Сельскохозяйственный налог

Введение

Неотъемлемой частью любого государства в любые времена была налоговая система, основная цель существования которой заключается в обеспечении текущих потребностей государства. Начало создания современной налоговой системы  Российской Федерации было положено в 1990 г, декабре которого был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы.     В настоящее время разделом 8.1. Налогового кодекса Российской Федерации установлены четыре специальных налоговых режима, к ним  относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Сельское хозяйство является важнейшей отраслью народного хозяйства. В то же время, система налогообложения в соответствии с действующим налоговым кодексом, во многом не учитывает ее специфичность. Зависимость от природно-климатических условий, плодородия почв, сезонности производства и ряда других особенностей требует индивидуального, взвешенного подхода к системе налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

На сегодня для сельскохозяйственных товаропроизводителей действуют три режима налогообложения: общий режим налогообложения, упрощённая система налогообложения (УСН) и специальный режим налогообложения (ЕСХН).

В данной работе рассмотрен спецрежим единого сельскохозяйственного налога в сравнении с упрощенной системой налогообложения.

Для написания моей контрольной работы, использованы следующие источники, такие как: Налоговый кодекс Российской Федерации и другая вспомогательная литература, в процессе ее написания я узнаю, кто может выступать налогоплательщиком ЕСХН, какова налоговая база, объект налогообложения, налоговый и отчетный период, налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налога.

Целью моей контрольной работы является изучение единого сельскохозяйственного налога.

Объект исследования – применение единого сельскохозяйственного налога.

Предмет исследования – роль единого сельскохозяйственного налога в системе налогообложения РФ.

Так же в данной контрольной работе были поставлены следующие задачи:

1. раскрыть сущность единого сельскохозяйственного налога;

2. изучить условия перехода налогоплательщиков на уплату единого сельскохозяйственного налога и ее прекращение;

3. изучить основные элементы единого сельскохозяйственного налога.

Условия перехода на уплату ЕСХН

Действующие сельхозтоваропроизводители (организации и ИП)

Сельхозтоваропроизводители

Условия

сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме сельскохозяйственных потребительских кооперативов, рыбохозяйственных организаций, являющиеся градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями, рыбохозяйственных организаций)

Период: календарный год, предшествующий календарному году, в котором подается уведомление о переходе на уплату ЕСХН

В общем доходе от реализации ТРУ

доходы от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая:

  • продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства
  • доходы от оказания услуг в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции

Доля дохода: не менее 70%

сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Период: календарный год, предшествующий календарному году, в котором подается уведомление о переходе на уплату ЕСХН

В общем доходе от реализации ТРУ:

  • доходы от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов
  • доходы от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов

Доля дохода: не менее 70%

рыбохозяйственные организации, являющиеся градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями

Период: календарный год, предшествующий календарному году, в котором подается уведомление о переходе на уплату ЕСХН

В общем доходе от реализации ТРУ:

доходы от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов

Доля дохода: не менее 70%

Осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера)

Вновь созданные в текущем году сельхозтоваропроизводители (организации и ИП)
при переходе с начала следующего года:

Организации — сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме сельскохозяйственных потребительских кооперативов, рыбохозяйственных организаций)

Период: последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима

В общем доходе от реализации ТРУ:

доходы от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая:

продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства

Доля дохода: не менее 70%

сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Период: последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима

В общем доходе от реализации ТРУ:

  • доходы от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов
  • доходы от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов

Доля дохода: не менее 70%

рыбохозяйственные организации или ИП

Период: последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима

Численность работников:

  • средняя численность работников не превышает 300 человек
  • данная норма не распространяется на градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации

В общем доходе от реализации ТРУ:

доходы от реализации выловленных ими рыбы и (или) объектов водных биологических ресурсов, включая продукцию их первичной переработки, произведенную собственными силами из выловленных ими рыбы и (или) объектов водных биологических ресурсов

Доля дохода: не менее 70%

Осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера)

индивидуальные предприниматели (кроме рыбохозяйственных ИП)

Период: до 1 октября текущего года

В общем доходе от реализации ТРУ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности:

доходы от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства

Доля дохода: не менее 70%

Таким образом, главным условием, позволяющим применять систему налогообложения в виде ЕСХН, является осуществление налогоплательщиком процесса производства сельхозпродукции, а также получения доходов от ее реализации.

Преимущества единого сельхозналога

ЕСХН создан для поддержки малого и среднего бизнеса в сельскохозяйственной отрасли. Они имеет множество преимуществ, делающих его выгодным решением для компании или ИП:

Замена нескольких налогов одним

Организации и предприниматели, перешедшие на ЕСХН, освобождаются от уплаты налога на прибыль, имущество и добавленную стоимость. ИП не перечисляет в бюджет НДФЛ «за себя». Замена четырех сборов одним упрощает порядок расчета и снижает фискальную нагрузку.

Налоговая база для сельскохозяйственников исчисляется как разница между доходами и расходами (согласно утвержденному перечню). От получившейся суммы они обязаны перечислять в бюджет 6%. Для предпринимателей Крыма и Севастополя ставка еще ниже – 4%.

Упрощенный порядок ведения учета

Юридические лица на ЕСХН освобождены от обязанности перечислять НДС – самый сложный в учете из всех налогов. Они не выписывают счета-фактуры, не ведут книгу учета покупок и продаж и журнал полученных и выданных счетов-фактур.

ИП на ЕСХН освобождены от необходимости ведения полноценной бухгалтерии и отражения хозяйственных операций методом двойной записи. Они ведут Книгу учета доходов и расходов, в которую вносят сведения о тратах и поступлениях, подтвержденных первичными документами, за календарный год. Заполнение бланка не требует специальных знаний и установки учетных программ, для выполнения этой задачи не нужно нанимать отдельного специалиста.

Минимальное количество отчетов

Организации и ИП на ЕСХН обязаны сдавать отчетность единожды в год. Декларация состоит из титульного листа и трех разделов, ее несложно заполнить самостоятельно. Налог уплачивается дважды в год.

Возможность совмещения ЕСХН с другими налоговыми режимами

Сельхозналог можно совместить с вмененной системой или патентным режимом (доступно для ИП), чтобы снизить налоговую нагрузку до минимума. Юридические лица, использующие два разных режима, обязаны вести по ним раздельный учет.

Отсутствие минимального налога

Упрощенная система налогообложения по объекту «Доходы минус расходы» предполагает необходимость уплаты минимального налога для организаций, работающих «в ноль» или терпящих убытки. ЕСХН не устанавливает такого минимального порога. Если траты сельскохозяйственной компании или ИП превысили выручку, она ничего не перечисляет в бюджет. Это важная особенность для тех структур, которые начинают деятельность и еще не вышли на безубыточность или зависят от сезонного фактора, как это часто бывает в сельском хозяйстве.

Минусы единого сельхозналога

ЕСХН не является панацеей для сельскохозяйственников, потому что имеет серьезные недостатки:

  • Строгие требования к структуре выручки: не менее 70% от нее должны составлять поступления от сельскохозяйственной (основной или вспомогательной) деятельности. При несоответствии этому критерию юридическое лицо автоматически лишается права применять спецрежим.
  • Отсутствие полного освобождения от ведения бухучета для компаний. Они отражают операции двойной записью, сдают в ИФНС регламентированную отчетность. Помимо основных требований к учету они обязаны придерживаться отраслевых рекомендаций.
  • Ограниченный перечень расходов, уменьшающих налоговую базу (приведен в п. 1 ст. 346.5 НК РФ). Список уже, чем для предпринимателей на ОСНО.
  • Организация не вправе предъявить к вычету входной НДС. Компания «скрыто» платит налог в размере 18% от стоимости приобретаемого горючего, материалов, техники, что существенно увеличивает ее расходы.
  • Доходы признаются кассовым методом: в их структуру входят полученные от покупателей авансы.

Переход на единый сельхозналог осуществляется на добровольной основе, поэтому у предпринимателя есть возможность сравнить преимущества и недостатки ЕСХН, сделать расчеты и определиться с выбором. Каким он будет – зависит от специфики ведения бизнеса.

Раздельный учёт

При совмещении налоговых режимов, необходимо отделять доходы и расходы по ЕСХН от доходов и расходов по остальных видам деятельности.Как правило, с разделением доходов трудностей не возникает. В свою очередь с расходами ситуация обстоит несколько сложнее.

Существуют расходы, которые нельзя однозначно отнести ни к ЕСХН, ни к остальной деятельности, например, зарплата работников которые занимаются всеми видами деятельности одновременно (директор, бухгалтер и т.п.). В таких случаях, расходы необходимо разделять на две части пропорционально полученным доходам нарастающим итогом с начала года.

Основные параметры ЕСХН

Как любой налог, ЕСХН характеризуется стандартными параметрами: он имеет свою базу, ставку, правила расчета и форму декларации. Рассмотрим основные моменты:

Объект: доходы минус расходы.

Порядок определения и признания доходов / расходов: прописан в ст. 346.5 НК РФ. Расходы представлены, как и на упрощенке, в виде определенного перечня. Кроме того, их также надо подтвердить первичкой, ну и экономическую обоснованность никто не отменял.

Налоговая база: сумма доходов минус сумма расходов в денежном выражении. Суммы доходов / расходов в валюте переводятся в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему в день получения дохода или осуществления расхода. Доходы в натуральной форме принимаются в расчет в суммах, соответствующих их рыночной стоимости. Суммы доходов / расходов считаются нарастающим итогом сначала года. Из базы по налогу разрешается вычесть убытки прошлых лет (перенос возможен в течение 10 лет после периода, к которому относится убыток).

Налоговый период – год, отчетный – полугодие.

Ставка: стандартная ставка 6%. По республике Крым и г. Севастополь она может быть снижена в 2017-2021 годах – до 4%.

Порядок исчисления:

Налог = (доходы – расходы) * 6% (или иную ставку, если она используется)

По итогам полугодия рассчитывается авансовый платеж, уплачивается он в срок до 25 календарных дней после завершения периода.

Налог по итогам года платится до 31 марта после окончания года.

Декларация: декларация по ЕСХН сдается до 31 марта по итогам завершившегося года. Юрлица сдают ее по месту нахождения, ну а ИП – по месту жительства.

Налоговая отчетность: юрлица считают налог по данным бухгалтерского учета, ИП ведут КУДИР по форме, утвержденной для ЕСХН.

История

Корни ЕСХН берут своё начало в период Новой экономической политики 1920-х годов от введённого тогда продналога. Сам термин «единый сельскохозяйственный налог» был впервые введён Декретом ВЦИК от 10 мая 1923 года «О едином сельскохозяйственном налоге в
районах скотоводческих хозяйств».

В законодательстве Российской Федерации ЕСХН появился лишь в 2002 году с вводом в действие главы 26.1 НК РФ. До этого действовали различные отдельные льготы для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в частности, они были освобождены от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, платежей в дорожные фонды). Также существовали специальные региональные налоги, например, единый продовольственный налог в Белгородской области, который действовал до введения Налогового кодекса России. Первоначальная редакция главы 26.1 НК РФ имела ряд недостатков и СНР не получил широкого распространения. Федеральный закон № 147-ФЗ от 11.11.2003 года кардинально изменил условия ЕСХН.

В 2015—2016 годах доля налоговых поступлений от ЕСХН по организациям с основными видами деятельности «сельское хозяйство», «охота» и «лесное хозяйство» в Консолидированный бюджет Российской Федерации составляла 90% от общей суммы налоговых поступлений по СНР.

Одним из главных условий ЕСХН являлось освобождение налогоплательщиков от уплаты (НДС). Данная льгота помогала небольшим индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам и осложняла средним и крупным агрохолдингам так как ни они ни их контрагенты не могли принять НДС к вычету. Ситуация продолжалась до 2019 года, когда вступили в силу поправки к ЕСХН. Теперь плательщики ЕСХН также платят и НДС, если прямо не задекларируют освобождение от его уплаты. Правом не уплачивать НДС могут воспользоваться сельхозтоваропроизводители с годовым доходом менее 100 млн. рублей (за 2018 год). Далее планка будет ежегодно снижаться на 10 млн. пока к 2023 не достигнет 60 млн. рублей дохода (за 2022 год).

Новые условия были призваны решить проблему ухудшения конкурентоспособности агропредпринимателей-плательщиков ЕСХН и их встраивание «в цепочку плательщиков НДС в целях обеспечения их беспрепятственного участия в хозяйственных отношениях с плательщиками данного налога». Однако, уже в декабре 2019 года на встрече президента России Владимира Путина с представителями аграрной общественности прозвучало предложение вернуться к прежней системе уплаты — без НДС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации ( – URL: http://www.zakonrf.info/nk/)

2. Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б.: Налоги и налогообложение в Российской Федерации / Учебник для вузов. — Ростов н/д: Феникс, 2004. — 512 с. (Серия  «Высшее образование»)

3. Жидкова Е. Ю.: учеб. пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 480 с. — (Новое экономическое образование)

4. Качур О. В.: Налоги и налогообложение / учебное пособие – М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.

5. Миляков Н. В.: Налоги и налогообложение / Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА – М, 2006. – 509 с. – (Высшее образование)

6. Пансков В.Г.: Налоги и налогообложение в Российской Федерации / Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2006. – 592 с.

7. Перов А.В., Толкушкин А.В.: Налоги и налогообложение / Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт – Издат, 2005. — 720 с.

ЕСХН и НДС в 2019 году

Введение налога на добавленную стоимость для сельхозпроизводителей неожиданным не стало. В 2018 году только ленивый не обсуждал эту тематику, тем более что, например, компании-плательщики ЕСХН и раньше облагались им в том случае, если работали с импортом.

Теперь же увеличение финансовой нагрузки и отчетности ждет всех предпринимателей, без исключения. Однако не все так плохо. Введение НДС делает сельхозпроизводителя более интересным для контрагентов, которым зачастую просто невыгодно приобретать продукцию у компаний, не выплачивающих налога.

Кроме того, существуют варианты, при которых сельхозпроизводитель не платит НДС, например, такое возможно когда:

  • Начало работы по ЕСХН и подача уведомления об освобождении от НДС происходят в одном году;
  • Соблюдается норматив по выручке, не превышающий пороговой величины – на данный момент это 100 млн рублей в год.

Во втором случае не стоит забывать о том, что порог планируется постепенно снижать, так, в 2020 он будет составлять уже 90 млн рублей, а к 2023 – снизится до 60.

То есть, если планируемая выручка не «пробивает» ограничений, производитель имеет право подать соответствующее уведомление в ФНС и освободиться от уплаты налога. Уведомление должно быть подано не позднее 20-го числа того месяца, когда предприятие использовало это право.

Но и тут есть свой нюанс, «отбиться» от НДС у компаний-производителей подакцизной продукции в течение квартала до подачи уведомления – точно не получится, несмотря ни на какие уловки.

Оптимизация ЕСХН

Если говорить об оптимизации налоговой базы по ЕСХН, то нельзя не упомянуть, что доходы и расходы в рамках данного спецрежима определяются по кассовому методу, то есть учитываются в расчете налога на момент перечисления оплаты. Реальные поставки товаров или услуг, как входящие, так и исходящие, значения не имеют.

Данный момент является ключевым в планировании доходов и расходов сельхозпроизводителей. При должном подходе к ведению учета и построению взаимоотношений с контрагентами налоговую базу в рамках конкретного отчетного периода можно минимизировать за счет проведения оплат, просто заранее отслеживая их даты.

Правда при определении сумм затрат нужно помнить о том, что в ЕСХН учитываются лишь строго определенный перечень расходов, прописанный в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса.

Преимущества и недостатки ЕСХН

Основным и бесспорным преимуществом ЕСХН является тот факт, что уплата единого сельхозналога заменяет сразу несколько налоговых платежей на общей системе налогообложения: налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций, и НДФЛ, НДС и налога на имущество физлиц – для ИП. В этом плане применение ЕСХН схоже с работой на упрощенной системе налогообложения, которая также позволяет уйти с общего режима налогообложения и уплачивать один общий налог вместо комплекса бюджетных платежей. Данный факт является неоспоримым и однозначным плюсом любого подобного спецрежима в сравнении с ОСН.

УСН разработана для представителей малого и среднего бизнеса, так что большинство небольших компаний и частные коммерсанты, которые подпадают под понятие сельхозпроизводителей, вполне могут выбирать между «упрощенкой» и применением ЕСХН.

Однако, плюс последнего заключается в том, что при возможности уменьшать полученные доходы в рамках налоговой базы за счет расходов, плательщик ЕСХН будет применять ставку налога 6%.

На УСН с объектом «доходы минус расходы» применяется ставка 15%, если речь, конечно, не идет о ряде специальных льгот. Ставкой 6% на «упрощенке» будут облагаться лишь «доходы» – если выбран соответствующий объект налогообложения. Конечно, сумма учитываемых расходов на ЕСХН и УСН может несколько отличаться. Но, несмотря на это, при прочих равных условиях на ЕСХН плательщик будет отчислять в бюджет меньшие суммы налога, чем на УСН.

Еще один плюс ЕСХН в сравнении с УСН – необходимость рассчитываться с бюджетом лишь раз в полгода – в срок до 25 июля и до 31 марта года, следующего за отчетным. На УСН, напомним, уплата авансов и налога производится ежеквартально.

Вместе с тем те ограничения, которые накладывает применение упрощенки по видам деятельности, не вызывают проблем у фирм и ИП, занимающихся сельским хозяйством. Вряд ли какие-то из таких субъектов ведут, скажем, также игорный бизнес или торговлю акциями.

А вот ЕСХН предполагает выполнение жесткого условия – доля доходов от производства и реализации продукции сельхозназначения должна составлять не менее 70% в общем объеме продаж. Иными словами, налогоплательщик на едином сельхозналоге, если он также осуществляет дополнительные виды деятельности, должен следить за соблюдением этого параметра. В противном случае право на применение ЕСХН он потеряет. Данную ситуацию можно отнести к своеобразным минусам сельскохозяйственного спецрежима.

Отдельно стоит упомянуть работу с НДС. Как уже было сказано выше, организации и предприниматели, перешедшие на ЕСХН, перестают числиться плательщиками налога на добавленную стоимость. С одной стороны, это является плюсом, поскольку экономит на общей сумме налога, позволяет в некотором роде снижать стоимость собственной продукции, повышая тем самым ее конкурентоспособность. С другой стороны, при закупке товаров или услуг у сторонних продавцов, применяющих общую систему налогообложения, плательщик ЕСХН теряет возможность принимать НДС, уплаченный такому поставщику, к вычету. Если объем подобных закупок велик, то это может быть ощутимым минусом освобождения от НДС.

Потеря права на ЕСХН

Компания и ИП теряют право на ЕСХН, если больше не соответствуют требованиям законодательства по этой системе налогообложения. Например, начали производить подакцизные товары или выручка от сельхоздеятельности стала меньше 70%.

Если потеряли право на ЕСХН, об этом надо сообщить в налоговую. Тогда придется заплатить налоги, будто весь год работали на общей системе.

Например, первые полгода компания занималась производством и продажей меда. Во втором полугодии она сменила профиль и стала выпускать медовуху — это подакцизный товар. Больше работать на ЕСХН нельзя, поэтому компания перешла на ОСН. Она обязана заплатить налоги по ОСН за весь год, даже с дохода от производства и продажи меда.

Вернуться на ЕСХН можно только через год после того, как утратили право на спецрежим.

Налоговые ставки для ЕСХН в 2019 году

Принят Федеральный закон от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который позволяет субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки по ЕСХН. Для реализации этого положения, субъекты должны будут принять соответствующий закон. Дифференциация возможна в пределах от 0% до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от:

  • от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • от размера доходов от реализации произведенной сельхозпродукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • от места ведения предпринимательской деятельности;
  • от средней численности работников.

Закон вступает в силу с 2019 года. Соответственно, субъекты РФ имеют достаточно времени на подготовку и принятие соответствующих законов на подведомственных территориях.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий