыскание платежей — в арбитражном суде региона;
  • нормативные акты — в Суде по интеллектуальным правам.

После того как подсудность определена, документы на разрешение налогового спора в должной судебной инстанции подаются по требованиям, прописанным в соответствующем процессуальном законе: Кодексе об административном судопроизводстве, АПК РФ.

Споры с налоговыми органами причислены к категории сложных конфликтов, для желаемого исхода в разрешении которых часто требуется привлечение специалистов. Профессионал не только верно определит подсудность конкретного спора, но и в нужный момент даст совет о правильном поведении самого налогоплательщика.

Определение понятия «спор» в сфере налогообложения

Налоговые споры — это конфликтные ситуации между налогоплательщиком и государством, возникающие по поводу исчисления или уплаты налога, определяемого как обязательный платеж в государственную или муниципальную казну. Не любой платеж является налогом, а только тот, который обладает совокупностью признаков.

  1. Его обязательность. На это указывает Конституция РФ, а в ст. 57. НК (Налоговый кодекс) РФ детализируется, какие платежи являются налогами, устанавливаются основания для возникновения обязанности по их уплате.
  2. Индивидуальная безвозмездность: государство в обмен на уплату налога не оказывает налогоплательщику никаких услуг (как, например, госпошлина, которая оплачивается за конкретное действие).
  3. Денежная форма. НК РФ не предусматривает возможность исполнить обязанность в другой форме, например, натуральной.
  4. Цель — обеспечить существование и функционирование самого государства (существенная часть бюджета любого уровня формируется за счет налоговых поступлений).

Уровня власти в стране три: государственный, региональный и местный. На каждом из них существует своя система налогообложения:

  • общероссийский: НДФЛ, НДС, акцизы, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, водный;
  • региональный: на имущество организаций, игорный бизнес, транспортный;
  • местный: земельный, торговый, на имущество физических лиц.
  • отказа инспекции ФНС в признании прав на налоговые льготы;
  • отказа инспекции ФНС на предоставление налогового вычета;
  • привлечения предпринимателя (ИП или фирмы) к ответственности по итогам налоговой проверки;
  • привлечение гражданина или коммерсанта к ответственности за неуплату налогов или совершение иного правонарушения в этой сфере;
  • неправильного расчета налоговиками суммы налога из-за ошибок в определении налоговой базы или налоговой ставки;
  • неправильно представленной отчетности по налогам.

Преимущества

Претензионный порядок решения налоговых споров имеет немало достоинств:

  • он менее формализован, более доступен и понятен, чем судебное производство;
  • оформление претензии или жалобы не требует от налогоплательщика глубоких знаний в юридической сфере, ее можно изложить простым языком без упоминания статей и апеллирования к авторитетным источникам;
  • оформление жалобы не требует финансовых затрат (эта процедура полностью бесплатна), в то время как за подачу иска необходимо уплачивать госпошлину, а для разрешения судебного спора обычно нужен адвокат;
  • срок рассмотрения жалобы предельного короток и регламентирован (не более 60 дней), в то время как суд может растянуться на несколько недель, а то и месяцев;
  • результат решения жалобы исполняется в более короткие сроки и ответственность за неисполнение несет конкретный инспектор, в то время как судебный акт сначала должен вступить в силу, потом он передается судебным приставам и далее успех завершения предприятия целиком зависит от их активности.

Как показала практика, разрешение  в досудебном порядке налоговых споров благоприятно сказалась на работе и фискальной службы, и суда. Поток исков сократился, в судопроизводство попадают исключительно сложные дела, а ошибки и неточности исправляются на месте без лишней нервотрепки и затрат времени.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий