Статья 88 НК РФ: регламент проведения камеральной налоговой проверки

Первый этап камеральной проверки

Закон от всех участников налоговых отношений требует соблюдать порядок и сроки проведения камеральной проверки. Так, налогоплательщики должны вовремя предоставлять необходимую отчетность, а инспекторы должны начинать свою проверку с приема финансовых документов и регистрации их в единой информационной автоматизированной системе (ИАС «Налог»).

После этого система начинает автоматическую проверку введенной информации. Идет сверка контрольных соотношений, которые позволяют понять, всё ли правильно, или налогоплательщик допустил ошибку. Заметим, подобные арифметические действия бухгалтеры могут выполнить и самостоятельно, что впоследствии поможет избежать неприятных объяснений с сотрудниками ведомства.

Контрольные соотношения налоговой отчетности можно найти на официальном сайте ФНС www.nalog.ru (раздел – «Налоговая отчетность»). Эти формулы при желании можно внедрить в те компьютерные программы, с помощью которых бухгалтеры производят расчеты. Это поможет выявить ошибки еще на этапе подготовки отчетной документации и исправить прежде, чем их обнаружит налоговый инспектор.

Второй и третий этапы

Второй этап проверки представляет собой собственно проведение расчетов. Этот процесс полностью автоматизирован. Если будут выявлены ошибки или недочеты, инспектор приступает к проведению так называемой углубленной проверки, то есть к третьему этапу. Он представляет собой проведение различных мероприятий, помогающих установить истинное финансовое положение налогоплательщика.

На третьем этапе объектом пристального изучения становятся:

  • показатели сданной декларации в сравнении с данными, представленными в документе за прошлый налоговый период;
  • сопоставление информации, указанной в декларации, с той, что представлена в бухгалтерской отчетности или документации по другим налогам;
  • вывод о достоверности представленных сведений с учетом всей имеющейся информации о финансовой и хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Кроме того, сотрудник налоговой инспекции сравнивает показатели налогоплательщика с показателями аналогичных предприятий и среднестатистическим данными.

Кого коснется проверка, которой посвящена статья 88 НК РФ?

Кому же грозит камеральный налоговый аудит? Если основанием для выездной проверки может стать то, что компания попала под пристальное внимание налоговиков из-за подозрительных схем работы, например, то для камерального аудита не нужны никакие особые основания – она проводится в отношении абсолютно всех компаний, чья деятельность подлежит декларированию:

  • налогоплательщики по налогам, которые они должны уплачивать;
  • лица, представляющие единую упрощенную декларацию;
  • лица, не обязанные платить НДС, если они выставят счет-фактуру с НДС;
  • налоговые агенты;
  • лица, уплачивающие НДС при работе в рамках Таможенного союза.

Что грозит компании, если она не подала декларацию: размеры санкций

Сразу стоит понимать, что нарушением является не только факт ее непредставления, но и несоблюдение сроков и правильность заполнения. Какие компанию ждут последствия?

  • Санкция представляет собой пятипроцентный штраф от обозначенной в декларации суммы налога. Причем этот штраф придется заплатить за каждый месяц со дня просрочки. Однако больше 30% от указанной суммы налога потребовать оплатить не могут. Плюс – руководитель компании заплатит штраф по административной статье.
  • После 10-дневной просрочки подачи декларации все финансовые операции в отношении компании прекращаются. Это решение после направления документа в налоговую оперативно отменяется.
  • Камеральная проверка может быть проведена без декларации. В этом случае налоговые органы будут основываться на уже имеющихся у них данных. Проверка, конечно, после подачи документов прекратится, и начнется новая – уже на основе поданного документа. Но если проверка завершится до того, как компания подаст декларацию, выявленные нарушения станут обязательными к исполнению налогоплательщиком, даже если в новой декларации этих недочетов и оснований для предъявления санкций нет.

Место и основание

Согласно пункту 1 88-й статьи НК РФ, камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции, то есть в здании ведомства. Основанием для ее проведения становятся налоговая декларация предпринимателя и иные документы (они либо уже есть в наличии у инспекторов, либо налогоплательщику приходится их предоставлять).

Заметим, если налогоплательщик (физическое или юридическое лицо, иностранные организации) не предоставит вовремя налоговую декларацию, инспекторы вправе проводить проверку на основании тех данных, что у них есть, привлекая при этом и данные по другим, аналогичным компаниям (предприятиям). Вот только сделать это они смогут по истечении трех месяцев с того момента, как декларация должна была «оказаться» у них на руках. Если налогоплательщик предоставит декларацию в тот момент, когда проверку уже «запустят», инспекторы обязаны ее остановить и начать новую, на основе нового документа.

«Камералка» не проводится на основании специальной декларации, которую заполняет гражданин, решивший добровольно декларировать свои активы, счета в банках.

Крупные компании предоставляют отчетность на электронных носителях. Если они по каким-то причинам забудут принести документ в установленный законом срок, инспектор обязан в течение месяца прислать им уведомление с напоминанием. При этом следует уточнить, какой документ ждут и в каком виде он должен быть предоставлен.

Согласно п.2 указанной статьи, камеральную проверку проводят сотрудники налоговой инспекции, для этого им не требуется специального разрешения руководителя камерального отдела (как, например, при проведении выездной проверки).

Истребование документов у контрагентов налогоплательщика

Законом N 137-ФЗ в гл. 14 “Налоговый контроль” НК РФ введена ст. 93.1, регулирующая порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.

Напомним, что ст. 87 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) было установлено, что если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникала необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, то налоговый орган мог истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Законом N 137-ФЗ понятие “встречная проверка” из НК РФ исключено, хотя налоговый орган по-прежнему будет проводить мероприятия по истребованию документов у контрагентов налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка. Этому и посвящена ст. 93.1 НК РФ.

Процедура истребования документов у контрагентов налогоплательщика стала существенно более регламентированной.

В п. 1 ст. 93.1 НК РФ закреплено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование таких документов (информации) может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Какой налоговый орган вправе истребовать документы? Согласно п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы вышеуказанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки – также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Что касается сроков истребования документов, то в соответствии с п. 4 ст. 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации), к которому прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в вышеуказанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 93 НК РФ, а именно:

  • истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий;
  • копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 настоящего Кодекса.

Порядок истребования документов при проведении камеральной налоговой проверки

Пунктом 1 ст. 93 НК РФ закреплено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В п. 2 ст. 93 НК РФ установлен также запрет на нотариальное удостоверение копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Кроме того, определено, что в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Пунктом 3 ст. 93 НК РФ установлен срок представления документов по требованию налогового органа – 10 дней, а также определено, что если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, то оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в вышеуказанный срок документов с приведением причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Согласно п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или их непредставление в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 настоящего Кодекса.

Статьей 129.1 НК РФ установлена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, то есть субъектом данного налогового правонарушения являются участники налоговых правоотношений, отличные от налогоплательщика и налогового агента, например, п. 3 ст. 85 НК РФ установлена обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сообщать в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector