Налоговый контроль: виды, формы, участники

Формы проверки

Для того чтобы предприниматели понимали, как следует правильно вести бухгалтерский и налоговый учет и что произойдет при допущении ошибки, им следует разобраться в сущности налогового контроля, классификация его видов в этом поможет.

Согласно 82 статье НК РФ данную проверку проводят сотрудники соответствующего ведомства, выражается она в следующих формах:

  • проверка документации;
  • получение объяснений налогоплательщиков;
  • изучение данных налогового и бухучета;
  • осмотр помещений, используемых для получения прибыли.

Эти формы тесно связаны с прописанными в Кодексе правами представителей налоговой службы. Закон  позволяет:

  • требовать от физических и юридических лиц заполнения утвержденных властями бланков и соблюдения правил внесения данных;
  • забирать документацию, в которой зафиксировано правонарушение, и в случае необходимости уничтожать эти бумаги;
  • вызывать нарушителей для дачи разъяснений, направив им письменное уведомление;
  • осматривать помещения, которые принадлежат налогоплательщику и которые он использует для получения прибыли (склады, торговые площадки) вне зависимости от места их расположения;
  • контролировать несоответствие крупных покупок доходам налогоплательщика;
  • привлекать экспертов для получения наиболее четкой картины произошедшего;
  • и свидетелей, которым могут быть известны подробности случившегося.

Ревизия как метод налогового контроля

Ревизия является системой контрольных действий обязательного характера по фактической и документальной проверке обоснованности и законности совершенных финансовых и хозяйственных операций ревизуемой структурой, грамотности их отражения в бухгалтерской отчетности и учете, законности действий руководства и главного бухгалтера, а также других лиц, на которых согласно законодательству возложена ответственность за их реализацию.

В соответствии со своим содержанием ревизии бывают документальными и фактическими. В первые входит проверка финансовой документации, а также ведения учета и отчетности.

Основные формы налогового контроля

Под формой контроля в сфере налогов и сборов следует понимать методику конкретного выражения и последующего осуществления контрольных действий. Перечень форм и методов налогового контроля формируется на базе прав налоговых служб, установленных НК РФ

Среди них важно отметить следующие:

  • Требовать от налогового агента или налогоплательщика документацию в соответствии с формами, установленными государственными органами и структурами местного самоуправления, служащую основанием для исчисления и последующей уплаты (иными словами, удержания и перечисления в государственный бюджет) налоговых выплат, а также пояснения и бумаги, которые подтверждают грамотность исчисления и своевременность произведения операций по удержанию и перечислению налогов и сборов бюджет.
  • Производить выемку документации при проведении у налогового агента или налогоплательщика такой формы налогового контроля, как налоговая проверка, которая свидетельствует о совершении правонарушения налогового характера, в случаях, если имеются достаточные основания предполагать, что данная документация будет уничтожена, сокрыта, заменена или изменена.
  • На основании уведомления, оформленного в письменном виде, вызывать в налоговые службы плательщиков налогов, сборов или налоговых посредников для дачи пояснений по причине уплаты (удержания и последующего перечисления) ими налоговых сумм. Причиной может служить и налоговая проверка, форма налогового контроля. Актуальны и другие ситуации, относящиеся к исполнению налогоплательщиками законодательства касательно налогов и сборов.
  • Обследовать (осматривать) любые применяемые налогоплательщиком для извлечения прибыли или связанные с содержанием облагаемых налогом объектов (вне зависимости от места их расположения) торговые, складские, производственные и другие территории и помещения, а также осуществлять инвентаризацию имущества, принадлежащего налогоплательщику.
  • Контролировать соответствие существенных расходов граждан их доходам.
  • Привлекать для реализации известных в настоящее время форм налогового контроля экспертов, переводчиков и других специалистов.
  • Вызывать как свидетелей лиц, которые могут знать те или иные обстоятельства, которые имеют значение для осуществления налогового контроля.
  • Формировать налоговые посты в том порядке, который установлен НК РФ.

Итак, мы рассмотрели существующие на сегодняшний день формы налогового контроля. Целесообразно перейти к классификации категории.

Наблюдение

Под наблюдением необходимо понимать визуальное ознакомление с подконтрольным объектом. Посредством данной методики можно выявить направления финансовой работы организации, организационную управленческую структуру, а также сформулировать предварительные умозаключения касательно ее рентабельности, системы доходов и расходов. Стоит учитывать, что при наблюдении невозможно в точности определить состояние объекта проверки в плане финансов. Тем не менее в большинстве случаев произведенные выводы считаются достоверными, что можно подтвердить результатами непосредственной налоговой проверки. Наблюдение в качестве метода финансового контроля применяется и при реализации проверки, ревизии или обследования. Данная методика используется в том числе в качестве варианта контроля состояния организации в финансовом плане при реализации процедуры банкротства.

Категория анализа

Анализ как методика финансового контроля подразумевает детальное изучение годовых или периодических финансово-бухгалтерских отчетов для того, чтобы обеспечить общую оценку результатов финансовой работы, а также для обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования, ликвидности и прочее. Этот метод налогового контроля отличается в первую очередь системным подходом. Он включает в себя экономико-математические и статистические приемы, среди которых группировка, сводка, расчет величин обобщающего типа (средних, абсолютных и относительных), анализ динамических рядов, индексная, табличная и графическая методики, построение моделей экономико-математического плана на основе расчетных коэффициентов. Стоит отметить, что максимально широко анализ используется для экономической оценки функционирования хозяйствующих субъектов или некоторых аспектов финансово-хозяйственной работы, к примеру, себестоимости товарной продукции, расходов на ее реализацию и так далее.

Необходимо учитывать, что особая роль рассматриваемого приема проявляется в управленческой системе относительно государственных и местных финансов, так как всесторонний анализ служит базой для разработки бюджетной политики в долгосрочной перспективе, а также для полноценного регулирования процессов социально-экономического характера. Например, согласно ст. 1152 Бюджетного кодекса, действующего на территории РФ, одним из условий наличия муниципальных и государственных гарантий считается осуществление анализа состояния принципала в финансовом плане.

Эффективные формы контроля

Существуют разные формы налогового контроля. Наиболее эффективной признают налоговые проверки, которые могут быть камеральными или выездными. Первые проводятся только в стенах налоговой инспекции. Обычно данные проверяются в автоматическом режиме. И если всё в порядке, то о завершении проверки налогоплательщику не сообщают (исключение – НДС, заявленный к возмещению). Если возникают вопросы, от налогоплательщика ждут пояснений или исправлений. В этом случае начинается второй этап камеральной проверки.

В проведении выездных проверок есть несколько нюансов, о которых предпринимателям следует помнить:

  • проводится она лишь после того, как соответствующее решение примет руководитель налоговой инспекции; при этом составляется документ, в котором указывают название компании, причину и период проверки, перечень налогов, которые заинтересовали инспекторов, и состав комиссии; документ отравляется налогоплательщику для ознакомления (не сделать это – значит, нарушить регламент);
  • выездная проверка проводится в офисе проверяемой компании, но лишь в том случае, если там есть помещение, в котором можно разместить группу проверяющих инспекторов; если такого помещения нет, руководитель компании обязан заранее сообщить об этом, в этом случае изучение документации проводится в стенах налоговой инспекции;
  • если предприниматель изменил фактический адрес, но в ЕГРЮЛ еще не успел внести новую информацию, проверку разрешают проводить инспекторам по прежнему месту нахождения;
  • в рамках выездной проверки дозволяется проверить как один налог, так и несколько.

Еще по теме 1. Понятие налогового контроля и формы его проведения. Налоговые органы, функции Федеральной налоговой службы:

  1. § 3 Конституционно-правовые основы контроля в сфере нотариальной деятельности
  2. 2.1. Организационное обеспечение механизма разрешения налоговых споров в Российской Федерации
  3. 4. Ответственность за конкретные виды преступлений против государственной власти и интересов государственной службы и службы в органах самоуправления
  4. 1. Понятие налогового контроля и формы его проведения. Налоговые органы, функции Федеральной налоговой службы
  5. 2.2. Место налоговой преступности в системе преступлений в сфере экономической деятельности.
  6. § 3. Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений
  7. ГЛАВА 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ tttn
    aaan § 1. Налог на добавленную стоимость (НДС) aaak sssn
    Налог на добавленную стоимость был введен в действие с 1 января 1992 г. В связи с введением НДС и акцизов были отменены налог с оборота и налог с продаж.
    Правовой основой взимания НДС является Налоговый кодекс (часть первая и гл. 21 части второй).
    Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства
  8. 1.1. Налоговый контроль в системе государственного контроля в налоговой сфере
  9. 1.3. Организационно-правовые формы налогового контроля в развитых зарубежных странах
  10. 2.1. Понятие, цели и задачи, формы и методы налогового контроля
  11. 2.3. Федеральная налоговая служба России как специализированный орган налогового контроля
  12. 3.1. Коррекция организационно-правовых основ налогового контроля в соответствии с современными условиями развития Российской Федерации
  13. § 1. Понятие злоупотребления должностными полномочиями
  14. Глава 2. Особенности, правовые основы и формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  15. Глава 5. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля
  16. 1.8. Финансовый контроль
  17. § 1. Роль и значение кадрового обеспечения в системе государственной службы в условиях комплексного реформирования контрольно-надзорной деятельности
  18. Понятие и значение альтернативных форм досудебного урегулирования споров, вытекающих из налоговых правоотношений
  19. § 2. Формы взаимодействия в приграничном сотрудничестве территориальных органов МВД России с компетентными органами иностранных государств в сфере оперативно-розыскной деятельности
  20. § 3.1 Контроль за деятельностью Пенсионного фонда РФ, органы контроля и их полномочия

Налоговая проверка

В отличие от предыдущего метода, проверка проводится непосредственно на подконтрольном объекте. Здесь проверяется соответствие учетной информации ценностям материального характера, которые имеются в наличии. В то же время при налоговой проверке выявляются нарушения в финансовой дисциплине и определяются мероприятия по их устранению. Мероприятие считается единичным действием контрольного плана, иными словами, осуществляется единожды и подразумевает исследование и анализ состояния дел компании на определенном участке работы.

Следует иметь в виду, что вопросы порядка и организации налоговой проверки закреплены Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также ФЗ «О бухгалтерском учете». Следует знать, что результаты мероприятия оформляются посредством специального акта, который в обязательном порядке изучает руководитель организации. По итогам проверки могут использоваться разные меры воздействия административного, материального, дисциплинарного и другого характера.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector