ПБУ расчетов на прибыль

Производство

Подбор видов запасов в этапах производства

Виды запасов в этапах производства хранятся в отдельных табличных частях.

При подборе видов запасов изделий сначала подбираются виды запасов, по которым есть отрицательные остатки в кладовой.

Виды запасов материалов рассчитываются помесячно по следующему алгоритму:

  • Для заполнения по остаткам в кладовой: Обеспечение – Экономия
  • Для заполнения по остаткам в подразделении: Расход + Экономия – Обеспечение
  • Учитываются приходуемые виды запасов изделий

Предусмотрены проверки правильности отнесения прямых затрат на партии производства до расчета себестоимости:

При закрытии заказа на производство выполняется проверка, что в цепочке этапов присутствует продукция по рассчитываемой стоимости,
месяц выпуска которой больше, либо равен, месяцу крайнего расхода материалов/трудозатрат.

При закрытии месяца выполняется проверка, что в будущих периодах нет затрат по партиям, закрытым в текущем. Закрытость партии
для заказов без спецификаций определяется по статусу заказа на производство, для остальных заказов — по отсутствию этапов в статусе
не завершен, с максимальной датой выполнения в текущем месяце.

Что такое ПБУ

Аббревиатура расшифровывается как «положение по бухгалтерскому учету». Это самая сложная техническая программа бухгалтера. Имеет много профессиональных терминов. Заставляет бухгалтера делать много проводок.

Все проводки в бухгалтерии, отражающие прибыль и издержки предприятий, регламентируются законом (129-Ф3 ПБУ). Порядок же в принятии доходов и расходов установлен налоговым кодексом. Поэтому возникают расхождения в налоговом законодательстве. Налоговая часто меняет законы, а бухгалтерская отчетность не изменяется. Налоговые изменения влияют на прибыль и расходы, учитываемые в декларациях.

Поэтому используется методика постоянных и переменных разниц. Эта система распространяется только на те организации, которые работают по основной налоговой системе.

Предприятия, использующие спец. режимы и не пользующиеся ПБУ 18/02:

  • «УСН» (упрощенная система налогообложения).
  • «ЕНВД» (единый налог на вмененный доход).
  • «ЕСХН» (единый сельскохозяйственный налог).

ПБУ 18/02 не применяют в малом и среднем бизнесе. Еще новая бухгалтерская программа не действует на организации, которые занимаются кредитами, и на бюджетные организации.

ПБУ 18/02 не разъясняет, откуда возникают постоянные и переменные разницы. Сама информация о разницах регистрируется в бухгалтерии в первичных документах.

Следовательно, если был выбран метод ПБУ, то обязательно нужно прописать в учетных документах организаций все данные. Эти расхождения отражаются документально по выделенным разделам.

Способ, используемый для достоверной информации по разницам.

Существуют несколько способов для фиксирования разниц, которые возникают в хозяйственной деятельности организаций:

  • Когда у компании отсутствует временная разница, нужно использовать аналитику к бухгалтерским счетам, разделяя расходы и доходы.
  • Если возникли расхождения в бухгалтерском учете временных разниц, жизнь бухгалтера серьёзно усложняется. Чем больше возникает разниц, тем сложнее вести обособленный учёт. Поэтому ведение внесистемного учёта просто необходимо. Для этого и нужна программа ПБУ 18/02. Её таблицы всё упорядочат.

Сам внесистемный учет подразумевает собой регистр учета бухгалтерских данных. Сюда вносятся данные, которые потом приводятся к общему знаменателю. От 1С отличается тем, что записи проводятся единожды, а не как бухгалтерские двойные проводки.

Переход на учет по новым правилам

Если основные средства или нематериальные активы переоценивались или если до 2020 года организация признавала постоянные разницы по оценочным обязательствам и резервам, то в прошлом периоде ничего не пересчитывайте. Для перехода на учет по новым правилам ПБУ 18/02 скорректируйте те показатели ОНА и ОНО, которые числятся в бухучете. Для этого на начало 2020 года:

  • сравните балансовую стоимость активов и обязательств с их стоимостью в налоговом учете; 
  • рассчитайте отложенный налог;
  • сравните ОНО и ОНА, которые числятся в учете по состоянию на 1 января 2020 года, с рассчитанными показателями. Если они равны, то никаких дополнительных проводок делать не нужно. Если рассчитанные ОНА и ОНО отличаются от того, что отражено в учете, то на 1 января сформируйте отложенные налоги в нужной сумме. 

Примеры расчета отложенного налога по оценочному обязательству, резерву сомнительных долгов и резерву на ремонт основных средств

Объект  по состоянию на 01.01.2020, тыс. руб.БухучетНалоговый учетВычитаемая разница, ОНАНалогооблагаемая разница, ОНО
Оценочное обязательство1000  1000; 

Дебет 09 Кредит 84

·         200 (1000 × 20%)

Резерв по сомнительным долгам2000 1750  250 (2000 – 1750);  

Дебет 09 Кредит 84

·         50 (250 × 20%)

Резерв на ремонт основных средств4000 4000;

Дебет 84 Кредит 77

·         800 (4000 × 20%)

Тот же принцип используйте, если проводили уценку или дооценку объектов.

Пример расчета отложенного налога при уценке основного средства 

Основное средство, тыс. руб. 2017  год2018 год2019 год2020 год
На 1 января
Первоначальная стоимость10 00010 000  бу – 8000

ну – 10 000

бу – 8000

ну – 10 000

Накопленная амортизация1000 бу – 1600

ну – 2000

бу – 2400

ну – 3000

 За год
Амортизация10001000 бу – 800

ну – 1000

 
 На 31 декабря
Уценка1600
Первоначальная стоимость10 000 бу – 8000

ну – 10 000

бу – 8000

ну – 10 000

Накопленная амортизация1000 бу – 1600

ну – 2000

бу – 2400

ну – 3000

Постоянная разница (приводит к образованию ПНА)200

По состоянию на 1 января 2020 года стоимость ОС равна:

  • балансовая – 5600 тыс. руб. (8000 тыс. руб. – 2400 тыс. руб.);
  • налоговая – 7000 тыс. руб. (10 000 тыс. руб. – 3000 тыс. руб.).

Следовательно, на 1 января 2020 года в бухгалтерском учете бухгалтер сформирует ОНА:

Дебет 09 Кредит 84

280 тыс. руб. ((7000 тыс. руб. – 5600 тыс. руб.) × 20%) – сформирован ОНА по основному средству.

Примеры расчета отложенного налога при дооценке ОС 

Основное средство, тыс. руб.2017  год2018 год2019 год2020 год
 На 1 января
Первоначальная стоимость10 00010 000 бу – 12 000

ну – 10 000

бу – 12 000

ну – 10 000

Накопленная амортизация1000 бу – 2400

ну – 2000

бу – 3600

ну – 3000

 За год
Амортизация10001000 бу – 1200

ну – 1000

 
 На 31 декабря
Дооценка1600
Первоначальная стоимость10 000 бу – 12 000

ну – 10 000

бу – 12 000

ну – 10 000

Накопленная амортизация1000 бу – 2400

ну – 2000

бу – 3600

ну – 3000

Постоянная разница (приводит к образованию ПНО)200

По состоянию на 1 января 2020 года стоимость ОС равна:

  • балансовая – 8400 тыс. руб. (12 000 тыс. руб. – 3600 тыс. руб.);
  • налоговая – 7000 тыс. руб. (10 000 тыс. руб. – 3000 тыс. руб.).

Следовательно, на 1 января 2020 года в бухгалтерском учете бухгалтер формирует ОНО:

Дебет 83 Кредит 77

280 000 руб. ((8400 тыс. руб. – 7000 тыс. руб.) × 20%) – сформировано ОНО по объекту ОС.

Заполнение отчетности на примерах

Разберем на примере, как разделить и отразить в отчетности отложенный налог, влияющий и не влияющий на бухгалтерскую прибыль или убыток.  

Основное средство приняли к учету в декабре 2019 года. Первоначальная стоимость – 12 000 тыс. руб., срок полезного использования 60 месяцев. 

За 12 месяцев 2020 года в бухучете начислили амортизацию в размере 2400 тыс. руб. Остаточная стоимость на 31 декабря 2020 года составила 9600 тыс. руб.

В налоговом учете признали расход в виде амортизационной премии – 360 тыс. руб. и за год начислили амортизацию в размере 2328 тыс. руб. Остаточная стоимость на 31 декабря 2020 года – 9312 тыс. руб.

На 31 декабря 2020 года организация провела переоценку в бухучете, в результате сумма дооценки составила 960 тыс. руб. После переоценки первоначальная стоимость основного средства в бухучете  равна 13 200 тыс. руб., начисленная амортизация – 2 640 тыс. руб.

Данные по объекту на 31 декабря 2020 года представлены в таблице ниже. 

Показатель,    тыс. руб. Стоимость в бухучетеСтоимость в налоговом учетеВычитаемая временная разницаНалогооблагаемая временная разница
Стоимость ОС без учета переоценки96009312288
Сумма переоценки960 – 960

Предположим, что организация считает текущий налог на прибыль на основании декларации. УР (УД), ПНР, ПНД не формирует. Отложенные налоги отражает на счете 99:

Дебет 99 субсчет «Отложенный налог на прибыль» Кредит 77 

57 600 руб. (288 тыс. руб. × 20%) – сформировано ОНО;

Дебет 83 субсчет «Дооценка ОС» Кредит 77 

192 000 руб. (960 тыс. руб. × 20%) – сформировано ОНО.

В отчете о финансовых результатах организация отразит ОНО двумя суммами – 57,6 тыс. руб. и 192 тыс. руб. Если первая сумма будет вместе с текущим налогом уменьшать прибыль до налогообложения, то вторая сумма будет уменьшать совокупный финансовый результат.

В бухгалтерском балансе организация отразит общую сумму ОНО на конец отчетного периода. При этом сумму дооценки она уменьшит на 192 тыс. руб. – сумму ОНО, возникшего в связи с дооценкой. Следовательно, по статье «переоценка» организация отразит сальдо по счету 83.

В бухгалтерском учете за 2021 год компания начислила амортизацию в размере 2640 тыс. руб., без учета переоценки – 2400 тыс. руб. Остаточная стоимость на 31 декабря 2021 года составила 7920 тыс. руб., без учета переоценки – 7200 тыс. руб.

В налоговом учете за 2021 год начислили амортизацию в размере  2328 тыс. руб. Остаточная стоимость на 31 декабря 2021 года составила 6984 тыс. руб.

Данные по объекту на 31 декабря 2021 года:  

Показатель,   тыс. руб. Стоимость в бухучете Стоимость в налоговом учетеВычитаемая временная разницаНалогооблагаемая временная разница
Стоимость ОС без учета переоценки72006984216 
Сумма переоценки720 720 

Организация уменьшила ОНО проводками:

Дебет 77 Кредит 99 субсчет «Отложенный налог на прибыль»

14 400 руб. (288 тыс. руб. – 216 тыс. руб.) – уменьшено ОНО;

Дебет 77 Кредит 83 субсчет «Дооценка ОС» 

48 000 руб. (960 тыс. руб. – 720 тыс. руб.) – уменьшено ОНО.

В отчете о финансовых результатах организация отразит ОНО двумя суммами – 14, 4 тыс. руб. и 48 тыс. руб. На этот раз изменение ОНО будет со знаком «+», поскольку уменьшаете ранее сформированные показатели.

В бухгалтерском балансе сумма ОНО на конец отчетного периода уменьшится на 62,4 тыс. руб. (14,4 тыс. руб. + 48 тыс. руб.). При этом сумма дооценки увеличится на 48 тыс. руб. по сравнению с прошлым периодом. В дальнейшем увеличение дооценки будет происходить ежегодно на такую же сумму в результате уменьшения ранее сформированного ОНО и через три года достигнет величины 960 тыс. руб. Именно такая сумма дооценки и была первоначально отражена в бухучете в результате переоценки ОС.

Взаиморасчет

Параллельное выполнение включения онлайн взаиморасчетов

С целью повышения параллельности работы пользователей во время перехода на новую архитектуру взаиморасчетов и сокращения времени
перехода на новую архитектуру взаиморасчетов на больших базах оптимизирована процедура перехода на онлайн взаиморасчеты.

Переход на онлайн взаиморасчеты выполняется в два этапа.

Этап 1:

  • Запуск распределения отложенных расчетов (актуализация расчетов по документам).
  • Блокировка регистров заданий к распределению расчетов (пользователи не могут проводить документы расчетов).
  • Контрольная актуализация расчетов по документам.
  • По данным регистров накопления «Расчеты с клиентами», «Расчеты с клиентами по документам», «Расчеты с поставщиками», «Расчеты с
    поставщиками по документам» заполнение нового регистра сведений данными для переноса (регистр «Задания к распределению расчетов»).
  • Разблокировка регистров заданий (пользователи могут работать).
  • Запуск многопоточного переноса основных данных. Параллельно в регистре перехода отмечаются объекты расчетов, по которым пользователи
    проводили/перепроводили документы во время переноса данных.

Этап 2:

  • Блокировка регистров заданий к распределению расчетов.
  • Запуск распределения отложенных расчетов (актуализация расчетов по документам).
  • Запуск многопоточного «допереноса» измененных данных за время переноса не первом этапе.
  • Переключение константы «НоваяАрхитектураВзаиморасчетов», разблокировка регистров заданий (переход завершен, пользователи начинают
    работать по новой схеме).

Добавлен новый регистр «Задания к распределению расчетов».

Добавлены константы:

  • Количество потоков перехода на онлайн взаиморасчеты – задает количество потоков перехода. Если константа не задана, то количество
    потоков равно 8.
  • Начат переход на новую архитектуру взаиморасчетов.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий