Торговый сбор

Обзор документа

Департамент экономической политики и развития наделяется полномочиями по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором. Сбор сведений осуществляется в отношении следующих видов деятельности: торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и нестационарной торговой сети; развозная и разносная розничная торговля; торговля через объекты стационарной торговли, имеющие торговые залы; организация розничных рынков. Сбор сведений не осуществляется в отношении торговли, осуществляемой путем отпуска товаров со склада.

Сбор сведений предусматривает получение сведений об объектах торговли от федеральных и московских органов исполнительной власти, государственных предприятий и учреждений, от собственников и других правообладателей объектов торговли, а также получение сведений в результате использования информации, размещенной в сети Интернет и в СМИ. По результатам обработки полученной информации составляется список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения. Список объектов подлежит опубликованию на сайте Департамента экономической политики и развития.

Правообладатель объекта, включенного в список может в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список, опубликованный на сайте, подать в Департамент обращение об исключении объекта из списка. Обращение рассматривается и не позднее 10 рабочих дней со дня поступления обращения принимает решение об исключении объекта из списка или передаче на рассмотрение Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения.

При выявлении объектов обложения торговым сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в представленном уведомлении указаны недостоверные сведения, Департаментом составляется Акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или Акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором. В течение 5 рабочих дней со дня выявления нового объекта или недостоверных сведений Департамент направляет информацию в налоговый орган. Кроме того, Департамент информирует плательщика сбора о направленной в налоговый орган информации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Ставки торгового сбора

Ставки торгового сбора установлены статьей 2 Закона города Москвы № 62.

Налогообложение при УСН

Узнайте об особенностях и правилах уплаты региональных и местных налогов в рамках курса профессиональной переподготовки
Записаться

С 1 июля 2019 года снижен размер торгового сбора для объектов стационарной торговой сети с торговыми залами площадью менее 300 кв. метров. Мера принята депутатами Мосгордумы в целях поддержки малого и среднего бизнеса (Закон города Москвы от 26.12.2018 № 36).

Так, торговля через объекты стационарной торговой сети с залами до 50 кв. метров теперь облагается по ставке:

• 54 000 руб. за объект в квартал — в районах ЦАО г. Москвы;

• 27 000 руб. за объект в квартал — в районах САО (кроме р-на Молжаниновский), СВАО (кроме р-на Северный), ВАО (кроме р-нов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), ЮВАО (кроме р-на Некрасовка), ЮАО, ЮЗАО (кроме р-нов Северное Бутово и Южное Бутово), ЗАО (кроме р-нов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), СЗАО (кроме р-нов Митино и Куркино) г. Москвы;

• 18 900 руб. за объект в квартал — в районах и поселениях Зеленоградского, Троицкого и Новомосковского АО г. Москвы, а также в районах Молжаниновский, Северный, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский, Некрасовка, Северное Бутово, Южное Бутово, Солнцево, Ново-Переделкино, Внуково, Митино, Куркино.

Кроме того, понижены ставки для торговых залов от 50 до 150 кв. метров и от 150 до 300 кв. метров. А также введены отдельные ставки для торговли на площадях свыше 300 кв. метров.

Уменьшение суммы налогов на сумму торгового сбора

Уплаченный торговый сбор можно вычесть из суммы налогов:

  • налога на прибыль;
  • единого налога по упрощенной системе налогообложения (если выбран объект обложения «доходы»);
  • налога на доходы физических лиц за периоды обложения, совпадающие с налоговым периодом.

Наталья Бокова, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы по налоговому учету:

«Торговый сбор — местный налог, который действует только в Москве. В Санкт-Петербурге и Севастополе он так и не был введен, несмотря на первоначальные планы.

Предполагалось, что торговый сбор выведет мелкие компании и ИП из тени. До введения торгового сбора предприятия могли иметь неучтенную выручку, что позволяло им иметь минимальную прибыль, или фиктивный убыток, или «выходить в ноль». С введением торгового сбора и применением контрольно-кассовой техники стало сложно работать по старинке, поскольку к убытку нельзя применить вычет по ТС. Право на вычет из налоговой базы сумм уплаченного ТС или уменьшение суммы налога возможно только при наличии прибыли.

Да, это более цивилизованная торговля, но она косвенно увеличивает налоговую нагрузку».

Льготы по торговому сбору

Статья 3 Закона города Москвы № 62 устанавливает ряд льгот.

1. Торговым сбором не облагается использование объектов движимого или недвижимого имущества для следующих видов торговли:

  • с использованием торговых автоматов;
  • на ярмарках;
  • на розничных рынках при наличии соответствующего разрешения;
  • разносной розничной торговли в автономных, бюджетных и казенных учреждениях;
  • торговли на территории имущественного комплекса управляющей организации агропродовольственного кластера;
  • в кинотеатрах, театрах, музеях, планетариях, цирках (в случае если доля доходов от продажи билетов составляет не менее 50%);
  • через объекты нестационарной торговой сети со специализацией «Печать».

2. Торговый сбор не уплачивают:

  • организации федеральной почтовой связи;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • религиозные организации, осуществляющие торговлю в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним земельных участках.

3. Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты торгового сбора, если они осуществляют торговлю через объекты площадью менее 100 кв. метров, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации, относится к предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, услуг стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения, по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий, по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей;
  • площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10% от общей площади объекта, используемого для осуществления деятельности.

4. Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты торгового сбора при одновременном соблюдении следующих условий:

  • основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации, относится к розничной торговле книгами, газетами и журналами, букинистическими книгами;
  • по итогам периода обложения доля доходов нарастающим итогом с начала календарного года от продажи книг, газет и журналов в общем объеме доходов составила не менее 60%;
  • площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации книг, газет и журналов, составляет не менее 60% от общей площади объекта, используемого для осуществления деятельности;
  • все наличные денежные расчеты и расчеты с платежными картами на объектах осуществляются исключительно с использованием контрольно-кассовой техники с передачей фискальных документов оператору фискальных данных.

5. Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты торгового сбора, если они осуществляют торговлю через объекты стационарной торговой сети за период обложения торговым сбором, в котором данные объекты изъяты в соответствии со ст. 7.4 Закона РФ от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» или в отношении данных объектов прекращено право аренды в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в Москве.

Правило действует только в том случае, если в указанный период организации или ИП начали использовать для осуществления торговли другие объекты, которые ранее в указанном периоде ими не использовались.

Физическая характеристика объекта торговли г.Москва

Теперь поговорим про второй показатель формулы для расчета торгового сбора — фактическое значение физической характеристики объекта торговли. Речь идет о площади объекта торговли. Повторим, что согласно столичному Закону № 62, определять придется площадь торгового зала, если он превышает 50 кв. метров, а также площадь рынка.

Недавно специалисты Минфина разъяснили, как вычислить площадь торгового зала в целях расчете торгового сбора. Чиновники напомнили, что определение площади торгового зала нужно брать из главы Налогового кодекса о патентной системе (подп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). Информация о площади торгового зала, в том числе о помещениях, которые не включаются в эту площадь, указывается в инвентаризационных или правоустанавливающих документах.

Примечание: письмо Минфина России от 29.04.15 № 03-11-06/24876.

Торговый сбор: налоговая база

В категорию торгующих субъектов хозяйствования попадают ИП и организации, которые специализируются на розничных и оптовых продажах (включая мелкий опт). Отпуск продукции может осуществляться через стационарные и нестационарные объекты, со складов. Плательщики сбора должны встать на учет в ФНС с привязкой к месту нахождения объекта недвижимости, используемого в торговле, или по месту регистрации ИП/юрлица при работе на нестационарных торговых точках.

Освобождение от торгового сбора введено НК РФ для двух категорий налогоплательщиков:

  • ИП, выбравших патентную систему налогообложения;

  • субъектов предпринимательства, перешедших на ЕСХН (ст. 411 НК РФ).

Кроме этого, закон г. Москвы «О торговом сборе» предусматривает целый ряд льгот для столичных плательщиков (ст. 3 закона г. Москвы № 62).

Когда начисляется торговый сбор, налоговая база ориентируется на объекты осуществления торговли – учитывается не объем доходов (выручки), а тип торговых объектов/точек и их количество, используемое для торговли хотя бы раз в квартал. Сбор взимается с движимых и недвижимых торговых объектов. При этом надо учитывать длительность временного интервала между датой начала и прекращения использования конкретного объекта в предпринимательской деятельности.

Ключевыми параметрами для плательщиков сбора выступает вид торговли и тип используемого для ведения торговли имущества (собственные или арендованные движимые и недвижимые объекты), суммы выручки не имеют значения, важен только факт проведения торговой операции.

С каких торговых объектов может взиматься сбор:

  • здания, сооружения, помещения, используемые в качестве стационарного объекта;

  • нестационарные торговые объекты;

  • торговые точки;

  • объект недвижимости, который используется при организации рынка.

Сбор начисляется и платится поквартально отдельно за каждый объект.

Налоговая база торгового сбора представлена в виде физических характеристик торговых объектов. Для выведения суммы сбора необходимо умножить его ставку на налоговую базу, т.е. на конкретный физический показатель (количество объектов или площадь имущества), например:

  • Если речь идет о стационарных объектах осуществления торговой деятельности, дифференциация ставок производится по площади торгового зала. За помещения, площадь которых не превышает 50 кв.м., платится фиксированная сумма по каждому объекту. Размер платежа зависит от района столицы, где расположен объект. Аналогичный подход применяется к используемой в продажах недвижимости без торговых залов. Но если торговый зал есть, и его площадь превышает лимит в 50 кв. м, расчет ведется также по фиксированной ставке, взимаемой за каждый сверхлимитный кв. м площади зала (то есть сбор взимается не с количества объектов, а с их площади).

  • При осуществлении нестационарной торговли установлены фиксированные ставки по каждому торговому объекту, которые также разнятся в зависимости от района Москвы.

  • При организации работы розничного рынка, базой для взимания сбора является площадь (количество квадратных метров) такого торгового объекта.

В пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ указано, как определить площадь торгового зала, которая участвует в расчете торгового сбора. Учитывается в т.ч. территория, занятая торговым и кассовым оборудованием, и площадь, предназначенная для обслуживания клиентов (включая проходы), для обустройства рабочих мест персонала. При начислении сбора не надо принимать в расчет квадратуру помещений, которые отведены для хранения товаров и для подготовки продукции к выкладке, а также административно-бытовых отсеков. Документальной основой для определения площади торгового объекта выступают инвентаризационные данные и правоустанавливающие документы.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий