Постановка на учет объектов НВОС

Содержание заявления

Содержание заявления установлено Приказом Минприроды №554 от 23 декабря 2015 года. Это следующая информация:

  • Данные о ЮЛ и ИП, которые эксплуатируют НВОС.
  • Информация об объекте.
  • Данные о том, как именно объект оказывает влияние на среду.
  • Информация о разрешительных бумагах, которые получены для осуществления вредной деятельности.
  • Данные о декларациях, касающихся платежей за НВОС.
  • Сведения о мерах, которые принимаются предпринимателем для охраны природы.
  • Данные об итогах экологических мер.

Рекомендуется составлять заявку по образцу. Если в заявлении не будет всех требуемых сведений, оно будет отклонено. Предпринимателю придется составлять заявку заново. Все это – трата времени. Возникает риск того, что компания не успеет зарегистрировать объект в сроки.

Об уровне поднадзорности

4. Осуществление лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами является одним из критериев отнесения объектов к объектам НВОС, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 г. № 903 (далее — Критерии № 903).

Отсутствие оснований для постановки объекта хозяйственной деятельности на государственный учет в соответствии с Критериями № 1029 не отменяет необходимости осуществления федерального государственного экологического надзора в отношении юридического лица, осуществляющего лицензируемую деятельность по обращению с отходами.

Следует принимать во внимание, что данные критерии применяются прежде всего для учета объектов НВОС. Росприроднадзор активно взаимодействует с Минприроды России по внесению изменений в действующее законодательство, учитывая, что работа по ведению государственного реестра объектов НВОС будет продолжаться в последующие годы, в том числе в связи с постановкой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями новых вводимых в эксплуатацию объектов НВОС на государственный учет, а также в связи с актуализацией сведений об объектах

Росприроднадзор активно взаимодействует с Минприроды России по внесению изменений в действующее законодательство, учитывая, что работа по ведению государственного реестра объектов НВОС будет продолжаться в последующие годы, в том числе в связи с постановкой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями новых вводимых в эксплуатацию объектов НВОС на государственный учет, а также в связи с актуализацией сведений об объектах.

5. Учитывая, что постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» имеет большую юридическую силу, чем приказы Минприроды России об утверждении перечней объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при определении органа исполнительной власти, уполномоченного на постановку на учет объектов НВОС, необходимо руководствоваться данным постановлением.

В связи с этим сведения об объектах НВОС, соответствующих Критериям № 903 и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, но эксплуатируемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, не включенными в перечни, утвержденные приказами Минприроды России, должны включаться в федеральный государственный реестр объектов НВОС.

Необходимо обратить внимание региональных органов на обратную ситуацию — для того, чтобы объекты НВОС, соответствующие Критериям № 903 и подлежащие ФГЭН, не остались в региональном реестре. 6

Обмен заявками между территориальными органами Росприроднадзора и региональными органами (и наоборот) должен осуществляться строго в соответствии с пунктами 21 и 22 Правил в электронном виде с использованием ГИС (в течение 5 рабочих дней со дня регистрации с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации)

6. Обмен заявками между территориальными органами Росприроднадзора и региональными органами (и наоборот) должен осуществляться строго в соответствии с пунктами 21 и 22 Правил в электронном виде с использованием ГИС (в течение 5 рабочих дней со дня регистрации с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации).

Виды объектов, оказывающих НВОС

Регистрировать нужно те объекты, которые оказывают негативное влияние на атмосферу, поверхностные/подземные воды. Это также деятельность, в процессе которой образуются вредные отходы. Предприятие в ходе своей работы может образовывать отходы, не сопровождающиеся вредными выбросами или стоками. В этом случае ему не нужно проходить регистрацию. Она нужна только тогда, когда субъект оказывает НВОС. К примеру, регистрироваться не требуется офисам, магазинам. На учет обычно встают котельные, очистные конструкции.

Предприятие может относиться к различным категориям объектов НВОС. Отнесение к той или иной категории зависит от степени опасности отходов. От присвоенного статуса зависят обязанности субъекта. Всего категорий на основании пункта 1 статьи 4.2 ФЗ №7 от 10 января 2002 года четыре:

  1. Объекты, приносящие существенное НВОС.
  2. Объекты, приносящие среднее воздействие.
  3. С незначительным НВОС.
  4. С минимальным НВОС.

Критерии для отнесения приведены в Постановлении №1029 от 28 сентября 2015 года.

Категории и критерии отнесения объектов оказывающих НВОС

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие НВОС, подразделяются на четыре категории:

  • I — Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий
  • II — Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду
  • III — Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду
  • IV — Объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, приведены в Постановление Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Пункт 1 статьи 16.1. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ определяет, что плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Постановка на учет

Заходите во вкладку «ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ». Ниже в открывающихся табличках выбираете код ОКВЭД и Наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара и оказываемой услуги.

Заполняем поле — применение оборотного водоснабжения.

Выставляем декларируемую категорию объекта и уровень государственного экологического контроля.

Если у вас большое предприятие, то вы встаете на учет по виду деятельности.

Если небольшое предприятие, то вы встаете на учет как ОНВОС по источникам выбросов ЗВ в АВ. Если есть ЗВ, выбрасываемые в АВ 1,2 класса опасности ( от отопительного котла — бенз(а)пирен), то вы встаете на учет как ОНВОС 3 категории, и у вас будет региональный уровень надзора.

Открыв поле — Критерии, нажав на стрелку — вы можете выбрать из перечня тот критерий, на основании которого вы декларируете себе категорию ОНВОС.

Сведения о применяемых технологиях на объектах 1 категории — в нашем случае поле останется пустое.

Ставим галочку во вкладке — подтверждение, что объект не включен в реестр ОНВОС.

Зачем необходима регистрация

Процесс регистрации всего предпринимательства является значимым в анализе и составлении общей экономической картины государства. Кроме статистических данных, регистрация помогает государственным контролирующим органам вести учет предпринимательских объектов, включая и такие, которые негативно влияют на экологическую картину.

Процесс регистрации сопровождается присвоением категории объектам, оказывающим негативное воздействие,что обусловливает уровень выплачиваемых этими объектами компенсаций государству. Именно регистрация позволяет собрать все необходимые данные для ведения учета и контроля предпринимательства, а в случае с экологическими проблемами – выявлять их причину и возлагать на виновного ответственность.

Кроме того, процесс компенсирования убытка, нанесенного природе, сопровождается обязательной отчетностью и уплатой денежных сумм, для контроля которых, собственно, и необходимо ведение учета предпринимательских объектов.

Суть категорий

В процессе подачи заявки о постановке на учет объектов НВОС в ней отображаются все необходимые сведения, которые нужны Росприроднадзору для осуществления категорирования предпринимательского объекта.

Этот процесс имеет своим результатом присвоение определенной категории опасности, которая будет влиять на размер материальных компенсаций, уплачиваемых предпринимательским объектом в счет государства. Всего существует четыре категории, подразделяющиеся в зависимости от того, насколько предпринимательская деятельность угрожает окружающей среде:

  • Первой категорией объединяются те предпринимательские объекты, которые наносят существенный вред окружающей природной среде, а значит, требуют применения в этой сфере наилучших доступных защитных технологий.
  • Вторая категория предназначена для предпринимательских объектов, негативное воздействие которых можно отнести к умеренным.
  • Третья категория объединяет те предпринимательства, негативное действие которых можно признать незначительным.
  • Четвертая категория применяется относительного того предпринимательства, которое в минимальной мере негативно воздействует на экологию.

Постановка на учет НВОС не просто сделает известной категорию, но и определит размер взносов, которые будут применяться для данного предпринимательского объекта, а оплачивать необходимо на регулярной основе авансовым методом.

Итак, постановка на учет объектов НВОС Росприроднадзором осуществляется на базе заявительных документов, которые содержат подробную информацию о предпринимательской деятельности, определяющую категорию, к которой контролирующие органы данную деятельность отнесут. Стоит отметить, что осуществление выплат может производиться не только на базе категории, но и на основании типа выбросов, которые производятся объектом.

Дополнительная информация для заявителей о способах представления заявки

13. Подготовка заявки о постановки объекта НВОС возможна двумя способами:

1. Через личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу lk.fsrpn.ru.

а) Для работы в личном кабинете понадобится наличие подтвержденной учетной записи в ЕСИА (esia.gosuslugi.ru) и сертификат Электронной подписи (ЭП) для отправки заявки в территориальный орган Росприроднадзора или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС).

б) Сертификат ЭП может быть получен в Удостоверяющем центре (далее — УЦ), аккредитованном в Минкомсвязи России — список УЦ можно найти на сайте Минкомсвязи (minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/).

2. В модуле природопользователя.

а) Модуль природопользователя — свободно распространяемое программное обеспечение (ПО) для подготовки отчетности природопользователя в электронном виде.

б) Скачать Модуль природопользователя можно с сайта Росприроднадзора (rpn.gov.ru/otchetnost).

в) Модуль природопользователя использует открытый формат передачи данных — XML. Описание структуры данных приведено на странице rpn.gov.ru/node/28131.

г) Отправить отчетность, подготовленную с использование модуля природопользователя можно, как с использованием ЭП, так и без нее.

д) Отправка отчетности осуществляется через портал приема отчетности pnv-rpn.ru.

Разъяснения и методические рекомендации Росприроднадзора по порядку подготовки и рассмотрения заявок о постановке объектов НВОС на государственный учет приведены на странице сайта Росприроднадзора — rpn.gov.ru/node/27639.

3. В стороннем программном обеспечении — при условии использования открытого формата XML, опубликованного по адресу rpn.gov.ru/node/27639 (файл «Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии»).

14. К сведению работников территориальных органов Росприроднадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1) Рассмотрение заявок о постановке объектов НВОС на учет осуществляется средствами ПТО УОНВОС — программное обеспечение, доступ к которому размещен в сети Интернет onv.fsrpn.ru.

Для работы в ПТО УОНВОС понадобится наличие подтвержденной учетной записи ответственного работника в ЕСИА (esia.gosuslugi.ru) и сертификат Электронной подписи (ЭП) для подписания Свидетельства.

Сертификат ЭП может иметь одно лицо, которое будет подписывать Свидетельства о постановке на учёт.

Рассматривать заявки может любой работник органа, имеющий подтвержденную учетную запись в ЕСИА.

2) Выдача свидетельства на бумажном носителе в условиях введения в эксплуатацию государственной информационной системы ведения государственного реестра объектов НВОС не предусмотрена.

В связи с этим по заявкам, представленным заявителями на бумажном носителе, даже в случае регистрации их в ПТО УОНВОС средствами Модуля природопользователя или через Личный кабинет работниками территориального органа Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не могут быть выданы свидетельства в электронном виде, так как в форме заявки не предусмотрено указание заявителями своих электронных адресов, кроме того свидетельства не отнесены действующим законодательством к информации, находящейся в свободном доступе.

3) Результатом работы работников территориальных органов Росприроднадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является государственный реестр объектов НВОС в электронном виде.

Что изменилось в отчетности за НВОС

1. Твердые коммунальные отходы (ТКО) выделены в отдельную группу, и для них введены отдельные ставки платы (Постановление Правительства РФ от 29.06.2018 № 758).

2. Обновлены коды бюджетной классификации по отходам. При заполнении платежных поручений предприятия указывают:

  • КБК 048 1 12 01041 01 6000 120 «Плата за размещение отходов производства», если образуют отходы, которые не являются ТКО, но при этом сами не выступают операторами по обращению с ними;
  • 048 1 12 01042 01 6000 120 «Плата за размещение твердых коммунальных отходов», если являются операторами по обращению с ТКО и занимаются размещением данных отходов.

3

Важно, что при подготовке декларации надо использовать ставки платы за виды НВОС, утвержденные на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913)

4. Коэффициент инфляции теперь учтен в ставках платы.

Если раньше отдельно существовал норматив платы и отдельно коэффициент инфляции (на каждый календарный год), то теперь есть только ставки платы.

Таким образом, ставка платы сейчас — это ранее действовавший норматив платы, умноженный на коэффициент инфляции.

5. Из всех разделов декларации исключен коэффициент экологической значимости, который зависел: от экономического района — для выбросов в воздух и отходов, от водного объекта и его состояния — для сбросов в воду.

В отчетную кампанию за 2016 год пользователи потеряли данную колонку и коэффициент — у них не сходились суммы с прошлыми периодами.

Будьте внимательны: сумма уменьшилась ровно на данный коэффициент.

6. Новый раздел 3.1 заполняется только региональными операторами и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), осуществляющими деятельность по размещению отходов ТКО.

Многие предприятия малого и среднего бизнеса не понимают разницы между разделами 3 и 3.1 и пытаются заполнить раздел 3.1, так как в нем меньше колонок и коэффициентов.

Это неверно, так как у таких организаций нет функции приема отходов ТКО на захоронение, лицензии на эту деятельность и собственных объектов размещения отходов (полигонов, свалок).

Раздел 3.1 предназначен только для спецорганизаций, которые принимают от третьих лиц отходы и производят их захоронение на собственных полигонах.

7. Плата за выбросы от стационарных объектов (разделы 1, 1.1, 1.2) теперь начисляется отдельно по каждому стационарному источнику. Раньше расчет производился по хозяйствующему субъекту в целом или отдельно по каждой производственной площадке.

Из-за этого нововведения трудоемкость заполнения декларации существенно возросла.

8. Из раздела 1 исключен дополнительный коэффициент 1.2, учитывающий территориальные условия выброса (в атмосферный воздух города или за его пределами).

Таким образом, произошло уменьшение суммы на коэффициент 1,2

Обратите внимание: изменение коснулось только тех, у кого есть выбросы в воздух и чьи организации расположены на территории города

9. Раздел 3:

a. Добавлены данные об отчетности для субъектов МСП, которая является для них лимитами на размещение отходов. Пользователям стало удобнее. Раньше отчет МСП сдавали на бумаге. Его прикладывали к декларации для подтверждения, что отчет сдан и расчет ведется без пятикратного повышающего коэффициента. При этом было сложно отследить накопление отходов в документах, которые ведутся на предприятии. Теперь это более прозрачно и для пользователя, и для РПН.

b. Теперь в разделе указываются данные о накоплении отходов. Срок накопления (временного размещения) с 01.01.2016 стал 11 месяцев вместо 6 месяцев (п. 8 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

c. Появились стимулирующие коэффициенты, зависящие от уточнения образования отходов. Это понижающие коэффициенты. Например, если абонент передает на захоронение отход 4-го класса опасности, который он получил в результате обезвреживания отхода 3-го класса опасности, то его сумма платы считается с коэффициентом не 1, а 0,45 — то есть ниже в два раза.

10. В разделе 3.1 теперь указываются данные о лицензии на деятельность по размещению отходов 1–4 классов опасности (при наличии такой лицензии).

11. В разделах 3, 3.1 при наличии указываются данные о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов и данные об исключении негативного воздействия на окружающую среду.

С подробным порядком заполнения декларации о плате за НВОС вы можете ознакомиться в Приказе Минприроды от 09.01.2017 № 3.

Ирина Максакова,

эксперт по экологической отчетности

Контур.Экстерна

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий