Выездная налоговая проверка: алгоритмы и порядок действий

Процедура проверки и её особенности

Сама процедура мероприятия также имеет чёткую структуру, однако может варьироваться в зависимости от объёмов проводимых операций.

После получения уведомления в установленные сроки проверяемое лицо обязано представить перечень документов, требуемых налоговой. Как правило, в него входит: первичная документация по товарам и активам предприятия или индивидуального предпринимателя; бухгалтерская отчётность; список имущества, находящегося на балансе; сведения о заключённых за подотчётный период (не более 3 лет до момента назначения проверки) имущественных и финансовых сделок и т.д. Также может быть проведена инвентаризация складов для сверки фактических данных с указанными в документах.

После получения требуемых документов в указанные сроки осуществляется сама проверка на месте. Уполномоченные лица имеют право находиться на территории предприятия всё это время.  Последняя стадия – это составление акта проверки и его вручение проверяемому лицу. В акте указываются все обнаруженные правонарушения и сроки их ликвидации.

Однако у гражданина есть право оспорить или опротестовать часть положений или акт в целом. В таком случае в течение 10 дней следует написать заявление, которое будет рассматриваться руководством территориального налогового органа. Далее принимается решение о подтверждении решения ФНС либо его аннулировании. Если же и этот вердикт не устраивает проверяемого, он может обжаловать его в суде.

Указание в декларации заведомо ложных сведений

Ещё одно уголовно наказуемое налоговое преступление, которое может совершить юридическое лицо, описывается в статье 199 УК РФ как «включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений». Под словосочетанием «такие документы» в данном случае подразумеваются те документы, которые служат обоснованием для исчисления и уплаты налогов.

Чтобы вы лучше понимали, указание каких ложных сведений может привести к привлечению юридического лица к уголовной ответственности, проиллюстрируем данный вид налоговых преступлений примером из судебной практики.

Пример #2: постановление Президиума Верховного суда республики Татарстан от 3 мая 2017 года № 44-Г-60.

В ходе судебного разбирательства был доказан факт составления руководителем организации фиктивных договоров, на основе которых составлялись счета-фактуры и другие документы бухгалтерского учёта. После этого заведомо ложные сведения из этих документов указывались в налоговых декларациях по НДС и налогу на прибыль.

Важное значение в этом деле имел сам факт умышленного составления фиктивных договоров. Ведь очевидно, что лицо, составлявшее такие документы, вряд ли могло не знать, что это повлечёт за собой указание в декларациях ложных сведений

И как следствие – неуплату налогов.

Итог: привлечение руководителя организации к уголовной ответственности.

Риски, связанные с налоговыми проверками

Самый большой риск в результате проведенных налоговых проверок – это доначисление налогов, и применение штрафных санкций. Причем с каждым годом инспекторы все больше и больше «преуспевают» в этом плане, доначисляя все больше и больше. При этом наметилась стойкая тенденция к возрастанию камеральных проверок и большего доначисления сумм в результате их проведения.

Все чаще проводятся комплексные проверки взаимозависимых компаний. В этом случае инспекторы имеют возможность проанализировать сделки между зависимыми контрагентами, выявить дробление бизнеса, в том числе проведенное с целью остаться на упрощенной системе налогообложения.

Особое внимание налоговиков – проверка сделок с фирмами-однодневками. Некоторые инспекторы не утруждают себя запросами пояснений налогоплательщиков – они сразу требуют убрать расходы и вычеты, если контрагент числится в базе однодневок.

Если какой-то фирме удалось все-таки избежать доначислений, считается, что он «счастливчик» поскольку более 95% выездных проверок – результативные. Вопрос только в доначисленной сумме.

Виды налоговых проверок

Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в процессе хозяйственной деятельности сталкивается с необходимостью проведения у них налоговой проверки. Решение этого вопроса для налогоплательщика усложняется постоянно меняющейся и по свой сути сложной нормативной базой, касающейся уплаты налогов, а также тяжелым бременем финансовых (штрафных) санкций за нарушение налогового законодательства.

Значительно уменьшить возможные негативные последствия налоговых проверок можно с помощью квалифицированного юриста, своевременно обратившись к нему за помощью.

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) выделяет 2 вида проверок:

Камеральную. При ее проведении налоговый инспектор не выезжает к плательщику налога, а проводит проверку по месту нахождения налогового органа. Она проводится в течение 3-х месяцев со дня предоставления декларации. При этом разрешения руководителя территориального органа фискальной службы не нужно. В случае необходимости (по требованию проверяющего инспектора), плательщик налогов дает пояснения

При обнаружении правонарушений составляется акт установленной формы.

Важно знать!

Камеральная проверка не проводится за тот период, в котором велся налоговый мониторинг. Исключения из этого предусмотрены ст

88 НК РФ.

Выездную. В отличие от камеральной, этот вид проверки предусматривает обязательное наличие решения руководителя местного налогового органа (или его заместителя). Проводится она по месту нахождения плательщика налогов. Правда, и здесь есть исключения, например, если налоговому инспектору не предоставляется помещение, такая проверка проводится в налоговом органе. Цель – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. Проверяемый период не может превышать трех календарных лет, не считая года, в котором вынесено решение.

Если предприятие реорганизуется или ликвидируется, проверка может проводиться независимо от того, когда проводилась предыдущая проверка. При определенных обстоятельствах возможна даже выемка документов у налогоплательщика.

Где принимать проверку

Конечно, как и любая ревизия, проверка ИФНС тормозит работу компании. Поэтому подумайте где лучше ее пережить: в офисе или привезти документы в инспекцию.

На мой взгляд, в инспекцию лучше: инспектор не будет поражать вас внезапностью своих вопросов: будет время подготовить документы на запросы, не отвечать на вопросы без подготовки, перенести все общение на бумагу: требование – ответ с приложением документов, еще требование — еще ответ с приложением документов.

Документы по требованиям представляйте, но вяло и очень осмотрительно. Помните, что срок проверки ограничен.

Одни мои партнеры при проверке привозили в налоговую тома с документами, которые не влекли никаких вопросов, но загружали кабинет инспектора: договоры займа, акты передачи векселей, выписки банка. Голова кругом, горы бумаг, — а доказательств нарушений не найдено.

Проверка на то и выездная, что инспектор приходит к вам. Но вы можете обратиться к руководителю налоговой с просьбой провести ее в инспекции в связи с отсутствием возможности проведения проверки в офисе. Главное-хорошо мотивировать свою просьбу. Аргументы должны быть существенны, так как ваша просьба может быть отклонена.

Можно затеять ремонт в помещении, сослаться на карантин работников или создать тесноту – переехать всем в одну комнату. Инспектор вправе убедиться на месте в отсутствии такой возможности и приехать на осмотр. Неудобств ему тоже не хочется и ,возможно, он обоснует своему руководству целесообразность проведения проверки на своем рабочем месте в инспекции.

Но если с вами не согласятся, тоже не стоит расстраиваться! Принимайте проверяющих у себя.

Юридическое сопровождение налоговых проверок: почему это необходимо?

Любая компания, которая проходила проверку налоговиков, знает, что это серьезное мероприятие, поскольку штрафные санкции могут быть применены в размере сумм с шестью нулями и выше. Поэтому к ней следует подходить комплексно. Готовиться нужно не только финансово-экономическому отделу компании. Необходимо также побеспокоиться о юридической поддержке и защите. Скорее всего, по результатам проверки придется отстаивать свои интересы в налоговых органах путем обжалования вынесенных решений или даже в суде. Кстати, оба варианта защиты своих прав имеют положительные и отрицательные стороны. Основным «плюсом» обжалования решений в административном порядке является более короткий срок рассмотрения жалобы, огромным «минусом» – влияние «корпоративной этики» на принятие объективного, непредвзятого решения.

Не стоит забывать, что акты налоговиков могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган. Есть и исключительные случаи, например, если решение по жалобе не принято в течение одного месяца со дня поступления жалобы (п.6 ст.140 НК РФ).

При определенных обстоятельствах есть риск возбуждения уголовного дела в отношении руководителей, иных должностных лиц компании по статье по статье 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов.

Не останутся без внимания и факты неисполнения обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (ст. 199.2 УК РФ). Санкции этих статей предусматривают различные наказания, вплоть до лишения свободы сроком до 7 лет.

Во избежание негативных последствий по результатам налоговых проверок (или минимизации негативных последствий), в том числе в вопросе привлечения к уголовной ответственности должностных лиц предприятия, правовое сопровождение целесообразно доверить лучшим, которые имеют глубокие познания в области налогового, административного и уголовного права, а также практический опыт работы.

Общие положения о проверке по жалобе работника

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы, в том числе на место нахождения исполнительного органа (см. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29.09.2011).

В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:

  • удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;
  • провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294). 

Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.

Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня. Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.

Стоит принять во внимание, что жалоба работника не может быть отозвана, так как данная процедура не предусмотрена законодательством. Даже в случае получения заявления об этом ГИТ обязана будет рассмотреть жалобу по существу. 

Уклонение от уплаты налогов

Уклоняться от уплаты налогов можно по-разному:

  • путём непредставления в налоговый орган деклараций и других налоговых документов;

  • путём указания в декларации или другой налоговой документации заведомо ложных сведений.

Но не каждое правонарушение, описанное выше, законодательно рассматривается как налоговое преступление. В статье 199 УК РФ это описано как «уклонение, совершённое в крупном размере». Но что это значит?

«Крупный размер» недоимки для юридического лица – это сумма неуплаченных налогов, которая за три последовательных финансовых года превысила пять миллионов рублей. Причём доля неуплаченных налогов должна превышать 25% от суммы налога, которая подлежит к уплате. Но даже если это условие не соблюдено, недоимка в более чем пятнадцать миллионов рублей будет рассматриваться как налоговое преступление.

Есть также понятие «особо крупный размер». Под ним подразумевают сумму, которая за три последовательных финансовых года превысила пятнадцать миллионов рублей. Здесь тоже есть условие: либо доля неуплаченных в бюджет налогов составляет более 50% от суммы, которая подлежит к уплате, либо размер выявленной недоимки превышает сорок пять миллионов рублей.

Теперь подробнее остановимся на каждом виде уклонения от уплаты налогов и посмотрим, как привлечение к ответственности за это преступление выглядит на практике.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Поэтапный порядок проведения выездной проверки излагается в Письме ФНС № АС-4-2/13622. Согласно документу обнаружение в процессе фактов совершения правонарушений, не относящихся к налоговой сфере, накладывает на сотрудников ФНС обязанности по донесению их в прочие контролирующие и/или правоохранительные органы.

При осуществлении проверки задействуются не только сотрудники налогового ведомства, но и представители проверяемой стороны. Все лица участвующие лица, включены в три основные группы:

  • Представители контролирующего органа, осуществляющего действия по налоговой проверке.
  • Лица, чья деятельность подвергается рассмотрению.
  • Специалисты, которых привлекают к ряду проверочных действий со стороны. Это могут быть всевозможные эксперты, экономисты и пр.

Все действия, совершаемые сотрудниками ФНС в ходе проверки, можно условно разделить на следующие группы, приведенных в таблице №1:

Используемый методХарактеристики
Выборочная проверкаДля анализа захватывают документы выборочно по отдельным периодам. Цель – выявление систематических нарушений
Сплошная проверкаПросмотр всей финансовой документации за установленный налоговый период. Наиболее часто используемый метод
Тематическая проверкаАнализ документации, касающейся расчета и выплаты отдельных видов налогов.
Комплексная проверкаРассмотрение документации по всем группам налогов, вносимых предприятием

В проведении выездной проверки можно выделить несколько основных этапов:

  1. Принятие решения о проведении, визирование его начальником налогового подразделения или его заместителем.
  2. Ознакомление с решением представителей предприятия, в котором будет осуществлена проверка. Обсуждение организационных вопросов с руководством и главным бухгалтером фирмы.
  3. Анализ представляемой финансовой документации.

В ходе процедуры сотрудниками ФНС могут быть предприняты следующие действия:

  • Проведение инвентаризации.
  • Осуществление осмотра.
  • Истребование финансовой и организационной документации.
  • Выемка представленных документов.
  • Проведение экспертизы с целью получения экспертного заключения.
  • Опрос причастных лиц.

Завершающим этапом становится оформление Акта по итогам проверки. Для его формирования сотрудникам ФНС отводится два месяца после завершения всех проверочных действий. В документе могут быть зафиксированы следующие нарушения:

  • Несоблюдение сроков постановки на налоговый учет.
  • Несоблюдение сроков предоставления отчетности по открытию и закрытию банковских счетов.
  • Все нарушения, связанные с предоставлением налоговой декларации.
  • Невнесение всей суммы в качестве налоговых сборов.
  • Не предоставление финансовой документации по запросу ФНС.

Ознакомление с документом проверяемого лица обязательно. После составления он должен быть в течение пяти рабочих дней предоставлен под роспись. Проверяемому дается право подать письменные возражения в ФНС в течение месяца после получения Акта.

Большинство нарушений, выявляемых выездной проверкой, связаны с неправильным ведением финансовой документации: от ошибок в реквизитах до погрешности при арифметических расчетах. По результатам руководство отделения ФНС принимает решение о привлечении к налоговой ответственности проверяемого лица.

Задача налогового адвоката № 2: подготовить свидетелей к допросам

Из документов инспекция знает, какой товар поставлялся, откуда и куда, кто его перевозил на каком автомобиле, кто был продавцом, а кто водителем, кто подписывал договор со стороны продавца и т.д. Всех людей, причастных к этой сделке, налоговая будет допрашивать как свидетелей. Кто эти люди:

  • директора обеих компаний;
  • менеджер покупателя, который искал, у какой бы компании купить кирпич и нашёл «Альфу»;
  • менеджер Альфы;
  • сотрудники склада Альфы, которые занимались отгрузкой кирпича;
  • сотрудники базы/склада/стройплощадки, куда кирпич был доставлен (завсклада, кладовщик);
  • прораб, который строил из этого кирпича какие-либо сооружения, если из этого кирпича что-либо строилась. Если не строилось, то вопрос, где кирпич;
  • сторож или сотрудник охраны на объекте заказчика, который открывал ворота транспорту, который привёз кирпич на базу склада или стройплощадку и сделал соответствующую запись в журнале;
  • и, возможно, один из самых интересных для налоговой персонажей — водитель, который кирпич перевозил.

Что нужно налоговой от этих людей? Информация, причём информация, противоречащая тем данным, которые налоговая получила, изучая договор и первичные документы. Иными словами, налоговой нужны противоречия и нестыковки между показаниями свидетелей и первичными документами. Это позволит оспорить сделку.

Если хотя бы часть из указанных выше персонажей ответят на вопросы налоговой недостаточно четко, или вообще не сможет ответить, или что-то перепутает, то налоговая сделает вывод, что сделки на самом деле не было.

Разумеется, разным «действующим лицам» будут задаваться разные вопросы. Например, у менеджера в числе прочего спросят, каким образом он искал продавца, кто согласовывал с продавцом условия договора, кто согласовывал объем поставки и т.д.

У сторожа спросят, приезжал ли грузовой транспорт с кирпичом на базу/склад, попросят предъявить соответствующие записи в журнале.

У водителя спросят, откуда и куда он вёз товар, на каком автомобиле он это делал, кто выдавал товарно-транспортные накладные, в какой момент и так далее.

У заведующего складом спросят, знает ли он поставщика «Альфа», привозился ли на склад кирпич, кто его привозил, каким образом этот кирпич оприходовался, что происходило с кирпичом дальше, как он перед продавался или использовался в собственном строительстве и так далее.

Что делает налоговый адвокат? Фактически инспекция может проверить деятельность компании за 3 года, предшествующие году назначения проверки. Совершенно естественно, если за 3-4 года, которые прошли со времени оформления сделки, сотрудники что-то забудут. У водителя может быть по несколько маршрутов за один день из одной компании в другую. Он уже сто раз забыл про кирпич из компании «Альфа».

Но проблема в том, что даже самая естественная и нормальная забывчивость будет истолкована инспекцией как доказательство того, что с товаром никто не соприкасался, значит его не было, и поэтому сделка фиктивна. Какие в связи с этим задачи стоят перед налоговым адвокатом? Он должен:

  • понять, кто может быть свидетелем по сделке с компанией «Альфа»;
  • подготовить этих людей к допросу, то есть провести работу, чтобы эти люди освежили в памяти детали этой сделки и были готовы ответить налоговой на десятки вопросов.

Подготовка свидетелей запросу проходит с учётом того, какую функцию они выполняли. Инспекция будет задавать директору одни вопросы, менеджеру другие, водителю третьи. Адвокат должен предусмотреть эти вопросы.

Подготовка офиса

Наведите порядок на столах и в сейфах

Унесите к себе домой чужие печати и штампы, флэшки, пластиковые карты, фирменные бланки других предприятий, в том числе уже ликвидированных и другие компрометирующие штуки. Не давайте инспектору повода для лишних вопросов, ненужных размышлений и дополнительных исследований.

Позаботьтесь о резервном копировании

На всякий случай. Изъятие компьютеров проверяющие используют в редких обостренных случаях. Это может повлечь невосполнимую потерю ценной информации. Поэтому, лучше заранее перенесите важные для работы данные на удаленный сервер.

Приготовьте компьютер для инспектора

Удалите в нем всю информацию кроме бухгалтерской базы за период проверки.

Стоит подчистить компьютеры и других сотрудников — убрать лишние базы данных, сомнительную переписку.

Приготовьтесь распечатать налоговые регистры или расшифровки по требованию инспектора.

Запрашиваемую информацию вы можете представлять и в электронном виде.

Никогда не сажайте инспектора за свой компьютер, не водите логин и пароль, исключите малейшую возможность «серфить» по вашему личному виртуальному миру.

Приготовьте инспектору рабочее место

Не в бухгалтерии точно, куда может случайно влететь эмоциональный менеджер по продажам или шумный водитель. Хорошо если это отдельная комната. Или переговорная.

Приготовьте чай, кофе, конфетки. Продумайте куда и с кем инспектор будет ходить на обед. Предлагайте подвозить до дома после окончания рабочего дня. Не стоит создавать атмосферу отчуждения

Внимание, добрая шутка помогут разрядить ревизионную напряженность и скованность

Инструктаж персонала

Все вопросы только через координатора

Назначьте вашего представителя для взаимодействия с инспектором. Это может быть налоговый юрист, главный бухгалтер или финансовый директор. Понимающий правила проведения проверки и знающий все риски бизнеса. Именно этот ответственный за проверку будет реагировать на требования о представлении документов, передавать их инспектору, выслушивать вопросы и давать ответы.

Все дополнительные действия инспектора ( осмотры, выемки. инвентаризации, допросы) тоже должны проходить под его четким контролем.

Проведите инструктаж со всем коллективом

Реагировать на просьбы, уговоры, указания инспектора – только единым способом — направить к координатору. Никаких ответов без согласования с ним. Никакой самодеятельности. Это правильно.

О любых обращениях инспектора, устных и письменных,- например, вручение уведомления о вызове на допрос,- все без исключения сотрудники обязаны незамедлительно сообщить ответственному за проверку.

Настройте себя и коллектив на правильный тон

Настроиться очень важно. Рассматривайте общение с проверяющими как вид деловых переговоров

Не стоит развязывать маленькую войну с инспектором. Но и задушевные разговоры с проверяющими в курилках стоит исключить. Это один из способов сбора информации.

Налоговая проверка на выезде: что это и как работает?

Несомненно, основной объект интереса налоговой проверки – правильность исчисления налогов, своевременная уплата денег в бюджет. Проверяющие из ФНС не должны интересоваться посторонними делами организации, находящимися вне рамок их сферы интересов и компетенции.

Исключения минимальны:

  • Если компания занимается воплощением в жизнь регионального инвестиционного проекта.
  • В случаях, когда налогоплательщик использует специальный режим налогообложения (это отражено в главах от 26.1 по 26.5 НК). В этом случае нужно быть готовым к тому, что контролеры займутся всеми сборами и налогами, проведут доскональную ревизию всего массива финансовых и бухгалтерских документов без исключения.

Юридически право назначить проверку имеется только у руководителя налогового органа по месту работы организации, действует территориальный принцип (п.2 ст. 89 НК). Есть небольшие исключения, касающиеся крупных компаний или организаций, которые имеют сеть удаленных филиалов, подразделений. Если это так, то инициировать проверку вправе налоговый орган, который осуществил постановку организации на учет, даже если он территориально расположен в другом регионе.

Начало работы налоговиков

Непрошенные визитёры обязаны сразу же, «с порога», предъявить директору организации официальное решение о проведении выездной налоговой проверки. В официальной бумаге должны содержаться как полное, так и сокращенное название компании, если действия осуществляются с ИП – его ФИО. Далее в решении должна содержаться информация о предмете проверки и о периоде, который будет подвергаться контролю. Обязательно наличие сведений о проверяющих: указываются ФИО сотрудников, занимаемые ими должности.

После предъявления решения и ознакомления с ним директора организации обычно проводится собеседование как с руководством, так и с другими лицами, отвечающим за налоги – заместителями, финансистами, главным бухгалтером. Уклоняться от разговора – глупая тактика, стоит подумать, как установить контакт и наладить сотрудничество, но в рамках корпоративного этикета и правил.

Стандартные процедуры, используемые в процессе налоговой проверки

Вероятно, для начала проверяющие захотят воочию познакомиться с основными правоустанавливающими документами, на базе которых организация осуществляет свою деятельность. Это свидетельство о регистрации и постановке на учет в налоговой, устав, лицензии, учредительные документы, приказы о назначении должностных лиц, документы прав собственности на недвижимость и землю.

Выездная налоговая проверка в 95% случаев сопровождается инвентаризацией, что помогает налоговикам оценить движение товарно-материальных ценностей и так собрать ценные сведения о хозяйственной деятельности проверяемой фирмы. Сотрудники налоговой имеют полное право подвергать осмотру офисные комнаты (не путать с обыском – это совсем иное процессуальное действие), посещать склады, цеха, торговые залы, подсобки и задавать при этом неожиданные вопросы. Нельзя запрещать им посещать те или иные площади, препятствовать этому, но стоит обязательно отрядить парочку сотрудников в роли свидетелей или понятых – на случай составления Акта осмотра.

Согласно статьям 93 и 93.1 НК налоговые органы имеют право истребовать любые документы, касающиеся финансово-хозяйственной сферы деятельности компании. Если налоговики опасаются намеренного утаивания бумаг либо их сокрытия с целью уничтожения или тайного внесения в них изменений, сотрудники налоговой вправе произвести выемку, но только в дневное время.

Иногда для установления истины налоговые органы прибегают к экспертизам документов (ст. 95), в крайнем случае – к допросу свидетелей (вовсе необязательно сотрудников проверяемой компании).

Что может делать ФНС во время налоговой проверки?

Перечислим излюбленные мероприятия налоговой, которые помогают ей доказывать необоснованную налоговую выгоду.

Истребование всех документов по взаимоотношениям с контрагентами за проверяемый период. Сюда входит: договоры, счета-фактуры, документы, подтверждающие транспортную логистику,акты, накладные, УПД, документы подтверждающие должную осмотрительность и т.д.

Истребуются и анализируются документы и информация, послужившая основанием для выбора контрагента:

  • сведения о сотрудниках проверяемого налогоплательщика и контрагента с указанием ФИО и телефонов, осуществлявших поиск контрагента, участвующих в переговорах, заключении договора и его исполнении;
  • сведения о производителе (импортере) товара, закупаемого у спорных поставщиков;
  • информацию и документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора поставщиков (подрядчиков);
  • информацию об источнике о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информацию о ранее выполняемых работах поставщика, результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг);
  • документальное и экономическое обоснование выбора конкретного поставщика, информация о его деловой репутации, подтверждающей возможность выполнения взятых на себя договорных обязательств;
  • деловая переписка и т.д.

Встречная налоговая проверка контрагентов. У налогоплательщика запрашивают документы по контрагенту, а у контрагента — по налогоплательщику. Информация должна быть «зеркальной», противоречий быть не должно, иначе у ФНС будут вопросы.

Допросы. Причём допрашивают не только нынешних работников, но и уже уволенных. Которые могут «иметь зуб» на работодателя и стать источником очень интересной для ФНС информации. Осмотрительные налогоплательщики готовят своих сотрудников к допросам.

Осмотр и выемка документов. Если у компании нет электронных копий документации, то выемка может парализовать всю работу. Осмотры могут сопровождаться инвентаризацией, например, когда нужно сверить количество товара на складе с количеством, отражённым в учёте. Рекомендация – хранить все документы в электронной базе, чтобы компания не оказалась парализована.

Анализ IP-адресов. ФНС проверяет, с каких IP-адресов налогоплательщик и его контрагенты направляют информацию в банки и саму ФНС. Если IP-адреса совпадают, то это свидетельствует об аффилированности и о том, что контрагенты реальную деятельность не вели, что эти контрагенты существуют только на бумаге.

И это ещё не всё.

Сколько хранить документы

Буквально в прошлом году было опубликовано письмо Минфина на эту тему (от 23.03.2016 №03-02-08/16273). Коротко о том, что пишет Минфин в этом письме:

  • в данном документе речь идет о хранении первички, связанной с исчислением и уплатой налогов;
  • в связи с этим, чиновники, ссылаясь на пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, говорят о необходимости хранения таких документов в течение не менее четырех лет;
  • при этом речь идет не только о документах, хранящихся на бумажном носителе, но и об электронных;
  • также в части порядка хранения (уничтожения) документов, чиновники ссылаются на Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные Приказом Минкультуры России от 31.03.2015 №526.

Отключить

Основные из специальных сроков хранения документов приведены в таблице.

Вид документа

Срок хранения

Документы, используемые для целей налогообложения, в т. ч. первичные документы и счета-фактуры Четыре года после окончания налогового периода, в котором документ последний раз использовался для исчисления налога и составления налоговой отчетности (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ, Письма Минфина от 02.03.2015 №03-02-08/10499, от 22.07.2013 №03-02-07/2/28610, от 30.03.2012 №03-11-11/104, Информация Минфина №ПЗ-13/2015 (п. 2)).

Например, документы по основным средствам надо хранить в течение четырех лет, следующих за годом, в котором ОС будет:

  • или полностью самортизировано (письмо Минфина от 12.02.2016 №03-03-06/1/7604);
  • или ликвидировано;
  • или продано. Если ОС продано с убытком, то документы по нему надо хранить в течение четырех лет, следующих за годом, в котором такой убыток был полностью включен в расходы для целей налогообложения.
Регистры налогового учета и налоговая отчетность (декларации, расчеты авансовых платежей, справки 2-НДФЛ и т.п.) Пять лет после окончания периода, за который они составлены (ст. ст. 382, 392, 394, 396 Перечня, утв. Приказом Минкультуры от 25.08.2010 №558).
Документы, используемые для начисления и уплаты страховых взносов (расчетно-платежные (форма N Т-49), расчетные (форма N Т-51) и платежные (форма N Т-53) ведомости, кассовые и банковские документы по выплатам работникам, больничные, платежные поручения на перечисление взносов, расчеты по страховым взносам и т.п.) Шесть лет после окончания года, в котором документ последний раз использовался для начисления страховых взносов и составления отчетности по ним (пп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).
Документы по личному составу (т.е. документы, отражающие трудовые отношения), в т.ч. трудовые договоры, личные карточки (форма N Т-2), лицевые счета (форма N Т-54) работников, приказы и распоряжения о приеме на работу, переводе, увольнении, премировании и т.п. Документы, созданные (п. 3 ст. 3, п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 22.1 Закона об архивном деле):

  • до 2003 г., хранятся 75 лет со дня создания;
  • в 2003 г. и позже – 50 лет со дня создания.
Кассовые документы на выдачу зарплаты (в т.ч. расчетно-платежные (форма N Т-49) и платежные (форма N Т-53) ведомости) Пять лет после окончания года, в котором составлен документ (ст. 412, п. 1.4 Перечня).

Но при отсутствии лицевых счетов (форма N Т-54) за этот год кассовые документы на выдачу зарплаты, созданные (п. 3 ст. 3, п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 22.1 Закона об архивном деле):

  • до 2003 г., хранятся 75 лет со дня создания;
  • в 2003 г. и позже – 50 лет со дня создания.
Табели (графики), журналы учета рабочего времени Пять лет после окончания года, в котором они составлены (ст. 586, п. 1.4 Перечня).

Но при отражении в документах по учету рабочего времени периодов работы во вредных или опасных условиях труда они хранятся (п. 3 ст. 3, п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 22.1 Закона об архивном деле):

  • если созданы до 2003 г. – 75 лет со дня создания;
  • если созданы в 2003 г. и позже – 50 лет со дня создания.

Отключить

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector