Борьба с экономическими преступлениями

Введение

Проведение реформ в России сопровождается беспрецедентным ростом криминализации общества. В преступную деятельность втягиваются все новые и новые слои населения.

Интересы криминальной сферы, в первую очередь, преступных формирований, все больше устремляются в сферу экономики, где появились неограниченные возможности для быстрого обогащения.

Структура и динамика экономической преступности становится все более организованной, профессиональной, изощренной.

Преступления в сфере экономики обуславливают рост других имущественных и насильственных преступлений, связанных с борьбой криминальных группировок за передел сфер влияния.

Только ущерб от хищений в финансово-кредитной системе превышает 90 % от суммы установленного ущерба по всем уголовным делам о хищениях, что наносит невосполнимые потери экономике.

Опасность хищений в кредитно-банковской системе усугубляется тем, что здесь в ходе удачно проведенной криминальной операции в руках у преступников оказываются значительные суммы денег.

Главным фактором, обусловившим криминализацию экономической сферы, является устранение государства от выполнения своей регулирующей экономической функции, разрушение механизма власти.

С учетом сложившейся ситуации, резкой криминализации обстановки в экономической сфере, актуальной является проблема повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в борьбе с экономической преступностью.

Успехи их деятельности в первую очередь зависят от профессионализма в раскрытии и расследовании данной категории преступлений.

Умение работать в новой обстановке, способность анализировать и прогнозировать сложившуюся ситуацию, совершенствовать методы расследования преступлений в сфере экономики позволит успешно решать вопросы борьбы с преступностью.

Именно поэтому в настоящем спецкурсе особое внимание уделено особенностям расследования преступлений, совершаемых в экономическом секторе страны

Профилактика правонарушений

Экономическим преступлением называется любое опасное деяние, которое наносит урон экономике государства. Это может быть неуплата налогов, мошенничество, взяточничество, изготовление фальшивых денежных купюр, производство нелегальных товаров, контрабанда и т.д.

В нашей стране активную борьбу с экономическими преступлениями ведет ОБЭП – специально созданная организация в структуре МВД, которая помогает предотвратить противоправные деяния. Если же преступление уже совершено, — выявить нарушителей, собрать доказательства их вины (причастности). Однако эксперты утверждают, что многое зависит и от профилактики, то есть мер предупреждения  противоправных действий в данной области.

Нужны ли спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России?

Нужна ли объективно подобная специализированная служба? В пользу этого варианта говорит решение вопроса подследственности. Кроме того, туда могли бы направляться исключительно специалисты с соответствующей подготовкой. То есть, методика расследования экономических преступлений развивалась бы в России не только в теории, но и на практике. К тому же, подобная структура начала бы действовать автономно, независимо от МВД.

С другой стороны, создание нового органа не уберёт существующие пороки системы. Спецслужба рискует стать ещё одним УЭБиПК, который и так есть у МВД РФ. Таким образом, количество следственных подразделений возрастёт, что рискует вызвать даже больший хаос в плане передаче дел. Плюс для воплощения данной идеи необходимо будет серьёзно изменить действующее законодательство, проработать целый десяток уже вступивших в силу нормативно-правовых актов. Есть вероятность, что количество разных несостыковок только увеличится.

Напомним, что похожий опыт у нашей системы уже был. С 1992 года в течение 11 лет действовала налоговая полиция с собственными подразделениями. Вначале деятельность подобного органа оценивалась положительно: бизнес осознал необходимость уплаты сборов в пользу государственной казны, было раскрыто большое количество преступлений в соответствующей сфере. Работа по предупреждению тоже давала свои результаты.

Однако впоследствии орган прекратил развиваться. У многих сотрудников появились устойчивые преступные связи с чёрным рынком. В итоге службу было решено расформировать, и пока не решён вопрос коррупции в следственных органах, любую новую структуру может ждать аналогичная судьба. Поэтому имеет смысл, по мнению многих критиков обозначенной выше идеи, усовершенствовать работу уже действующих органов.

Что делать в создавшейся ситуации рядовым гражданам? Внимательно изучать актуальное законодательство, включая пояснения Верховного суда РФ, а также своевременно обращаться к юристам и адвокатам, которые специализируются на защите подобного рода преступлений. . Своевременность в данном случае имеет ключевое значение, поскольку даже очень опытному профессионалу необходимо время, чтобы разобраться во всех тонкостях дела, собрать доказательства, подготовить документы, проработать линию поведения. И за 2 дня до слушания, например, сделать это нереально.

Особое внимание стоит уделять срокам проверок, поскольку в данном вопросе накопилось огромное количество проблем. Сообщения о преступлениях должны изучаться максимум в течение месяца после поступлений, а иногда они лежат до года, что является нарушением

Законодательство по указанному вопросу разработано хорошо, неприятности наблюдаются только с правоприменительной практикой. Обычный гражданин способен добиться соблюдения своих прав, если обратит внимание на нарушение вышестоящего руководства МВД, а также подаст заявление в прокуратуру. Кроме того, бездействие конкретных должностных лиц и государственных органов всегда можно обжаловать в судебном порядке.

То есть, злоупотребления со стороны разных структур и конкретных представителей данных организаций нередко связаны с незнанием гражданами своих прав и с неумением их отстаивать, с непониманием того, какими инструментами они для этого обладают. Всё аналогично и в отношении других вопросов, в том числе и в тех ситуациях, когда человек оказался в роли подозреваемого или обвиняемого

Поэтому настолько важно разобраться с механизмом расследования экономических преступлений, с тем, как он реализуется, что происходит, что можно сделать на разных этапах. Вообще, всё условно делится на 2 больших блока, которые и будут рассмотрены ниже

Общая характеристика экономической преступности

Подведём итоги.

Итак, под экономической преступностью понимается ряд преступлений против собственности. Они всегда совершаются в рамках экономической деятельности или же непосредственно влияют на неё. Например, подделка товаров сказывается на позициях производителя, который добросовестно выпускает оригинальную продукцию соответствующего качества.

Преступления в данной сфере – одни из самых распространённых. Они отличаются большой общественной опасностью, поскольку представляют угрозу не только для конкретных людей, но и для социума в целом. Нередко подобные деяния направлены также на основы государственной безопасности.

Проблема расследования экономических преступлений непосредственно связана с их скрытностью (латентностью), с теневым характером. Ущерб общественным интересам обусловлен как производством криминальных товаров, так и созданием продукции неизвестного качества, которая может быть потенциально опасна для здоровья и жизни людей, поскольку говорить о каком-то надзоре не приходится.

Установление объективной причины происходящего и его масштабов осложняется большим количеством вовлечённых лиц. Очень часто изготовление криминального товара, к примеру, связано с другими преступлениями: убийством людей, дачей взяток, организацией терактов и т. д. Нередко возникает круговая порука, что ещё больше затрудняет разбирательство. Поэтому проводить расследование экономических преступлений необходимо с полным осознанием их потенциальной опасности и с привлечением на разных этапах соответствующих специалистов. Это могут быть сотрудники правоохранительных органов, которые отвечают за осуществление оперативно-розыскных мероприятий, эксперты, профессионалы в области государственных стандартов и т. п.

Подобный подход позволяет гарантировать соблюдение прав пострадавших и не причастных к преступной деятельности лиц. При этом вовлечённые в происходящее граждане должны знать свои права и обязанности согласно действующему законодательству. В частности, они могут рассчитывать на поддержку со стороны юристов. Если правоохранительные органы нарушают их права, то такие действия должностных лиц вполне реально оспорить. Это можно осуществить при участии в ситуации опытного адвоката. Однако привлечь к разбирательствам профессионала необходимо как можно раньше.

Дело в том, что даже самому опытному юристу для изучения материалов дела, для запросов в разные инстанции необходимо время. Отдельные недобросовестные представители правоохранительных органов способны давить на задержанное лицо, добиваясь от него самооговора или дачи показаний, которые впоследствии можно будет использовать против такого человека. Как правило, подобное наблюдается, когда следователям не хочется проводить полный комплекс положенных мероприятий, полноценно отрабатывать все версии, но в то же время портить статистику тоже нельзя.

Чтобы не стать жертвой несовершенной системы, нужно хорошо разбираться в своих правах. Однако у рядового гражданина, а иногда и у предпринимателя или же у сотрудника фирмы зачастую нет нужных знаний. Поэтому своевременное обращение к юристам здесь будет очень уместно.

Следует учесть, что определённое давление вероятно и со стороны руководства предприятия. Человеку могут предложить подписать чистосердечное признание, взять на себя вину начальника отдела, признаться в том, чего он на самом деле не совершал. И если у сотрудника не хватает опыта и понимания ситуации, он способен поверить, что наказания не будет или же что его смягчат. Подобными действиями руководство пытается избавиться от ответственности как перед пострадавшими подчинёнными, так и перед государством.

Проверки ИФНС, блокировки счетов Банками.

Проверки Вашего бизнеса могут проводиться так же и в налоговой сфере для выявления незаконных схем, используемых в целях уклонения от уплаты налогов в бюджет; выявления сомнительных операций и иных мошеннических схем.

Проверки так же проводятся на стадии регистрации юридического лица для выявления использования фирм-«однодневок» и фирм-«прокладок», ужесточаются требования банков по открытию счетов, блокируются счета по 115 ФЗ.

По результатам проверок, проводимых ИФНС, материалы могут быть переданы в правоохранительные органы — СК РФ для возбуждения уголовных дел по преступлениям предусмотренным ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), ст. 199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента), ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств).

В таких случаях представители или руководители Обществ могут привлекаться к уголовной ответственности и без участия адвоката уже не обойтись.

Поэтому мы советуем на ранних стадиях обнаружения проблемы: при назначении проверки, получении запроса на предоставление документов, вызов руководителя для дачи объяснений, предъявления постановления о производстве осмотра или выемки, блокировке счета Банком или ИФНС; незамедлительно вооружиться грамотным специалистом и участвовать в общениях с контролирующими органами только при их участии.

И помните, что все решения и действия контролирующих органов и Банков можно оспорить в суде.

Из практики действующих судебных юристов и адвокатов, при обжаловании вс уд решений налоговых органов, решений о наложении штрафов и пеней, в 70 % случаев суд принимает сторону жалобщика. Такая тенденция сложилась за последние 10 лет существования Арбитражной практики.

Учитывая особую сложность и постоянно обновляемое налоговое законодательство РФ, лучше не полагаться на собственные силы, а незамедлительно обращаться к специалисту по налоговым спорам и решать возникающие проблемы в самом начале их возникновения.

Таким образом, ведение бизнеса в РФ при часто меняющемся законодательстве РФ, наличии фактора коррумпированности в контролирующих и правоохранительных органах, становится затруднительным без должной правовой поддержки.

Поэтому для профилактики возможных рисков для бизнеса и решения возникающих проблем на стадии ее зарождения, представители малого бизнеса страны не должны экономить на правовой защите своего бизнеса и как минимум иметь рядом адвокатское бюро к которому можно обратиться на ранних стадиях возникновения проблем.

Если вас вызвали на допрос

На допрос вызывают повесткой, которую вручают под подпись. Ее могут передать где угодно, в том числе на работе. Если вас не застали дома — повестку передадут взрослому члену семьи.

В повестке обязаны указать:

  1. ФИО вызываемого на допрос.
  2. В каком качестве вызывается — свидетель, подозреваемый, обвиняемый.
  3. К кому и по какому адресу нужно прийти.
  4. Дату и время.
  5. Последствия неявки без уважительных причин.

Не пойти на допрос нельзя. Иначе вас насильно приведут сотрудники ОБЭП — это называется приводом.

Если вам вручили повестку, закрывайте эту статью и звоните адвокату. Это серьезно, советы из интернета здесь не помогут.

Текст повестки должен полностью соответствовать статье 188 УПК РФ

Как перенести встречу

Чаще всего на опрос вызывают по телефону. Сотрудник ОБЭП может позвонить в любое время и сказать: «Вам нужно явиться на дачу объяснений завтра в 9:00». Не поддавайтесь эмоциям и подготовьтесь к беседе с оперуполномоченными.

Вам нужен план. Большинство адвокатов советуют при первом же звонке идти на встречу и брать с собой адвоката. Они считают, что в этих ситуациях нужно защищаться сразу. Но мне кажется, если у вас малый или средний бизнес и уголовный кодекс вы не нарушаете, не стоит идти после первого же звонка. Своим клиентам я советую отложить встречу на одну-две недели: большая вероятность, что за это время о вас забудут. А если нет, то вы успеете проконсультироваться с юристом, выяснить, не вызывали ли кого-то из партнеров в ОБЭП, и составить план действий.

У вас есть право перенести встречу на удобный вам день. Поэтому вежливо поинтересуйтесь у оперуполномоченного причиной звонка, объясните свою занятость в ближайшее время и попросите перезвонить.

Пример диалога

Вот как мой клиент разговаривал с сотрудником ОБЭП:

— Доброе утро, Сергей Николаевич. Вас беспокоит отдел по борьбе с экономическими преступлениями, оперуполномоченный Иванов Иван Иванович. У нас есть материалы проверки… (тут неразборчиво). Вам нужно явиться к нам на дачу объяснений завтра в 9:00.— Добрый день. Я с удовольствием к вам подъеду, но, к сожалению, сейчас нахожусь в командировке. Перезвоните мне, пожалуйста, через две недели, и мы согласуем удобное для вас время.

Я не советую специально выдумывать причину. Говорите правду: например, у вас всю неделю встречи с партнерами, или сдача отчетности, или заболел ребенок. Если для вас это важные дела, скажите о них оперуполномоченному. Будьте очень вежливы, но стойте на своем.

Если вы перенесли встречу, а сотрудник ОБЭП не перезвонил — это отлично. Значит, ваша персона их не слишком интересовала. Не стоит напоминать о себе.

Если собеседник был настойчив и перенести встречу не удалось, вам придется решать — идти или нет. Я несколько раз сама оказывалась в таких ситуациях и решала идти. Но не только для того, чтобы дать объяснения оперуполномоченному, но и чтобы самой выяснить, в чем проблема.

Сотрудники отдела

Сотрудниками данного подразделения являются оперуполномоченные люди. Чаще всего их можно увидеть одетыми не по форме. Они приходят в компанию, аргументируя свой визит жалобой от клиента. Массовая инициированная органами свыше проверка может произойти в любой компании.

Основанием для проверки может быть один из 4 пунктов:

  • подозрение в совершении уголовного преступления компанией или сотрудником компании;
  • проведение профилактических мероприятий во избежание совершения правонарушения экономического характера;
  • проверка деятельности государственной налоговой инспекции на примере конкретной компании;
  • «наезд» конкурентов.

Последний пункт означает, что данные сотрудники не являются официальными оперуполномоченными, следовательно целью подставных проверяющих будет получение информации о деятельности компании, ее клиентах, данных о продажах, прибылях, а также прочая конфиденциальная информация. В случае такого визита необходимо незамедлительно сообщать в вышестоящие органы МВД.

Чтобы понимать, входят ли действия сотрудника, «навестившего» компанию с целью проведения проверки, в рамки закона, нужно знать, чем занимается оперуполномоченный ОБЭП.

В его обязанности входит:

  • осуществление комплекса предупредительно-профилактических мероприятий по выявлению и постановке на учет лиц, которые ранее были судимы за различные преступления, а также лиц, склонных к преступлениям уголовного толка и различным нарушениям экономического характера;
  • планирование работы, ведение журналов учета, картотек, фотоальбомов осужденных ранее и прочих лиц, подозреваемых или представляющих интерес для следствия и оперативных действий, проживающих или работающих (появляющихся) на территории, находящейся под наблюдением;
  • иметь агентурные связи;
  • организовывать контроль и наблюдение за теми людьми, которых взяли на учет, или которые находятся под надзором;
  • участвовать в рассмотрении заявлений от граждан о преступлениях;
  • принимать в рамках компетенций меры, сопутствующие раскрытию преступлений, которые совершены в текущем году или ранее;
  • контролировать людей, склонных к совершениям преступлений, а также места скоплений криминальных личностей;
  • участвовать в сборе вещественных доказательств;
  • совершать мероприятия по раскрытию преступлений прошлых лет;
  • совместно с другими работниками участвовать в выявлении лиц, совершивших преступление, обозревать материалы и вещдоки (пример – фальшивая купюра в сдаче);
  • учитывать и анализировать совершенные противоправные деяния (преступления);
  • вносить предложения по предупреждению преступлений или устранению причин для их совершения.

Должностные обязанности оперуполномоченного ОБЭПа очень схожи с обязанностями оперуполномоченного МВД. Однако во всей работе прослеживается экономическая специфика. Основные проблемы, с которыми сталкиваются оперы, это – сбыт фальшивых денег, подделка денежных знаков, документов, дача взяток в различных размерах, подлоги, выявление фактов незаконного предпринимательства и многие другие, связанные с экономической сферой действия.

Кроме перечисленных выше обязанностей, сотрудники ОБЭПа занимаются:

  • проверками заявлений, поступающих от граждан;
  • работой по подбору и вербовке кандидатов в агентурную сеть;
  • взаимодействием с различными исправительными органами;
  • проведением выездов и бесед на тему экономической безопасности;
  • повышением своего профессионального уровня;
  • участием в проведении оперативных совещаний, коллегий, подведениях итогов, плановых основных оперативных мероприятиях;
  • подготовкой отчетности.

Когда приходит ОБЭП

Чаще всего сотрудники дано службы приходят проводить проверку в компанию после того, как поступила жалоба с указанием ведения незаконной деятельности. Такая жалоба может быть подана как от недовольного сервисом клиента, так и от конкурента, который хочет остаться в выигрыше.

Оперуполномоченный ОБЭПа в данной ситуации может прийти не по форме, одетый в гражданскую одежду. Проведя какое-то время среди простых покупателей, совершит покупку товара и услуги, а уже по факту покажет удостоверение и попросит предъявить определенные документы.

Что делать компаниям, если проверяющие все же пришли? Не стоит впадать в панику. Если фирма уверена, что работает честно и не занимается теневыми схемами, то проверке будет сложно выявить факты правонарушений.

В этой ситуации необходимо четко и вежливо выполнять все требованиям проверяющих. Люди, работающие в такой структуре, не терпят возражений, с радостью цепляются к любому слову и ищут подвох в каждой фразе. Однако необходимо также знать и свои права.

Если оперуполномоченный ОБЭПа письменно заполняет какие-либо документы, нужно вежливо, но настойчиво просить дать прочитать их. Указанное неверно название фирмы, вида собственности, деятельности, неверно поставленная дата – любая ошибка может стоить бизнесу его будущего, а владельцам – свободы. Чтобы избежать неприятностей в будущем, такие ошибки необходимо исправлять тут же, на месте, вежливо настаивая на своем.

Оперуполномоченный ОБЭП обязанности должен выполнять только в рамках закона. Например, если компанию просят раскрыть коммерческую тайну, аргументируя просьбу словами и не подтверждая документально, то руководство имеет полное право отказать в этой просьбе. Коммерческая тайна может быть раскрыта только по получении соответствующего распоряжения от прокурора. Выдают такие письма редко, для получения разрешения должны быть весьма серьезные причины – большие теневые схемы, сторонние доказательства незаконной деятельности, полученные от проверенных лиц.

Полномочия ОБЭП при проведении проверки или допроса

Опрос при проверке. Полномочий у сотрудников полиции всего два:

  1. Задавать вопросы и получать на них ответы, если опрашиваемый желает их дать.
  2. Записывать ответы на бумагу в том виде, в каком они их получили. Такие записи называются объяснительной.

Объяснительные, которые дает предприниматель оперуполномоченным, доказательством не считаются. От всего сказанного можете отказаться. Но это не значит, что можно говорить все что угодно и потом ничего за это не будет. Иногда предприниматель может сказать лишнего — и из-за этого возникает уголовное дело.

В ходе опроса сотрудники полиции собирают информацию. Просто спрашивают у человека, что он знает по тому или иному факту, записывают с его слов, а потом делают выводы. От ответов очень многое зависит. Варианты развития событий проще всего объяснить на примере.

Поступило сообщение, что руководитель МФО дает взятки. Сотрудники ОБЭП решили опросить соседние торговые точки.

Владелец торговой точки при опросе рассказывает, что соседи по офису выдают микрокредиты гражданам. Знает он об этом из вывески. С сотрудниками микрокредитной организации не общается, нарушают они закон или нет — не знает. При таких пояснениях полиция, скорее всего, потеряет к нему интерес.

А если он скажет, что с директором микрофинансовой организации регулярно выпивает по кружке пива в баре после работы и вообще он хороший мужик, всегда готовый помочь, — есть вероятность, что общение с сотрудниками полиции на этом не закончится. Предприниматель явно в приятельских отношениях с директором — может, еще что-то знает или слышал. Могут еще вызвать и задавать новые вопросы.

А можно рассказать, что сотрудники МФО регулярно оставляют какие-то конверты и папки в торговой точке, просят передать их другим лицам. Так появляется вероятность стать свидетелем по уголовному делу — и это в лучшем случае. В худшем могут предъявить обвинения в соучастии.

Опрос — дело добровольное. Формально никто не может заставить вас разговаривать с оперуполномоченными, но если сотрудники ОБЭП считают, что вы можете что-то рассказать, то они найдут способ привести вас в отдел и опросить.

Допрос. Полномочия полиции при допросе схожи с полномочиями при опросе. Основная разница в том, что все сказанное на допросе считается доказательством. Любое слово, записанное в протоколе допроса, может быть использовано в суде против предпринимателя.

Сотрудники будут задавать вопросы, но ответы записывать в протокол, который с большой долей вероятности будет приобщен к уголовному делу. Отказаться от того, что написали с ваших слов в протоколе, будет практически невозможно.

Стадии проверок и зачем нужна защита.

Существуют две стадии уголовного дела. Стадия проверки Организации до возбуждения уголовного дела и стадия предварительного следствия (после возбуждения уголовного дела).

Именно на стадии до возбуждения уголовного дела у сотрудников УЭБиПК возникает возможность проведения оперативных мероприятий (ОРМ) в отношении Организаций. Могут производиться такие мероприятия как:

• Обыск

• Осмотр помещений

• Выемка документов и серверов

• Опросы и допросы в различных статусах.

Многие руководители считают что проблемы еще нет и поэтому пускают все на самотек, или, что хуже, стараются решить проблему самостоятельно. При этом, руководители Обществ могут своими действиями «нажить» себе другие статьи, такие как дача взятки или мошенничество.

По нашим наблюдениям, в большинстве случаев, когда руководители Обществ прибегают к профессиональной юридической помощи юристов или адвокатов, степень риска возбуждения уголовного дела или наступления негативных последствий снижается. Такая «экономия» на юристов и адвокатов не оправдана, поскольку на кону стоит бизнес в целом и любая ошибка или неверное действие может привести к полной ее потере.

Так, пример из практики нашей Коллегии. Руководители одного Общества занимались крупным бизнесом и имели в аренде объект промышленного назначения. После значительных вложений в объект, собственник объекта решил более не сдавать его арендатору, а самостоятельно вести раскрученный бизнес. Было отказано в продлении арендных отношений и с помощью УЭБиПК Общество было насильно выселено из объекта, а в дальнейшем преследовалось по уголовному делу. На самых ранних стадиях возникновения спора, руководство Общества не стало обращаться за услугами юристов, а решило сэкономить, что привело к потере части бизнеса.

В другом случае из практики Коллегии, на территории ресторана принадлежащего одному Обществу, третьими лицами было совершено тяжкое преступление, было возбуждено уголовное дело. Сотрудники Общества и руководство было опрошено по обстоятельствам дела. В дальнейшем, по представлению прокурора была инициирована внеплановая проверка с участием ОБЭП, Трудовой инспекции, Роспотребнадзора и Санитарного надзора.

Руководство Общества приняло решение о привлечении адвоката на ранней стадии проведения проверки, в результате чего при даче объяснений, осмотрах, составлений протоколов и др. проверочных мероприятиях принимал участие квалифицированный адвокат. По истечении 3-х месяцев проверки, были установлены незначительные нарушения в сфере потребительских услуг, после устранения которых, проверка завершилась, без потрясений для бизнеса.

Таким образом, привлекая специалиста — адвоката или юриста при проверках бизнеса УЭБиПК (ОБЭП), Общество защищает свой бизнес от рисков и обеспечивает себе спокойную защищенную деятельность.

Задача адвоката при защите от полицейских проверок, на стадии проверки до возбуждения уголовного дела, не дать правоохранителям злоупотребить правом и нанести ущерб интересам Организации, не дать заблокировать ее деятельность, что приводит к потерям в бизнесе.

Защита бизнеса.

В европейских странах, да и странах всего мира, много внимания уделяется развитию малого бизнеса.

Статистика ассоциации европейского бизнеса показывает, что малый бизнес в странах ЕС развивается очень быстро. Малый бизнес за рубежом находится на более высоком уровне, чем в России. Он – одна из составляющих развития экономики. Малый бизнес в Европе по статистике составляет от 70% до 90% всех предприятий. Более половины населения страна Евросоюза работает в этой сфере.

Наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса согласно официальной статистике созданы в Новой Зеландии, Сингапуре, Дании, Гонконге, Грузия на 6-м месте, Россия на 31-м.

Статистика бизнеса в России за последние 10 лет демонстрирует закрытие большего количества предприятий малого бизнеса, чем было открыто. В нашей стране лишь 4% малых предприятий существует более 3 лет, остальные ликвидируются значительно раньше.

Это происходит по ряду причин: рискованая налоговая политика, нестабильность курса национальной валюты, коррупция в стране, давление контролирующих органов.

В таких условиях, необходима защит бизнеса как на государственном уровне, так и на личном — в интересах конкретного малого предприятия.

С учетом часто меняющегося законодательства в стране, думается, что для успешной защиты бизнеса необходимо привлечение узких специалистов в этой области — адвокатов и юристов ведущих практику по защите прав именно юридических лиц.

В своей ежедневной хозяйственной деятельности коммерческие и некоммерческие организации часто сталкиваются с правоохранительными структурами, одной из которых является УЭБиПК (ОБЭП). Именно эти органы в системе правоохранительных органов имеют своими задачами борьбу с преступлениями в экономической сфере и в сфере коррупции. Оперативные сотрудники указанных подразделений имеют достаточный опыт оперативной работы и отличаются своим повышенным статусом.

Расследование дел о чрезвычайных происшествиях

Большую сложность представляет расследование дел, связанных с обрушением зданий, массовым отравлением, авиакатастрофами. Поскольку изначально очень мало информации о том, каким образом всё произошло и кто виновен в случившемся, отрабатываться начинают три версии: нарушение техники безопасности (технологии приготовления пищи); чья-то месть (умышленно); стечение обстоятельств.

Затем уже идет:

  • сбор данных о времени, месте, обстоятельствах произошедшего;
  • выяснение истинных причин совершенного экономического преступления;
  • установление, какое действие или бездействие послужило причиной;
  • установление личности правонарушителя, его мотива, цели и т.д.

Если позвали сотрудника

Самая плохо контролируемая ситуация — когда в ОБЭП вызывают не вас, а вашего сотрудника. Вы заинтересованы вытянуть себя из неприятностей, а вот сотрудник — не обязательно.

Я советую сходить вместе с сотрудником к адвокату. Адвокату будет проще объяснить все тонкости предстоящего мероприятия и успокоить специалиста. Если адвокат советует не отправлять сотрудника на опрос одного — прислушайтесь к нему.

В моей практике был случай, когда бухгалтер во время опроса настолько перепугалась, что рассказала больше, чем спрашивали. В итоге вся контора полгода ходила на опросы в ОБЭП как на работу.

Полномочия правоохранителей при проверках.

Законом РФ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентируется деятельность оперативных подразделений по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Порядок осуществления оперативными сотрудниками сопровождения уголовных дел регламентирован УПК РФ.

Во-первых, надо понимать какие основания имеются у правоохранителей для проведения полицейских проверок, обысков, досмотров, изъятия документов, опросов. Во-вторых, как себя вести при полицейских поверках, на стадиях до и после возбуждения уголовного дела, как реагировать на требования правоохранителей.

Основаниями для проведения ОРМ сотрудниками ОБЭП являются в соответствии со ст. 7 Закона «Об ОРД»: наличие возбужденного уголовного дела; сведения о подготавливаемом или совершаемом преступлении; в целях розыска лиц.

Это означает, что без предусмотренных Законом основании, правоохранители не могут проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении субъектов предпринимательства.

В рамках ст. 6 Закона, органы ОРД производят гласные (наведение справок; наблюдение; контроль почтовых отправлении?, телеграфных и иных сообщении?; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; получение компьютернои? информации) и негласные мероприятия (запросы; опросы; обследование помещений; изъятие и выемка).

Согласно п.4 ч.1 ст.13 Закона «О полиции»,полиция вправе в связи с проверкои? зарегистрированных в установленном порядке заявлении? и сообщении? о преступлениях…, запрашивать и получать… по мотивированному запросу… документы.

Это означит, что должно быть основание для запроса — заявление о преступлении, а запрос должен быть мотивированным, разъяснять какие документы и для каких целей необходимо представить.

Для проведения опроса или обследование помещений сотрудники ОБЭП должны получить согласие опрашиваемого и обследуемого.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 No 3-ФЗ «О Полиции»: ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организации? допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.

Поскольку законом не предусмотрена возможность применения каких-либо ограничении? в ходе обследования или опроса, то и принудительное их проведение (без согласия лица в отношении которого они направлены) невозможно.

На проведение обследований помещений, выемки, у сотрудников УБЭПиПК должны иметься мотивированные постановления, распоряжения руководителей оперативных отделов.

Заключение

Вот так обстоит борьба с преступностью на просторах огромной Российской Федерации. Хотя и ведётся определённая деятельность, но проблем всё так же хватает. А что можем сделать мы? Отпраздновать день борьбы с экономическими преступлениями, который приходится на шестнадцатое марта, морально поддержать тех честных и принципиальных служащих, которые выполняют взятые на себя обязанности. Ведь необходимо способствовать всему хорошему, постоянно работать над улучшением уже имеющегося – и тогда мы будем жить в успешной и богатой стране, в которую будет хотеть попасть множество иных людей. А рядовым гражданам просто будет приятно жить, рожать и воспитывать детей.

Но всё это нам ещё предстоит. Ведь следует помнить, что никто хорошую жизнь нам за красивые глазки не обеспечит. За всё необходимо бороться. Не обязательно брать автомат в руки и стрелять во всех подряд. Нет, чтобы жить в цивилизованном мире достаточно просто вести себя соответственно, заражая тех людей, которые находятся вокруг нас. И тогда каждый сможет сказать, что он живет в успешной и привлекательной Российской Федерации, стране, которую не стыдно оставить своим детям.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий