Понятие транспортных расходов
Передавая товар, поставщик предъявляет организации определенный пакет документов, в которых транспортные затраты могут быть либо включены в стоимость товара, либо выделено отдельно. Каким образом организация должна учитывать эти затраты?
Транспортные расходы включаются в себестоимость товара, причем они могут быть учтены двумя способами:
- на счете учета товаров (то есть включаются в себестоимость),
- выделены на отдельный счет учета расходов на продажу.
Транспортные расходы включаются в стоимость товара
При этом товарные ценности принимаются к учету на 41 счет вместе с ТЗР (транспортно-заготовительными расходами). Не самый удобный способ, но, тем не менее, организация вправе его выбрать.
Проводки по учету товаров и транспортных расходов имеют вид:
- Д41.1 К60 – отражена стоимость товаров по документам поставщика.
- Д19 К60 – выделен НДС, предъявленный поставщиком.
- Д41.1 К60 – отражена стоимость ТЗР.
- Д19 К60 – выделен НДС, относящийся к ТЗР.
Цена за единицу товара будет включать стоимость доставки.
Если получаемый товар имеет несколько различных партий, то затраты по доставке пропорционально распределяются по полученным партиям.
Пример:
Получены товары общей стоимостью 200 000 руб.:
- партия подушек в количестве 1000 шт. по 80 руб. за штуку, всего на 80 000,
- партия одеял в количестве 1000 шт. по 120 руб. за штуку, всего на 120 000.
Общая сумма транспортных расходов составила 20 000 руб.
Если организация включает ТЗР в стоимость товара, то необходимо рассчитать транспортные расходы, относящиеся к каждой партии. Для этого в отношении каждой партии необходимо умножить общую сумму ТЗР на стоимость партии и разделить на общую сумму транспортных затрат.
Расходы по доставке подушек = 20 000 * 80 000 / 200 000 = 8 000.
Стоимость подушек с учетом расходов по доставке = 88 000.
Цена единицы партии с ТЗР = 88 000 / 1000 шт. = 88.
Расходы на доставку одеял = 20 000 * 120 000 / 200 000 = 12 000.
Стоимость одеял с ТЗР = 132 000.
Цена единицы с ТЗР = 132 000 / 1000 шт. = 132.
Таким образом, подушки будут оприходованы по 88 000 руб., а одеяла по 132 000 руб.
★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг |
Транспортные расходы отражаются в составе расходов на продажу
В этом случае в бухгалтерском учете ТЗР отражаются отдельно на счете 44 «Расходы на продажу», для чего открывается отдельный субсчет (проводка по учету транспортных расходов Д44.ТР К60). О 44 счете читайте здесь.
В течение месяца транспортные затраты копятся по дебету 44 счета, в конце месяца накопленная сумма списывается пропорционально стоимости проданных товаров.
Пример:
В течение месяца организация получала товар от поставщика дважды:
- 1 партия: 1000 подушек по 80 руб. общей стоимостью 80 000, доставка 8 000 руб.
- 2 партия: 1000 подушек по 120 руб. общей стоимостью 120 000, доставка 12 000 руб.
Помимо этого, организация самостоятельно ездила к поставщику за подушками, приобрела 500 подушек по 80 руб. на 40 000. При этом ТЗР организации составили:
- расходы на бензин – 1000.
- зарплата водителя – 800.
- страховые взносы с зарплаты водителя – 240.
- амортизация автомобиля – 500.
Какие проводки необходимо отразить в бухгалтерском учете?
Проводки:
Таким образом, за месяц по дебету 44.ТР накопилась сумма ТЗР, равная 22540.
На счет 41.1 за месяц к учету приняты товары на сумму 240 000.
За месяц с 41 счета на продажу был списан товар на сумму 150 000.
Какую сумму ТЗР нужно списать в конце месяца со счета 44.ТР?
Предположим, что на начало месяца счет 44.ТР имел дебетовое сальдо 10 000, 41.1 имел дебетовое сальдо 80 000.
Дебетовое сальдо 44.ТР = начальное сальдо + оборот по дебету за месяц = 10 000 + 22 540 = 32 540.
Дебетовое сальдо 41.1 = 80 000 + 240 000 = 320 000.
В конце месяца с 44 счета нужно списать транспортные расходы:
ТЗР = 32540 * 150000 / 320000 = 15253.
Проводка по списанию транспортных расходов на продажу – Д90.2 К44.ТР.
Общая формула для списания транспортных расходов в конце месяца:
Мы рассмотрели два способа учета транспортных расходов в бухгалтерском учете: включать их в стоимость ТМЦ и включать в расходы на продажу. Руководство организации может выбрать для себя любой удобный способ учета ТЗР и закрепить свой выбор в учетной политике.
Учет транспортно-заготовительных расходов при продаже ТМЦ
Здесь возможны три варианта:
- покупатель забирает товар самостоятельно (самовывоз);
- доставка покупателю осуществляется за счет покупателя;
- доставка осуществляется за счет продавца.
В первых двух случаях организация – продавец затрат не несет, во втором случае ТЗР могут быть включены в цену продаваемых ТМЦ либо учтены отдельно на счете 44. В конце месяца накопленные за месяц транспортные расходы полностью списываются в дебет счета 90 (проводка Д90.2 К44).
Транспортные затраты при продаже товара
В данном случае могут рассматриваться всего три различных варианта:
- когда заказчик приезжает в компанию и забирает заказ самостоятельно;
- когда доставка заказанного товара происходит за счет получателя;
- когда доставку товара оплачивает продавец.
В двух первых случаях поставщик не несет никаких затрат, а в третьем случае продавец может стоимость доставки включать в стоимость товаров либо учитывать на отдельном листе.
В конце месяца вся накопленная сумма, затраченная на доставку списывается в дебет 90.
- Затраченные средства на доставку могут включать в расходы на продажу либо в стоимость товара.
- В первом случае ТЗР должны отражаться по счету дебета 41, во втором — по дебету 44, на отдельном листе.
- Когда учет ТЗР ведется отдельно, то они должны списываться пропорционально проданным товарам.
Распределение ТЗР при поставке нескольких видов материалов
Ситуация: как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством
Порядок распределения транспортных расходов в бухучете нормативными документами не регламентируется. Поэтому оптимальный метод организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).
Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.
Пример распределения ТЗР между разнородными материалами методом перевода всех единиц измерения к одной
В ООО «Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.
Для распределения транспортных расходов бухгалтер «Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг. Общий вес доставленных материалов равен:
60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.
Сумму транспортных расходов бухгалтер распределил следующим образом.
Транспортные расходы на доставку листового металла составили:
7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.
Транспортные расходы на доставку уголка металлического составили:
7000 руб. × 3000 кг : 9000 кг = 2333 руб.
Бухгалтерский и налоговый учет
Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:
- Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
- Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.
В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными. Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.
При раздельном учете стоимости перевозимых материальных ценностей и расходов по их транспортировке и заготовке возможны такие варианты:
- применение комбинации 15 и 16 счетов, последний из которых предназначается для фиксации стоимостных отклонений;
- путем введения в рабочий план счетов дополнительного субсчета к 10 или 41 счету для обозначения ТЗР;
- отнесением величины затрат к стоимости товаров, которая аккумулируется на 44 счете (это правило актуально для торговых организаций и может применяться только по отношению к товарам).
Списание осуществляется пропорционально стоимости материалов, переданных в производственные отделения. Например, ТЗР на протяжении месяца аккумулируются на 15 счете, по истечении каждого месячного интервала производится распределение расходов на использованные в производственных целях материалы (или по реализованным ценностям).
ВАЖНО! Предприятие может применять только один из указанных методов, выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике. В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе
В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:
В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе. В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:
- при полном отнесении напрямую на стоимость материалов расходы показываются в графе 2120;
- при ведении обособленного учета с последующим распределением – в ячейке под кодом 2120 или 2210.
Субъектам хозяйствования, которые уполномочены вести учет в упрощенном виде, предоставлено право включать весь объем ТЗР напрямую в затраты по обычным видам осуществляемой деятельности. Они могут отнести сразу на расходы не только сумму ТЗР, но и стоимость самих материалов. Правило распространяется и на ценности, которые предполагается использовать для административных нужд.
Налоговым учетом предусмотрено, как и бухгалтерским, два варианта действий:
- прямое зачисление величины ТЗР на стоимость перевозимых материальных ценностей;
- обособленное отражение операций по доставке.
В последнем случае сумма транспортно-заготовительных издержек накапливается в течение месяца, а по его завершении распределяется между отпущенными в производственные цеха товарами, реализованными изделиями и оставшимися на складах единицами. Для каждого номенклатурного наименования материалов расчет ТЗР осуществляется при помощи формулы:
ТЗР по отпущенным со склада ценностям = Стоимостная оценка выданных ценностей за рассматриваемый период * (ТЗР, которые были зафиксированы по отношению к остатку материалов на начало периода + Суммарное значение ТЗР за отчетный интервал) / (Стоимостная оценка материальных активов, выданных за отчетный срок + Стоимостное выражение остатков ценностей в расчете на конец периода).
Для целей налогового учета по товарам применяется метод единовременного отнесения ТЗР к прочим расходам (исключение делается только для транспортных издержек, образовавшихся в связи с доставкой до склада). Страховые затраты учитываются датой перечисления страховой премии, днем фактической уплаты включаются таможенные пошлины, а возмещения посредникам признаются датой подписания отчета или акта оказанных услуг.
Расчет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР)
Транспортно-заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.
В состав транспортно-заготовительных расходов входят:
— расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
— расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников; Примечание. Если работники организации, перечисленные в предыдущем абзаце, занимаются не только заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материалов, но и ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственной выработки и т.п., то допускается отнесение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата непосредственно на затраты на производство по соответствующим калькуляционным статьям накладных расходов;
— расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);
— наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
— плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
— плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
— расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
— стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;
— другие расходы.
Обычно Транспортно-заготовительные расходы составляют довольно ощутимую долю фактической себестоимости материалов.Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:
отнесения ТЗР на отдельный счет “Заготовление и приобретение материалов”, согласно расчетным документам поставщика;
отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету “Материалы”;
непосредственного (прямого) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.
Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.
Транспортно-заготовительные расходы учитываются по отдельным видам и (или) группам материалов. Примерная номенклатура транспортно-заготовительных расходов приведена в приложении 2 к настоящим Методическим указаниям. Если нет значительного различия в удельном весе ТЗР, а также в случаях невозможности их отнесения непосредственно по конкретным видам и (или) группам материалов (например: по расходам, связанным с содержанием заготовительно-складского аппарата, оплате услуг сторонних организаций и т.п.) допускается вести учет ТЗР в целом по субсчету к счету “Материалы” или в целом по счету “Заготовление и приобретение материалов”.
При применении метода учета ТЗР путем присоединения указанных расходов к счету “Заготовление и приобретение материалов” в состав отклонения в стоимости материалов (разницы между фактической себестоимостью приобретаемых материалов и их учетной ценой) входит сумма ТЗР и разница между стоимостью материала по договорной цене и его учетной ценой.
Счета, типовые корреспонденции
Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета. В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете. Следующим шагом будет перенесение их стоимости на 10 счет (сумма выражается в размере плановой цены). Завершающим этапом станет списание ТЗР на 20 счет с последующим выведением плановой себестоимости и отклонения ее от факта.
ВАЖНО!
Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете. Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций
Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией
Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций. Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией.
Типовые проводки, которыми отражается приобретение материальных ценностей и величина ТЗР у предпринимателей на УСН:
- Д10 – К60 – обозначение факта покупки определенных изделий;
- Д20 – К60 – фиксация суммы ТЗР;
- Д20 – К70 – учтен заработок сотрудника, который участвовал в транспортировке;
- Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.
Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:
- Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
- Д19 – К60 – принят к учету НДС;
- Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
- Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
- Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.
При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета. На дополнительном аналитическом субсчете 10.1.1 обозначается цена доставки, проводка имеет вид Д10.1.1 – К60.
Service Temporarily Unavailable
Право же выбора между двумя вариантами учета предоставляет бухгалтеру пункт 4 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Напомним, он гласит, что налогоплательщик самостоятельно решает, как учесть истраченные средства, если их с равными основаниями можно отнести к нескольким видам расходов.
Очевидно, что для фирмы выгоднее первый вариант: транспортные расходы будут учтены при расчете налога еще до реализации продукции, которая изготовлена из импортных материалов. Но если указанные расходы составляют незначительную часть материальных расходов, бухгалтеру имеет смысл позаботиться о том, чтобы налоговая и бухгалтерская стоимость материалов оказались равными.
В любом случае в бухгалтерском учете в уменьшение выручки, то есть в дебет счета 90 «Продажи», относят не всю сумму ТЗР, а лишь ту ее часть, которая приходится на реализованную продукцию. Поэтому избежать временных разниц по материальным расходам можно только одним способом: включить ТЗР в бухгалтерскую и налоговую стоимость материалов. Учет же ТЗР на счете 15 или на отдельном субсчете к счету 10 только осложнит работу бухгалтера. Также не стоит пользоваться «льготой», предусмотренной пунктом 88 Методических указаний. Ведь в налоговом учете нельзя распределять всю сумму транспортно-загото-вительных расходов между «незавершенкой», готовой и реализованной продукцией.
Списание по средней стоимости
Средняя себестоимость МПЗ вычисляется по каждому виду материалов как результат деления общей себестоимости на количество. Определять среднюю себестоимость можно с помощью:
- Взвешенной оценки — стоимость рассчитывается за установленный период, списание производится только в количественном виде ;
- Скользящей оценки — определении стоимости для каждой партии запасов, при списании учитываются и количественные показатели, и стоимостные.
Пример
Швейное предприятие ООО «Иголка» для выпуска одного вида изделия использует два вида ткани — основную и подкладочную. При списании используется скользящий метод расчета средней себестоимости:
- 01.07.2016г. ООО «Иголка» получило заказ на изготовление партии этого изделия.
- Остатки основной ткани на 01.07.2016г. — 50м, сумма 10 000 руб.; остатки подкладки — 50м, сумма 5 000 руб.
- Работа над заказом начата 02.07.2016г., в процессе работы в производство ежедневно передается 30м основы и 25м — подкладки.
- 03.07.2016г. на склад закуплено 100м основной ткани за 24 000 руб.
- 04.07.2016г. закуплена подкладочная ткань — 100м за 11 000 руб.
Проводки по ежедневному списанию материалов в производство:
Дата | Дт | Кт | Описание операции | Сумма, руб. | Документ основание |
02.07.2016 | 20 | 10 | Списана стоимость основной ткани (10 000/50*30) | 6 000 | Требование-накладная, бухгалтерская справка-расчет |
20 | 10 | Списана стоимость подкладки (5 000/50*25) | 2 500 | ||
03.07.2016 | 20 | 10 | Отражено списание основной ткани(((4 000+24 000)/(20+100))*30) | 7 000 | |
20 | 10 | Отражено списание подкладки (5 000/50*25) | 2 500 | ||
04.07.2016 | 20 | 10 | Списание стоимости основы (233,33 * 30) | 7 000 | |
20 | 10 | Списание стоимости подкладки (11 000/100*25) | 2 750 |
Метод списания по средней наиболее распространен, так как удобен для большинства предприятий.
Что включают в себя транспортные расходы?
Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:
- Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
- Траты на доставку продукции клиентам.
- Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).
Транспортные расходы могут быть очень большими
В этом случае они немедленно привлекают к себе внимание управляющего состава компании, налоговых органов. Поэтому бухгалтеру нужно уделять время именно учету трат, связанных с транспортировкой
ВАЖНО! Обычно затраты на перевозку включаются в стоимость итоговой продукции. Если менеджерский состав принимает решение о снижении стоимости товаров, то имеет смысл оптимизировать транспортные расходы
Выполняется этот процесс на основании информации о тратах, которую можно получить из бухучета. Все данные тщательно анализируются, после чего принимается решение об исключении некоторых источников трат.
К примеру, предприятие содержит собственный автопарк, но машины используются относительно редко. Однако их редкая эксплуатация не исключает сопутствующие траты. Поэтому менеджер принимает решение о расформировании автопарка. Доставка продукции будет осуществляться по договору со сторонней компанией.