О чем говорится в Приложении № 5 (пояснительной записке к уточненной налоговой декларации)?
На основании Приказа N ММ-3-06/333@, если налогоплательщики полагают, что в их хозяйственной деятельности есть процедуры, способные вызвать подозрение у налоговых инспекторов, и они стремятся избежать пристального внимания налоговиков, то должны исключить эти процедуры при расчете налоговых обязательств за соответствующий период и сообщить в налоговый орган о мерах, принятых для исправления ситуации. Налогоплательщики должны подать в налоговый орган уточненную декларацию за период, в который проводились сомнительные финансово-хозяйственные операции, а также пояснительную записку по форме, установленной ФНС (Приложение 5 к Приказу N ММ-3-06/333@ от 10.05.2012 года).
Как быть с теми проверками, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020?
Как указано в п. 9 ПП РФ № 438, проверки, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.03.2020, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу данного постановления. Исключение – внеплановые проверки, указанные в таблице выше, а также плановые проверки, которые могут проводиться на основании п. 2 ПП РФ № 438 (о них мы также говорили выше).
Однако здесь есть одна «загвоздка». Завершение проверок в связи с невозможностью их проведения предусмотрено и в базовом ФЗ № 294, а именно в ч. 7 ст. 12. К случаям, когда проведение проверки может быть отменено по причине невозможности ее завершения, Федеральный закон относит:
- Отсутствие ИП, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица;
- Фактическое неосуществление деятельности юридическим лицом, ИП;
- Иные действия (бездействия) ИП, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшие невозможность проведения проверки.
В этом случае орган контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
То есть, в теории есть вероятность, что после отмены проверки на основании п. 9 ПП РФ № 438, орган контроля вернется в медицинскую организацию с повторной внеплановой проверкой, но уже без предварительного уведомления. Например, если в процессе проведения проверки орган надзора успел выявить какие-либо факты причинения вреда жизни или здоровью граждан. В данном случае орган надзора может воспользоваться ч. 7 ст. 12 ФЗ № 294 и мотивировать завершение проверки фактическим неосуществлением деятельности медицинской организацией в период пандемии, а позже вернуться с повторной внеплановой проверкой на основании, указанном в п. 1 таблицы, которую мы приводили выше.
Однако и это не единственная «лазейка», которую могут использовать органы контроля.
Как действовать, если в списке вас нет
В том случае, если ваше предприятие не попало в список плановых проверок, не стоит обольщаться. Этот факт не является гарантией того, что к вам не придут уполномоченные лица. Но и паниковать тоже не стоит. Нужно чётко взвесить, какова вероятность того, что вы тоже попадёте в поле зрения ФНС. Существует несколько признаков, вызывающих интерес у государственных органов:
- Вы довольно долго в отчётах указываете убыточность предприятия, но продолжаете существовать.
- Количество издержек существенно выросло без обоснования.
- Расходы практически равняются доходам.
- Вы часто осуществляете перерегистрацию компании в различных инстанциях.
- В проводках фигурирует большое количество контрагентов и перекупщиков.
- Компания не предоставляет налоговой запрашиваемую документацию.
Эти действия могут расцениваться как подозрительные в глазах ФНС и будут чреваты последствиями.
В чем суть выездной налоговой проверки
Существует лишь две разновидности налоговых проверок: камеральная и выездная. Основное различие между ними – место проведения. Если первая проводится инспектором в тиши и удобстве его собственного кабинета, то вторая требует выезда «в поля», непосредственно на место ведения бизнеса.
Суть ВНП в том, что инспектор имеет право лично осмотреть производство, убедиться, что предприятие функционирует, изучить на месте и даже принудительно изъять всю необходимую первичную документацию, а также провести инвентаризацию.
ВНП преследует более широкие цели, нежели камералка. Так, если последняя ставит задачу проверки конкретной поданной декларации, то при ВНП исследуют правильность расчета и уплаты любых налоговых платежей в целом. Ее предмет ограничивается лишь решением о назначении ВНП, в котором указывается, какие налоги будут исследоваться. Однако, в решении может присутствовать лишь общее указание на проверку всех налогов и сборов.
Мораторий на проверки относится не ко всем видам контроля!
Важно обратить внимание и на то, что согласно п. 5, ПП РФ № 438 распространяется исключительно на проверки, которые:
- Подпадают под сферу регулирования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294);
- Относятся к видам государственного контроля, перечисленным в частях 3.1 и 4 статьи 1 ФЗ № 294*. Исключение – налоговый и финансовый контроль (в отношении данных видов контроля особенности проверок установлены в другом Постановлении Правительства, о котором см. далее).
*ФЗ № 294 не применяется к данным видам государственного контроля в части установления порядка и организации проверок. Тем не менее, ПП РФ № 438 все равно распространяется на проверки, которые проводятся в рамках указанных видов контроля.
Таким образом, мораторий на проверки, объявленный в ПП РФ № 438, затронет плановые проверки, проводимые в рамках следующих видов государственного контроля (надзора):
- Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
- Контроль в сфере обращения лекарственных средств;
- Контроль за обращением медицинских изделий;
- Лицензионный контроль (здесь есть некоторые исключения, о которых см. далее);
- Санитарно-эпидемиологический надзор;
- Надзор по закону о защите прав потребителей;
- Пожарный надзор;
- Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
- Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).
При этом, еще раз подчеркнем, что мораторий не распространяется на:
- Налоговый и финансовый контроль (подробнее о налоговых проверках см. далее);
- Проведение административных расследований;
- Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (например, если в следствии проведенной ранее проверки медицинской организации было назначено наказание в виде АПД за нарушение лицензионных требований или санитарно-эпидемиологического законодательства);
- Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.
Особенно хотелось бы выделить административные расследования (далее – АР). Дело в том, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и плановыми/внеплановыми проверками, проводимыми в соответствии с ФЗ № 294, имеются существенные отличия (хотя на первый взгляд они похожи). Мы не будем сейчас вдаваться в подробности проведения АР. Однако заметим, что это дает дополнительные основания для проведения контрольных мероприятий медицинских организаций. Например, если в ходе проверки, которая была приостановлена в соответствии с Поручением Правительства РФ от 18.03.2020 с 8 марта по 5 апреля было возбуждено административное расследование, оно не подлежит прекращению, так как ПП РФ № 438 не распространяется на вопросы, касающиеся организации АР.
Кроме того, в ПП РФ № 438 речь идет только о проверках. Однако это не единственная форма контроля. ФЗ № 294 также предусматривает (ч. 1 ст. 2):
- Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;
- Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.
Такие мероприятия не были приостановлены. Между тем, в случае, если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).
Впрочем, не будем о плохом, так как сегодняшнюю заметку хотелось бы закончить на положительной ноте.
Как происходит планирование выездных налоговых проверок
Уже свыше 10 лет налоговики применяют для выбора потенциальных объектов проверок так называемый «риск-ориентированный подход».
Он позволяет с минимальными затратами получать максимальный эффект. Упрощенно говоря, чтобы выполнить план по доначислениям, инспектору нужно проверить 10 компаний из зоны высокого риска, либо 100 компаний из зоны низкого риска. Разумеется, «искать под фонарем» проще, поэтому проверка высокорисковых фирм для налоговиков экономически выгоднее, чем попытки найти одного-двух мелких нарушителей среди десятков «белых и пушистых» налогоплательщиков.
Как правило, инспектор руководствуется Концепцией системы планирования ВНП (Приказ ФНС № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007 года) и применяет утвержденные ею критерии оценки деятельности фирм.
Налоговики используют как внутреннюю (то есть, полученную непосредственно налоговыми органами, например, при проверке контрагентов компании), так и внешнюю (исходящую от полиции, ФСБ, властных структур) информацию, в том числе и общедоступную.
В частности, под микроскоп налоговиков попадают следующие финансово-экономические сведения:
- динамика платежей по налогам (в целях выявления падения выплачиваемых государству сумм);
- суммы таких платежей (в целях проверки их своевременности и полноты);
- показатели отчетности (в целях сравнения с прошлыми периодами и средними показателями по отрасли, а также поиска расхождений);
- факторы, которые могут оказывать воздействие на налоговую базу.
Хотя Концепция и предусматривает, что выбор потенциальных жертв для проверки производится без учета сумм налогов, в соблюдении этого правила можно усомниться. Проведение ВНП по компании из-за неуплаченных 100 рублей налога представляется экономически необоснованным. А исходя из статистики ФНС, демонстрирующей рост доначислений (качества) при падении количества проверок, можно сделать вывод о направленности ВНП на фирмы с большим оборотом, с которых «есть что взять».
Как проходят налоговые проверки в 2020 году
Инспекторы ФНС могут проверить фирму по одному и тому же налогу не чаще одного раза за налоговый период. Проведение повторной инспекции назначает вышестоящий налоговый орган для проверки работы конкретной ИФНС. Также проверить фирму дважды могут после представления уточненной декларации.
Налоговая проверка длится не более двух месяцев. Только вышестоящий орган может продлить инспекцию на 2-4 месяца или приостановить.
Вероятность проверки компании можно спрогнозировать, руководствуясь критериями ФНС для назначения мероприятий налогового контроля.
Основания для выездной инспекции фирмы:
налоговая нагрузка фирмы ниже среднеотраслевой;
организация несет убытки несколько налоговых периодов подряд;
регулярные контракты с предприятиями-однодневками;
среднемесячная зарплата персонала ниже средней по виду деятельности в субъекте РФ;
непредставление пояснений по запросу инспекции.
Сомнительная деятельность налогоплательщика насторожит ФНС, и проверка может прийти на фирму вне плана. И напротив: если компания попала в список проверок, инспекторы могут и не приходить в офис.
Важно: налоговая предупреждает о плановых проверках не позднее чем за три рабочих дня до начала. О внеплановых проверках фирму уведомят не позднее чем за 24 часа
Налоговая инспекция в рамках плановой проверки прежде всего направляет налогоплательщику требование. Если предприниматель обосновал то или иное действие договором, чеками и другими документами, инспектора не станут продолжать проверку.
Если фирма игнорирует требование ФНС или не может пояснить спорные моменты, предпринимателя пригласят в инспекцию для беседы. Тогда понадобятся документы, которые подтвердят законность и целесообразность спорных решений.
Также налоговики могут запросить информацию у банков. И только в крайнем случае инспектора придут в компанию, а плановый контроль закончится выемкой и экспертизой.
Облачный сервис Новый Астрал Отчет поможет вовремя ответить на требования ФНС. Он автоматически отправляет в налоговую подтверждение о получении требования, предоставляя пользователю время для подготовки ответа.
Сервис помогает подготовить отчеты быстро и без ошибок благодаря интерактивным подсказкам и автозаполнению форм. С сервисом Новый Астрал Отчет отправка отчетности в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и РАР проще, чем кажется.
3 Февраля 2020
4786
Комментарии для сайта Cackle
Концепция планирования выездных налоговых проверок
В последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.
В связи с чем Федеральной налоговой службой разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.
Федеральная налоговая служба стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.
Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (концепция системы планирования выездных налоговых проверок)doc (52 кб)
Загрузить
Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@doc (61 кб)
Загрузить
Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
(актуализировано с учетом данных за 2016 год)xls (45 кб)
Загрузить
Приложение N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
(актуализировано с учетом данных за 2016 год)xls (45 кб)
Загрузить
Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@pdf (33,5 кб)
Загрузить
Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (актуализированы с учетом изменений 2015 года)pdf (33,5 кб)
Загрузить
Воспрепятствование
доступу на территорию налогоплательщика
Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов или налогового агента должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента.
При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. Форма Акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица приведена в приложении 12 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.
Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.
Предоставление проверяемой компании документа, подтверждающего проведение выездной проверки
Представитель налоговой инспекции прежде чем приступить к проведению проверки должен предоставить соответствующее распоряжение. В данном документе должна указываться следующая информация:
- идентификационные сведения о проверяемой компании или предпринимателе (наименовании организации, ФИО руководителя);
- цель проверки, в качестве которой может указываться деятельность компании за определенное время или в какой-либо сфере, связанная с исчислением и уплатой налогов;
- период проведения проверки;
- сведения о проверяющих лицах: ФИО, должности, а также наличие в составе проверяющих сотрудников ОВД.
Как правило, в качестве проверяющих лиц назначают несколько специалистов. Это необходимо для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу во время ревизии, например, на тот случай, если, например, один из проверяющих уходит на больничный или в отпуск.
На решении о проведении выездной проверки должна стоять подпись руководителя налогового органа и печать.Вручается документ директору организации или предпринимателю под роспись. В качестве подтверждения в ознакомлении с документом, директор проверяемой организации или предприниматель расписывается в одном из экземпляров решения и указывает дату его получения. Если у налогового инспектора передать решение руководителю нет возможности, то его направляют заказным письмом по официальному адресу компании. После того как решение вручено руководителю компании проверяющие вправе войти в фирму для проведения ревизии.
Как избежать внеплановой налоговой проверки?
Чтобы избежать ВНП, нужно понимать, как действует инспектор, как он приходит к выводу о том, что именно эту компанию нужно проверить. Понимание критериев, влекущих проверку, позволяет ее предотвратить в большинстве случаев.
Соответствуйте ожиданиям налоговой
Если компания еще не попала в список проверяемых, то ее руководству следует принять все меры для срочного приведения показателей в среднеотраслевые рамки.
К примеру, в 2017 году рентабельность в рыбной отрасли (разведение и вылов) составляла 49,9%, в сельском хозяйстве – 17,3%, а в производстве пищевых продуктов – 8,4%. Налоговая нагрузка по этим отраслям составляла 7,9%, 3,5% и 28,2% соответственно.
Обязательно следует внести изменения в организацию договорной работы на предприятии, чтобы впоследствии избежать обвинения в недостаточной степени осмотрительности при проверке контрагентов.
Повысить ее можно следующими способами:
- руководители компаний должны лично обсуждать условия сделок и подписывать контракты;
- до совершения сделки нужно проверить личности и полномочия представителей контрагента, запросив копии их паспортов, доверенности, устава (в целях проверки срока и объема полномочий руководителя), приказа и решения о назначении на должность;
- следует установить фактическое местонахождение партнера, запросив копии договоров аренды или выписок из ЕГРН;
- проверке подлежит и возможность партнера исполнить обязательства (наличие лицензий, персонала, имущества, производственных мощностей);
- сохранить способ нахождения партнера (реклама, рекомендации, сайт);
- запросить выписку из ЕГРЮЛ.
Если организация не принимает этих мер при совершении сделок с партнерами, то налоговые органы рассматривают эти сделки, как сомнительные. Этот признак усугубляется, если такой непроверенный контрагент выступает в качестве посредника, а также если:
- условия контракта с ним необычны (длинные отсрочки, отсутствие предоплаты, слишком крупные неустойки);
- при наличии задолженности не предпринимается реальных действий по ее взысканию, но работа с этим партнером продолжается;
- производятся операции с векселями неясной ликвидности, необеспеченными займами (особенно на длительный срок);
- расходы на исполнение обязательств по таким сделкам занимают основную часть затрат компании.
Как предприятия ведут финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском?
Существуют схемы ведения хозяйственной деятельности с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В их числе:
Использование инвалидов. Предприятия, использующие льготу на налогообложение по подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, часто применяют данный способ. В схеме участвует уплачивающая налоги компания, где работает не менее 50% инвалидов от общего количества всего персонала. Доля инвалидов в фонде оплаты труда составляет не меньше 25%. Также в схеме участвует предприятие-аутсорсер, предоставляющее данной компании квалифицированных сотрудников. Организация пользуется их услугами, при этом полностью отвечает требованиям для компаний, в составе которой есть инвалиды, и освобождается от уплаты НДС.
Специалисты в штате данной организации не могут по причине недостаточной квалификации или слабого здоровья создавать товар или услугу должного качества и в необходимом для реализации объеме. Льгота по НДС используется по отношению ко всему объему продукции, выпускаемому предприятием. То есть, фирма намеренно создает ситуацию, когда нужно применять данную льготу по товару, произведенному с привлечением специалистов-аутсорсеров. Привлеченные сотрудники не учитываются при подсчете средней численности персонала компании и фонда оплаты труда. Иными словами, организация злоупотребляет правом на применение льготы по подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.
- Использование фирм-однодневок. В этом случае организация включает в цепочку хозяйственных связей предприятия, не выполняющие свои налоговые обязательства. Компания может использовать фирмы-однодневки, чтобы создавать фиктивные расходы и получать вычеты по косвенным налогам при отсутствии товарооборота. Еще один вариант — она использует такие фирмы, чтобы увеличивать добавленную стоимость товара, снижать нагрузку по налогам на производственные подразделения.
- Применение схем получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества. В одной из схем принимают участие агентства недвижимости, инвесторы и страховые компании. Покупателя, заключающего договор инвестирования, побуждают рассчитаться векселями, купленными у предприятий, которые зависят от агентства недвижимости. Еще вариант: покупателя просто направляют заключать договор в другую организацию и расплачиваться там собственными векселями. После этого зависимые предприятия делают налоговые отчисления не в полном объеме, за счет чего достигается экономия на налоге на прибыль, что, конечно, не устраивает ИФНС.
Другой способ применения этой же схемы заключается в обязательном страховании инвестиционных рисков. Покупателей недвижимости убеждают в необходимости страхования инвестиционных рисков агентства. Далее средства, полученные от покупателя, организация выплачивает страховщикам и снижает доходы на сумму страховой премии. И вновь экономия на налоге на прибыль.
Схема получения необоснованной налоговой выгоды при производстве и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции. По закону РФ, для производства алкоголя может применяться как этиловый спирт, так и продукция с содержанием спирта — бражные дистилляты, спиртованные настои и т. д. Если для производства водки используется этиловый спирт, то нагрузка по налогам акцизу будет гораздо выше, чем при изготовлении водки с использованием спиртовых настоев или бражных дистиллятов. Это связано с разницей в сумме акциза, которая подлежит вычету производителем по приобретенной продукции (вычет по спиртосодержащему сырью равен 173,5 руб., по спирту — 25,15 руб). Этим и пользуются организации, желающие снизить нагрузку по налоговым обязательствам. Для изготовления водки они используют этиловый спирт, но оформляют продукт как изготовленный из спиртосодержащего сырья.
С понятием оценки рисков более детально каждый желающий может ознакомиться на сайте ФНС России.
Как подготовиться к налоговой проверке?
К сожалению, ФНС не обязана предупреждать о назначении ВНП и прибытие инспектора обычно становится неприятной неожиданностью. Однако, если руководитель или владелец предприятия приходит к выводу о возможности ВНП, то в первую очередь бухгалтерии и юридическому отделу ставится задача в рамках подготовки к предстоящей налоговой проверке максимально подготовиться к встрече инспектора.
Но что нужно сделать в оставшиеся до прибытия проверяющих дни? Конечно, привести в порядок документацию:
Все расходы должны быть подтверждены и экономически обоснованы. Начинать проверку наличия подтверждающих документов лучше всего с наиболее крупных расходов. Ведь чем крупнее сумма, тем выше будут доначисления.
Счет-фактуры, по которым НДС заявлялся к вычету, должны присутствовать в наличии и не иметь существенных (а лучше вообще никаких) ошибок в оформлении
Если ряд операций не облагался НДС, то проверить правильность их отражения в отчетности.
При использовании каких-либо налоговых льгот, нужно проверить наличие и правильность оформления документов, подтверждающих право на эти льготы.
Проконтролировать правильность исчисления и уплаты налогов и сборов, подачи деклараций.
Обратить внимание на правильность предоставления вычетов по НДФЛ, исключения доходов из налогооблагаемой базы, применения льгот и спецрежимов.
Проверить, имеется ли по проведенным сделкам документальное подтверждение добросовестности контрагентов.
При необходимости провести инвентаризацию, сверить наличие ТМЦ с данными бухгалтерского учета.
Если каких-то документов не хватает, их нужно оформить и подписать, запросить недостающие подтверждения добросовестности от партнеров компании. Полная ревизия документации компании позволит максимально снизить урон от проверки.
Однако всегда лучше предотвратить проверку, чем готовиться к ней и затем устранять последствия.
Порядок проведения выездной налоговой проверки
Поэтапный порядок проведения выездной проверки излагается в Письме ФНС № АС-4-2/13622. Согласно документу обнаружение в процессе фактов совершения правонарушений, не относящихся к налоговой сфере, накладывает на сотрудников ФНС обязанности по донесению их в прочие контролирующие и/или правоохранительные органы.
При осуществлении проверки задействуются не только сотрудники налогового ведомства, но и представители проверяемой стороны. Все лица участвующие лица, включены в три основные группы:
- Представители контролирующего органа, осуществляющего действия по налоговой проверке.
- Лица, чья деятельность подвергается рассмотрению.
- Специалисты, которых привлекают к ряду проверочных действий со стороны. Это могут быть всевозможные эксперты, экономисты и пр.
Все действия, совершаемые сотрудниками ФНС в ходе проверки, можно условно разделить на следующие группы, приведенных в таблице №1:
Используемый метод | Характеристики |
---|---|
Выборочная проверка | Для анализа захватывают документы выборочно по отдельным периодам. Цель – выявление систематических нарушений |
Сплошная проверка | Просмотр всей финансовой документации за установленный налоговый период. Наиболее часто используемый метод |
Тематическая проверка | Анализ документации, касающейся расчета и выплаты отдельных видов налогов. |
Комплексная проверка | Рассмотрение документации по всем группам налогов, вносимых предприятием |
В проведении выездной проверки можно выделить несколько основных этапов:
- Принятие решения о проведении, визирование его начальником налогового подразделения или его заместителем.
- Ознакомление с решением представителей предприятия, в котором будет осуществлена проверка. Обсуждение организационных вопросов с руководством и главным бухгалтером фирмы.
- Анализ представляемой финансовой документации.
В ходе процедуры сотрудниками ФНС могут быть предприняты следующие действия:
- Проведение инвентаризации.
- Осуществление осмотра.
- Истребование финансовой и организационной документации.
- Выемка представленных документов.
- Проведение экспертизы с целью получения экспертного заключения.
- Опрос причастных лиц.
Завершающим этапом становится оформление Акта по итогам проверки. Для его формирования сотрудникам ФНС отводится два месяца после завершения всех проверочных действий. В документе могут быть зафиксированы следующие нарушения:
- Несоблюдение сроков постановки на налоговый учет.
- Несоблюдение сроков предоставления отчетности по открытию и закрытию банковских счетов.
- Все нарушения, связанные с предоставлением налоговой декларации.
- Невнесение всей суммы в качестве налоговых сборов.
- Не предоставление финансовой документации по запросу ФНС.
Ознакомление с документом проверяемого лица обязательно. После составления он должен быть в течение пяти рабочих дней предоставлен под роспись. Проверяемому дается право подать письменные возражения в ФНС в течение месяца после получения Акта.
Большинство нарушений, выявляемых выездной проверкой, связаны с неправильным ведением финансовой документации: от ошибок в реквизитах до погрешности при арифметических расчетах. По результатам руководство отделения ФНС принимает решение о привлечении к налоговой ответственности проверяемого лица.
Определение понятия
Налоговой проверкой называют действия налогового органа, предпринимаемые с целью отследить законность ведения бизнеса, своевременность налоговых выплат. Этой проверке может подвергнуться абсолютно любая компания вне зависимости от того, как она была организована, какому ведомству подчиняется, есть ли у нее учредители и т.д.
Эти проверки важны, поскольку:
- бизнесмены идут на риск и осуществляют свою хозяйственную деятельность, пренебрегая официальной регистрацией компании: кроме того, частные предприниматели могут указать неверные данные в своей декларации и заплатить меньше налогов, чем должны на самом деле;
- налоговые акты не всегда согласовываются с правилами бухгалтерского учета;
- несовершенство налогового законодательства, постоянные изменения приводят к тому, что руководители организаций и бухгалтеры путаются в формулировках и неверно истолковывают законодательные акты;
- некоторые бизнесмены стараются всеми правдами и неправдами уйти от уплаты налогов или снизить сумму отчислений.
Процедура начинается с того, что руководитель компании получает официальный документ, подтверждающий законность действий, проводимых «налоговиками». Иными словами, ему вручают разрешение на проведение проверки. Заметим, сотрудники ведомства имеют право проверить лишь деятельность компании за последние 3 года, в том числе, и год текущий. Различают несколько видов проверок. Рассмотрим их подробнее.
Что ищут налоговики?
Правильнее сказать – ВСЁ
Если раньше инспекторы акцентировали свое внимание на расходах. Искали необоснованные расходы, чтобы доначислять НДС и прибыль
Теперь будут искать и незадекларированную выручку.
Причем, в и том и в другом случае, имейте ввиду, что для доказательств налоговикам подойдет даже донос уволенного сотрудника. Даже в том, случае, когда сотрудник не работал в течение проверяемого периода, этот донос принимается в суде. Суды встают на сторону налоговиков. Налоговики используют показания сотрудников очень активно. Находят недовольного (а таких много везде) и проводят допрос в нужном русле. Часто сотрудники даже не понимают, что их слова (невинные) ложатся потом в основу обвинения руководства фирмы.
Судебная практика показывает, что суды встают на сторону налоговых инспекторов.