Производство
Подбор видов запасов в этапах производства
Виды запасов в этапах производства хранятся в отдельных табличных частях.
При подборе видов запасов изделий сначала подбираются виды запасов, по которым есть отрицательные остатки в кладовой.
Виды запасов материалов рассчитываются помесячно по следующему алгоритму:
- Для заполнения по остаткам в кладовой: Обеспечение – Экономия
- Для заполнения по остаткам в подразделении: Расход + Экономия – Обеспечение
- Учитываются приходуемые виды запасов изделий
Предусмотрены проверки правильности отнесения прямых затрат на партии производства до расчета себестоимости:
При закрытии заказа на производство выполняется проверка, что в цепочке этапов присутствует продукция по рассчитываемой стоимости,
месяц выпуска которой больше, либо равен, месяцу крайнего расхода материалов/трудозатрат.
При закрытии месяца выполняется проверка, что в будущих периодах нет затрат по партиям, закрытым в текущем. Закрытость партии
для заказов без спецификаций определяется по статусу заказа на производство, для остальных заказов – по отсутствию этапов в статусе
не завершен, с максимальной датой выполнения в текущем месяце.
Что такое ПБУ
Аббревиатура расшифровывается как «положение по бухгалтерскому учету». Это самая сложная техническая программа бухгалтера. Имеет много профессиональных терминов. Заставляет бухгалтера делать много проводок.
Все проводки в бухгалтерии, отражающие прибыль и издержки предприятий, регламентируются законом (129-Ф3 ПБУ). Порядок же в принятии доходов и расходов установлен налоговым кодексом. Поэтому возникают расхождения в налоговом законодательстве. Налоговая часто меняет законы, а бухгалтерская отчетность не изменяется. Налоговые изменения влияют на прибыль и расходы, учитываемые в декларациях.
Поэтому используется методика постоянных и переменных разниц. Эта система распространяется только на те организации, которые работают по основной налоговой системе.
Предприятия, использующие спец. режимы и не пользующиеся ПБУ 18/02:
- «УСН» (упрощенная система налогообложения).
- «ЕНВД» (единый налог на вмененный доход).
- «ЕСХН» (единый сельскохозяйственный налог).
ПБУ 18/02 не применяют в малом и среднем бизнесе. Еще новая бухгалтерская программа не действует на организации, которые занимаются кредитами, и на бюджетные организации.
ПБУ 18/02 не разъясняет, откуда возникают постоянные и переменные разницы. Сама информация о разницах регистрируется в бухгалтерии в первичных документах.
Следовательно, если был выбран метод ПБУ, то обязательно нужно прописать в учетных документах организаций все данные. Эти расхождения отражаются документально по выделенным разделам.
Способ, используемый для достоверной информации по разницам.
Существуют несколько способов для фиксирования разниц, которые возникают в хозяйственной деятельности организаций:
- Когда у компании отсутствует временная разница, нужно использовать аналитику к бухгалтерским счетам, разделяя расходы и доходы.
- Если возникли расхождения в бухгалтерском учете временных разниц, жизнь бухгалтера серьёзно усложняется. Чем больше возникает разниц, тем сложнее вести обособленный учёт. Поэтому ведение внесистемного учёта просто необходимо. Для этого и нужна программа ПБУ 18/02. Её таблицы всё упорядочат.
Сам внесистемный учет подразумевает собой регистр учета бухгалтерских данных. Сюда вносятся данные, которые потом приводятся к общему знаменателю. От 1С отличается тем, что записи проводятся единожды, а не как бухгалтерские двойные проводки.
Переход на учет по новым правилам
Если основные средства или нематериальные активы переоценивались или если до 2020 года организация признавала постоянные разницы по оценочным обязательствам и резервам, то в прошлом периоде ничего не пересчитывайте. Для перехода на учет по новым правилам ПБУ 18/02 скорректируйте те показатели ОНА и ОНО, которые числятся в бухучете. Для этого на начало 2020 года:
- сравните балансовую стоимость активов и обязательств с их стоимостью в налоговом учете;
- рассчитайте отложенный налог;
- сравните ОНО и ОНА, которые числятся в учете по состоянию на 1 января 2020 года, с рассчитанными показателями. Если они равны, то никаких дополнительных проводок делать не нужно. Если рассчитанные ОНА и ОНО отличаются от того, что отражено в учете, то на 1 января сформируйте отложенные налоги в нужной сумме.
Примеры расчета отложенного налога по оценочному обязательству, резерву сомнительных долгов и резерву на ремонт основных средств
Объект по состоянию на 01.01.2020, тыс. руб. | Бухучет | Налоговый учет | Вычитаемая разница, ОНА | Налогооблагаемая разница, ОНО |
Оценочное обязательство | 1000 | 1000; Дебет 09 Кредит 84 · 200 (1000 × 20%) | – | |
Резерв по сомнительным долгам | 2000 | 1750 | 250 (2000 – 1750); Дебет 09 Кредит 84 · 50 (250 × 20%) | – |
Резерв на ремонт основных средств | 4000 | – | 4000; Дебет 84 Кредит 77 · 800 (4000 × 20%) |
Тот же принцип используйте, если проводили уценку или дооценку объектов.
Пример расчета отложенного налога при уценке основного средства
Основное средство, тыс. руб. | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год |
На 1 января | ||||
Первоначальная стоимость | 10 000 | 10 000 | бу – 8000 ну – 10 000 | бу – 8000 ну – 10 000 |
Накопленная амортизация | – | 1000 | бу – 1600 ну – 2000 | бу – 2400 ну – 3000 |
За год | ||||
Амортизация | 1000 | 1000 | бу – 800 ну – 1000 | |
На 31 декабря | ||||
Уценка | – | 1600 | – | – |
Первоначальная стоимость | 10 000 | бу – 8000 ну – 10 000 | бу – 8000 ну – 10 000 | – |
Накопленная амортизация | 1000 | бу – 1600 ну – 2000 | бу – 2400 ну – 3000 | – |
Постоянная разница (приводит к образованию ПНА) | – | – | 200 | – |
По состоянию на 1 января 2020 года стоимость ОС равна:
- балансовая – 5600 тыс. руб. (8000 тыс. руб. – 2400 тыс. руб.);
- налоговая – 7000 тыс. руб. (10 000 тыс. руб. – 3000 тыс. руб.).
Следовательно, на 1 января 2020 года в бухгалтерском учете бухгалтер сформирует ОНА:
Дебет 09 Кредит 84
280 тыс. руб. ((7000 тыс. руб. – 5600 тыс. руб.) × 20%) – сформирован ОНА по основному средству.
Примеры расчета отложенного налога при дооценке ОС
Основное средство, тыс. руб. | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год |
На 1 января | ||||
Первоначальная стоимость | 10 000 | 10 000 | бу – 12 000 ну – 10 000 | бу – 12 000 ну – 10 000 |
Накопленная амортизация | – | 1000 | бу – 2400 ну – 2000 | бу – 3600 ну – 3000 |
За год | ||||
Амортизация | 1000 | 1000 | бу – 1200 ну – 1000 | |
На 31 декабря | ||||
Дооценка | – | 1600 | – | – |
Первоначальная стоимость | 10 000 | бу – 12 000 ну – 10 000 | бу – 12 000 ну – 10 000 | – |
Накопленная амортизация | 1000 | бу – 2400 ну – 2000 | бу – 3600 ну – 3000 | – |
Постоянная разница (приводит к образованию ПНО) | – | – | 200 | – |
По состоянию на 1 января 2020 года стоимость ОС равна:
- балансовая – 8400 тыс. руб. (12 000 тыс. руб. – 3600 тыс. руб.);
- налоговая – 7000 тыс. руб. (10 000 тыс. руб. – 3000 тыс. руб.).
Следовательно, на 1 января 2020 года в бухгалтерском учете бухгалтер формирует ОНО:
Дебет 83 Кредит 77
280 000 руб. ((8400 тыс. руб. – 7000 тыс. руб.) × 20%) – сформировано ОНО по объекту ОС.
Заполнение отчетности на примерах
Разберем на примере, как разделить и отразить в отчетности отложенный налог, влияющий и не влияющий на бухгалтерскую прибыль или убыток.
Основное средство приняли к учету в декабре 2019 года. Первоначальная стоимость – 12 000 тыс. руб., срок полезного использования 60 месяцев.
За 12 месяцев 2020 года в бухучете начислили амортизацию в размере 2400 тыс. руб. Остаточная стоимость на 31 декабря 2020 года составила 9600 тыс. руб.
В налоговом учете признали расход в виде амортизационной премии – 360 тыс. руб. и за год начислили амортизацию в размере 2328 тыс. руб. Остаточная стоимость на 31 декабря 2020 года – 9312 тыс. руб.
На 31 декабря 2020 года организация провела переоценку в бухучете, в результате сумма дооценки составила 960 тыс. руб. После переоценки первоначальная стоимость основного средства в бухучете равна 13 200 тыс. руб., начисленная амортизация – 2 640 тыс. руб.
Данные по объекту на 31 декабря 2020 года представлены в таблице ниже.
Показатель, тыс. руб. | Стоимость в бухучете | Стоимость в налоговом учете | Вычитаемая временная разница | Налогооблагаемая временная разница |
Стоимость ОС без учета переоценки | 9600 | 9312 | – | 288 |
Сумма переоценки | 960 | – | – | 960 |
Предположим, что организация считает текущий налог на прибыль на основании декларации. УР (УД), ПНР, ПНД не формирует. Отложенные налоги отражает на счете 99:
Дебет 99 субсчет «Отложенный налог на прибыль» Кредит 77
57 600 руб. (288 тыс. руб. × 20%) – сформировано ОНО;
Дебет 83 субсчет «Дооценка ОС» Кредит 77
192 000 руб. (960 тыс. руб. × 20%) – сформировано ОНО.
В отчете о финансовых результатах организация отразит ОНО двумя суммами – 57,6 тыс. руб. и 192 тыс. руб. Если первая сумма будет вместе с текущим налогом уменьшать прибыль до налогообложения, то вторая сумма будет уменьшать совокупный финансовый результат.
В бухгалтерском балансе организация отразит общую сумму ОНО на конец отчетного периода. При этом сумму дооценки она уменьшит на 192 тыс. руб. – сумму ОНО, возникшего в связи с дооценкой. Следовательно, по статье «переоценка» организация отразит сальдо по счету 83.
В бухгалтерском учете за 2021 год компания начислила амортизацию в размере 2640 тыс. руб., без учета переоценки – 2400 тыс. руб. Остаточная стоимость на 31 декабря 2021 года составила 7920 тыс. руб., без учета переоценки – 7200 тыс. руб.
В налоговом учете за 2021 год начислили амортизацию в размере 2328 тыс. руб. Остаточная стоимость на 31 декабря 2021 года составила 6984 тыс. руб.
Данные по объекту на 31 декабря 2021 года:
Показатель, тыс. руб. | Стоимость в бухучете | Стоимость в налоговом учете | Вычитаемая временная разница | Налогооблагаемая временная разница |
Стоимость ОС без учета переоценки | 7200 | 6984 | – | 216 |
Сумма переоценки | 720 | – | – | 720 |
Организация уменьшила ОНО проводками:
Дебет 77 Кредит 99 субсчет «Отложенный налог на прибыль»
14 400 руб. (288 тыс. руб. – 216 тыс. руб.) – уменьшено ОНО;
Дебет 77 Кредит 83 субсчет «Дооценка ОС»
48 000 руб. (960 тыс. руб. – 720 тыс. руб.) – уменьшено ОНО.
В отчете о финансовых результатах организация отразит ОНО двумя суммами – 14, 4 тыс. руб. и 48 тыс. руб. На этот раз изменение ОНО будет со знаком «+», поскольку уменьшаете ранее сформированные показатели.
В бухгалтерском балансе сумма ОНО на конец отчетного периода уменьшится на 62,4 тыс. руб. (14,4 тыс. руб. + 48 тыс. руб.). При этом сумма дооценки увеличится на 48 тыс. руб. по сравнению с прошлым периодом. В дальнейшем увеличение дооценки будет происходить ежегодно на такую же сумму в результате уменьшения ранее сформированного ОНО и через три года достигнет величины 960 тыс. руб. Именно такая сумма дооценки и была первоначально отражена в бухучете в результате переоценки ОС.
Взаиморасчет
Параллельное выполнение включения онлайн взаиморасчетов
С целью повышения параллельности работы пользователей во время перехода на новую архитектуру взаиморасчетов и сокращения времени
перехода на новую архитектуру взаиморасчетов на больших базах оптимизирована процедура перехода на онлайн взаиморасчеты.
Переход на онлайн взаиморасчеты выполняется в два этапа.
Этап 1:
- Запуск распределения отложенных расчетов (актуализация расчетов по документам).
- Блокировка регистров заданий к распределению расчетов (пользователи не могут проводить документы расчетов).
- Контрольная актуализация расчетов по документам.
- По данным регистров накопления «Расчеты с клиентами», «Расчеты с клиентами по документам», «Расчеты с поставщиками», «Расчеты с
поставщиками по документам» заполнение нового регистра сведений данными для переноса (регистр «Задания к распределению расчетов»). - Разблокировка регистров заданий (пользователи могут работать).
- Запуск многопоточного переноса основных данных. Параллельно в регистре перехода отмечаются объекты расчетов, по которым пользователи
проводили/перепроводили документы во время переноса данных.
Этап 2:
- Блокировка регистров заданий к распределению расчетов.
- Запуск распределения отложенных расчетов (актуализация расчетов по документам).
- Запуск многопоточного «допереноса» измененных данных за время переноса не первом этапе.
- Переключение константы «НоваяАрхитектураВзаиморасчетов», разблокировка регистров заданий (переход завершен, пользователи начинают
работать по новой схеме).
Добавлен новый регистр «Задания к распределению расчетов».
Добавлены константы:
- Количество потоков перехода на онлайн взаиморасчеты – задает количество потоков перехода. Если константа не задана, то количество
потоков равно 8. - Начат переход на новую архитектуру взаиморасчетов.