Формы и методы налогового контроля

Методы

Под методом контроля в сфере пошлин и сборов следует понимать способ реализации мероприятий налогово-контрольного характера. В зависимости от разновидностей и особенностей работы структур, которые осуществляют надзор, его объекта, цели, форм и оснований появления правоотношений контрольного типа избираются и конкретные методики для эффективной реализации мероприятий и определенных форм контроля.

Стоит отметить, что разные авторы по-разному поясняют этот момент. Целесообразно привести несколько примеров. Так, Н. В. Ковалев, М. В. Харламов, а также Ю. Ф. Кваша как методы контроля рассматривают арифметическую, формальную и нормативную проверку, а также методику взаимного контроля и проверку встречного типа. Н. А. Щевелева среди приемов выделяет формальную и арифметическую проверку документации, визуальный осмотр, сопоставление информации, а также сквозные подходы к проверкам.

На основании приведенных определений и формулировок разных ученых целесообразно вывести следующие методики контроля, различные в зависимости от того, считается подход фактическим или документальным. Так, в случае последнего принято выделять следующие приемы:

  • Арифметическая, формальная и логическая проверка документации.
  • Выборочное и сплошное наблюдение.
  • Требование информации (определенных документов) касательно налогоплательщика, конкретных сделок или налогового агента.
  • Анализ документации.

Если говорить о документальном контроле, то сегодня существуют следующие приемы, которые применяются на территории Российской Федерации также достаточно широко:

  • Допрос свидетелей (иными словами, получение объяснений).
  • Исследование документации.
  • Осмотр территорий и помещений, а также конкретных предметов, имеющих отношение к проверке.
  • Вызов плательщиков в налоговые структуры посредством письменного уведомления.
  • Сопоставление информации о доходах и расходах физических лиц.
  • Экстраполяция и экспертиза.

В заключение целесообразно сделать вывод, что сегодня представленные в статье формы и методы налогового контроля постоянным образом взаимодействуют и дополняют друг друга. Они считаются главными составляющими государственного надзора в сфере пошлин и сборов, который является одним из ключевых элементов финансового наблюдения. Именно от них в практической деятельности зависит эффективность решения задач и функционирования категории налогового контроля в целом.

Результаты проверки

Если результаты проверок вызывают недовольство, закон позволяет их обжаловать. Но сначала нужно обратиться в вышестоящую инстанцию, которая назначит вторичную проверку. Если в этом случае останутся разногласия, налогоплательщик вправе подать иск в суд.

Закон окажется на стороне истца, если он сумеет доказать, что инспектор, например, вышел за рамки камеральной проверки. Напомним, он имеет право только проверять документы (список представлен в 88 статье НК РФ), в том числе и декларацию. И еще один нюанс. Камеральная проверка длится 3 месяца. Инспектор может запросить документы, которые содержат информацию, подтверждающую или опровергающую факт нарушения. Они будут иметь юридическую силу, даже если налогоплательщик их предоставит лишь после завершения «камералки».

Заметим, если проверяется декларация НДС с возмещением, то инспектор не вправе требовать документы по тем операциям, что не облагаются данным налогом или освобождены от него. Если требуется предоставить пояснение, то в данном случае оно подается в электронном виде. Это требование вступило в силу в конце января 2017 г. Пояснения на бумажном носителе не принимаются. Более того, налогоплательщик рискует получить штраф в размере 5-20 тысяч рублей.

Итак, существуют разные методы и формы налоговых проверок. У каждой есть свои особенности. В отдельных случаях инспекторы позволяют себе нарушить правила их проведения. В этом случае налогоплательщик имеет право обжаловать результаты проверки, обратившись в вышестоящую инстанцию.

Виды налогового контроля в РФ

О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

  • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
  • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
  • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
  • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
  • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
  • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
  • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).

Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета.

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Исходя из содержания ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое ПК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут привлекаться налогоплательщики (как физические лица, так и организации), сборщики налогов, кредитные организации, ответственные за перечисление налогов и сборов в бюджет.

Основными нормативными актами, регламентирующими в России ответственность за нарушения налогового законодательства, являются НК РФ, КоАП РФ, УК РФ. Урегулированная в НК РФ ответственность за правонарушения в сфере налогообложения имеет специальное обозначение – «налоговая ответственность» и регламентируется гл. 15, 16, 18.

Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.

Налоговое правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. Умышленным налоговым правонарушением признается, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (или бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия)

Умышленным налоговым правонарушением признается, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (или бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют собой большую общественную опасность, поэтому НК РФ устанавливает повышенные размеры взысканий именно за умышленные правонарушения.

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (или бездействия) и не предвидело вредный характер последствий таких действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать и предвидеть. Налоговая ответственность за невиновное причинение вреда по налоговому праву не допускается

Налоговая ответственность за невиновное причинение вреда по налоговому праву не допускается.

За нарушение налогового законодательства установлена юридическая ответственность, основными видами которой являются:

  • – налоговая;
  • – административная;
  • – уголовная.

Повторный

Если в результате проверки обнаруживают инспекторы серьезные и многочисленные нарушения, то это приводит к начислению штрафов и к привлечению налогоплательщика к ответственности другими способами. При этом дается время на устранение последствий несоблюдения законодательства.

Инспекторы должны убедиться в том, что их предписания были выполнены, поэтому повторно внезапно посещают компанию. Они запрашивают документы за тот период, в течение которого должны быть внесены корректировки в работу фирмы. Если они обнаруживают, что не были предприняты нужные действия со стороны налогоплательщика, то используются более жесткие меры наказания, представленные не только штрафами, но и даже приостановкой работы или запретом на дальнейшее функционирование фирмы.

Виды налогового контроля в РФ

О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

  • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
  • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
  • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
  • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
  • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
  • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
  • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).

3.8 Налоговый контроль: формы и методы проведения

Налоговый контроль представляет собой
комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных
органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области
налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении
налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля
— выявление фактов нарушения
налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о
полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности
операций и действий и привлечение к ответственности
налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым
условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой
эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что
налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и
сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный
бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле
налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов,
включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы
деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов,
предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под
налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок
уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем стоят следующие
задачи

  • обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых
    обязательств перед бюджетом;
  • содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению
    налогового учета и отчетности;
  • обеспечить соблюдение действующего налогового
    законодательства;
  • выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля— это
совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы
осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля
уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

  • диалектический подход;
  • принципы логического и системного анализа;
  • методы экономического анализа и статистических группировок;

  • визуальный осмотр;
  • выборочная проверка документов и др.

Субъектами налогового контроля выступают
участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы;
сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют
в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых
агентов, сборщиков налогов и сборов.

Место постановки на налоговый учет в
зависимости от категории налогоплательщиков

Категория
налогоплательщиков

Место постановки на учет

Организации

  • По местонахождению организации
  • По местонахождению обособленных подразделений организации

  • По местонахождению имущества

Физическое лицо или индивидуальный
предприниматель

  • По месту жительства
  • По местонахождению имущества
  • По местонахождению транспортных средств

Налоговые органы обязаны поставить на учет
организацию или индивидуального предпринимателя в течение пяти дней после подачи
заявления и предусмотренных законодательством документов и выслать по почте
уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, утвержденном
Минфином России.

В случае ликвидации или реорганизации
организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения
налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган, который проводит
снятие с учета, в течение 14 дней.

Идентификационный номер
налогоплательщика (ИНН). Каждому налогоплательщику
присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во
всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях,
отчетах и заявлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на
налоговый учет являются налоговой тайной. Законодательством также предусмотрен
код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в
зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

При постановке на налоговый учет
налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором
указываются:

  • название организации (индивидуального предпринимателя);
  • ИНН;
  • КПП;
  • юридический адрес;
  • данные о государственной регистрации;
  • другие необходимые данные.

Кто занимается процессом?

Органы, осуществляющие налоговый контроль, назначают должностных лиц для проведения проверки. Они обязаны выполнять действия:

  • получение показаний от учредителей фирм или предпринимателей;
  • проверку разной информации в документах компаний;
  • изучение отчетностей и деклараций;
  • визуальный осмотр помещений, где работают специалисты организации.

Допускается пользоваться иными формами для проведения проверки. Специалисты не могут собирать или хранить информацию о налогоплательщиках, если данные получены путем нарушений основных положений НК. Они не обладают правом распространять эту информацию.

Цели проверки

Контроль за соблюдением налогового законодательства преследует сразу несколько целей:

  • гарантированное обеспечение экономической безопасности в стране при образовании разных денежных фондов, которые могут быть централизованными или децентрализованными;
  • контроль над созданием доходов государства, а также над их использованием в рациональных направлениях;
  • улучшение сотрудничества налоговых органов с разными компаниями и предпринимателями;
  • проверка реализации представителями бизнеса обязательств перед страной и государственными органами;
  • оценка целевого применения льгот, предоставляемых по разным налогам;
  • выявление, предотвращение и профилактика разнообразных налоговых преступлений.

Все эти цели достигаются только при реализации контроля со стороны опытных специалистов, работающих в налоговой инспекции.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий