Зачем нужно налоговое планирование

Как снизить налог

Снизить налоги, не используя сомнительные схемы, может практически любая компания. Узнать, какие лучше всего методы использовать в ведении того или иного вида бизнеса, можно, прочитав практическое налоговое планирование — это электронный журнал, который всегда предлагает только актуальные на текущее время способы. Это позволяет не только быть в курсе всех налоговых событий, но и быстрее составить план действий.

Конечно, знание способов снижения налоговой нагрузки — это хорошо, но следует также правильно их и применять. В каждом случае применяться могут лишь определенные методы. В первую очередь, следует лучше узнать принципы налогового планирования.

Какие методы могут применяться при осуществлении налогового планирования?

Метод замены отношений

Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д.
Операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.

Метод разделения отношений

Метод разделения отношений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция разделяется на несколько.
Метод разделения применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции.

Метод отсрочки налогового платежа

Срок уплаты налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого оборота, моментом приобретения имущества и т.д.) и налоговым периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период.

В современных экономических условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет, прежде всего, экономить оборотные средства, а некоторых случаях избежать начисления пени.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения

Метод подразумевает избавление (воздержание) от объекта налогообложения, как один из способов ухода от налогов. Объектом налогообложения может быть имущество, операции. Воздержание от осуществления некоторых видов деятельности, операций,  отсутствие имущества и т.д.  Данный метод преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Какие инструменты налогового планирования законны и успешно применяются?

Инструментов для осуществления налогового планирования и налогой  оптимизации множество, вот основные из них:

Учетная политика организации. Предусматриваем наиболее выгодные для Вашего предприятия способы, методы учета. Например, амортизационную премию, которая позволяет быстрее списать в расходы стоимость купленного имущества.

Амортизация безвозмездно полученного имущества. Стоимость имущества, полученного от юрлица или физлица, которое владеет более чем 50% уставного капитала компании, не учитывают в ее доходах (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Льгота действует при условии, что имущество не передается третьим лицам в течение года со дня получения. Такое имущество амортизируется, его стоимость можно определить по рыночной цене. Суть экономии в том, что компания не тратит деньги на покупку имущества, а получает возможность снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль через амортизацию.

Специальные налоговые режимы. Применяем УСН, ЕСХН, ЕНВД, патент.

Судебные прецеденты. Смотрим судебную практику, как она сложилась в отношении планируемых сделок и т.д;

Налоговые льготы. Оцениваем, какие льготы возможно применить в Вашей деятельности, операциях. Льготы обычно выражаются в виде пониженных налоговых ставок или отсутствии налогообложения определенных операций. Например, следующие категории компаний могут применять нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.1–1.10 ст. 284 НК РФ):

– образовательные, медицинские учреждения – до 1 января 2020 года;

– резиденты технико-внедренческих ОЭЗ – до 1 января 2018 года;

– резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер, – до 1 января 2023 года;

– участники региональных инвестиционных проектов – до 1 января 2020 года;

– сельскохозяйственные товаропроизводители;

– участники свободной экономической зоны (территории Республики Крым и Севастополя);

– резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (их определяет Правительство РФ; например, они есть в Хабаровске, Приморском крае, на Камчатке и др.);

– резиденты свободного порта Владивосток;

– участники ОЭЗ в Магаданской области.

Оптимальные формы договорных взаимоотношений. Проверяем контрагентов на предмет возможности банкротства, соответствия критериям “однодневки” или недобросовестного налогоплательщика. Определяем в договоре оптимальные условия поставки, вид сделки, рыночную цену

Так, например, бартерные сделки изначально привлекут внимание налоговой инспекции, которая захочет и обязана, в данном случае, проверить цены на предмет соответствия рынку (ст. 40 НК РФ)

 Использование разъяснений финансового ведомства, как в пользу налогоплательщика, так и против. Письма Минфина и ФНС – выражают официальное мнение государственных органов, и, принимая спорную позицию по какому-либо вопросу в применении налогового законодательства, компания должна понимать, насколько четко оценена ситуация и взвешены все “ЗА” и “ПРОТИВ”.

Создание резервов:

– Под дорогостоящий ремонт основных средств. Экономия достигается за счет «досрочного» списания затрат на ремонт имущества.

– Резерв сомнительных долгов. Если создать резерв, то просроченные долги попадают в расходы, уменьшающие прибыль, быстрее, чем станут безнадежными. Правда, отчислять в резерв можно не более 10% от выручки за месяц или квартал

9. И т.д.

Все эти инструменты законны и ими можно пользоваться  при грамотном налоговом планировании.

Для чего нужны налоги

История появления налогообложения насчитывает несколько тысяч лет и ведет отсчет с появления первых государств, а изменения государственных устройств приводило к изменениям в налоговой системе.

Понятие системы налогообложения и налога

В каждом отдельном государстве действует своя налоговая система. Она необходима для финансирования таких государственных учреждений, деятельность которых направлена на обслуживание нужд государства и его жителей (бюджетные учреждения) и они не получают прибыли от своей деятельности. За счет налогов производится выплата различных пособий.

Регулирует систему налогообложения Налоговый кодекс Российской Федерации, все принятые законы и подзаконные акты должны полностью соответствовать кодексу. Основные принципы системы налогообложения в РФ были заложена в 1992 году, после распада СССР.

Налог — это принудительно взимаемая плата в установленном размере с физических или юридических лиц в пользу государства.

Для чего нужны налоги Государству

Отчисление различных налогов в пользу государства необходимо для финансирования системы здравоохранения, культуры, образование, оборону, социальную поддержку, содержание различных аппаратов управления. Для создания действенных государственных институтов необходим постоянный поток денежных средств.

За счет налоговых сборов население России получает бесплатную медицинскую помощь, отремонтированные дороги, школы, детские сады, также строятся социальные учреждения, например, детские дома, государство выплачивает пособие по безработице, адресную помощь, финансирует программы молодым семьям на приобретение жилья, материнский капитал и т.д.
Систематически уплачивая налоги население выступает соинвесторами своей благоустроенной жизни.

Система налогообложения и налогов в Российской Федерации

Сейчас в России существует шесть систем для целей налогообложения, которые применяются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в разрезе каждой системы юридическое лицо обязано производить уплату различных взносов:
— Общая система обложения налогами или ОСНО (НДФЛ — налог на прибыль или налог на доходы физических лиц для ИП, а также НДС, транспортный, земельный, налог на имущество, при его наличии и прочие);
— Упрощенная система или УСН (уплачивается один из налогов: на доходы или доходы уменьшенные на расходы, НДС и налог на имущество не взимается, действует для субъектов среднего и малого бизнеса);
— ЕНВД или единый налог на вмененный доход (предметом дегрессии является предполагаемый доход, рассчитывается по вещественным показателям, земельный налог не уплачивается);
— ЕСХН или единый сельскохозяйственный налог (предметом налогообложения является доход уменьшенный на расход, налогом облагается имущество, используемое для сельскохозяйственного производства не взимается);
— Патентная система налогообложения (действует для Индивидуальных предпринимателей, уплачивается как фиксированная плата на определенные виды деятельности, заменяет налоги, НДС, НДФЛ, налог на имущество).
— С 2019 года введен профессиональный налог для самозанятых граждан (действует для физических лиц не имеющих работодателя и сотрудников в штате).

Для юрлиц существует такие налоги, как акциз, налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Юридические лица обязаны за каждого своего работника делать следующие отчисления:
— страховой взнос в Пенсионный фонд в размере 16%,
— накопительную часть пенсии в Пенсионный фонд 6%,
— на ОМС (обязательное медицинское страхование) 2,9%,
— в ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) 5,1%.

Работодатель обязан удерживать и уплачивать НДФЛ в размере 13%, тем не менее, в Российской Федерации установлен один из самых минимальных подоходных налогов в мире. Помимо НДФЛ, на граждан возложено бремя по уплате земельного, транспортного налога и налога на имущество.

Различают сборы по бюджету поступления:
— региональный (налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, транспортный налог);
— местный (земельный налог, налог на недвижимость, налог на имущество физических лиц, торговые сборы).

Чем больше отчислений в тот или иной бюджет, тем больше будет потрачено на нужды области или города.

Многие жители страны не хотят производить налоговые взносы, считая их размеры грабительскими, но при этом требуют качественного медицинского обслуживания и благоустроенности своей жизни, совершенно не понимая, что одно зависит от другого, чем больше отчислений налогов, тем лучше и качественней наша жизнь.

Правила и риски налогового планирования

Налоговое планирование для предпринимателей предполагает выбор оптимальных при данных налоговых правилах форм и методов инвестирования капиталов и осуществления деятельности. При некотором упрощении налоговое планирование можно представить как следование основным правилам.

Первое: следует избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, если при налогообложении доходов от зарубежной деятельности применяется принцип резидентства.

Второе: активы предпочтительнее перемещать в форме движения капиталов, а не прибылей.

Третье: при сравнении налоговых режимов разных стран больше внимания следует уделять правилам расчета облагаемого дохода, а не налоговым ставкам.

Четвертое: не следует спешить с инкассацией доходов и регистрацией прибылей, так как отсрочка налога часто равносильна освобождению от него.

Перечисленные правила обеспечивают минимизацию налоговых обязательств законным путем и посредством полного раскрытия всей информации налоговым органам. Подобную минимизацию налоговых обязательств, как правило, называют избежанием налогов. Помимо законных способов минимизация налогов может осуществляться и незаконными методами, что определяется как уклонение от налогов (tax evasion). Уклонение от налогов происходит путем сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы ложной информации.

Риски налогового планирования

Любое налоговое планирование связано с определенными предпринимательскими рисками. Налоговые органы не поощряют действия налогоплательщиков, преследующие снижение налоговой нагрузки, даже если такие действия формально не противоречат законодательству. И это вполне понятно, поскольку цель государственного бюджета состоит в максимальном увеличении налоговых поступлений.

Острота обозначенной проблемы определяется также тем, что в действующем законодательстве не всегда можно найти четкие критерии, позволяющие в конкретной ситуации разграничить правомерную минимизацию налогообложения и незаконное уклонение от уплаты налогов. Противоречива и судебная практика, относящая одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной деятельности, а в других — к разряду правонарушений.

Отсутствие законодательно установленных пределов налоговой минимизации влечет целый ряд негативных последствий:

  • Отсутствие четких критериев законной налоговой минимизации является фактором, сдерживающим деловую активность хозяйствующих субъектов.
  • В условиях неопределенности правовой основы минимизации налоговых платежей утрачивается доверие хозяйствующих субъектов к государственным органам, снижается авторитет государственной власти в глазах налогоплательщиков.
  • С точки зрения макроэкономических процессов отсутствие пределов законной налоговой минимизации значительно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.

В то же время грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски налогового планирования до минимального уровня. В результате достигаемый с помощью налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски.

Налоги и налогообложение

Понятие налогового планирования

Каждая фирма, основанная на принципе законности, обязана как юридическое лицо отчислять пенсионные и налоговые выплаты из собственного бюджета. Если пренебрегать этим аспектом, то организацию может постичь административная ответственность.

Такой процесс как налоговое планирование дает возможность уменьшить размер налоговых выплат. Данное явление влечет за собой существенную экономию на выплате налогов, которая происходит законным способом. В смысл такой деятельности входит использование максимально возможных преимуществ и льгот, установленных государством.

Для того чтобы правильно планировать и прогнозировать выплату налогов, необходимо знать основы налоговой, инвестиционной и бюджетной политики, видеть недостаточно точно определенные или неоднозначно истолкованные нормы права, чтобы пользоваться ими, используя в своих интересах.

Оптимизация налогообложения

Да, большая часть успеха развития предприятия зависит от правильно составленного налогового планирования. Но в действительности это только полдела на пути к желаемой цели. Для того чтобы деятельность предприятия действительно пошла в гору, необходимо помимо составления НП еще и внедрять его в жизнь. При внедрении стоит учитывать один аспект. Малейшее уклонение от условий, присутствующих в НП, может стать причиной снижения деятельности предприятия. Это требование относится ко всему, не только к правильно оформляемым документам, но и к профессионализму работников.

Также для достижения увеличения деятельности компании не стоит раскрывать секрет успеха другим лицам. Пусть выбранный метод планирования останется в стенах компании. Помимо применения метода, следует весь период своевременно осуществлять уплату налогов и сдачу отчетности. Хоть эти действия не способствуют увеличению дохода, зато они помогут избежать дополнительных расходов, связанных со штрафами.

Эффективность налогового планирования и его защита.

Налоговые схемы являются действенным инструментом в оптимизации налогообложения, но, оценивать их надо не только с точки зрения  эффективности снижения налогового бремени,  но и с точки зрения  налогово-правовых рисков, которые могут привести  к серьезным последствиям для руководителей и собственников бизнеса, так как им могут предъявить претензии в необоснованной налоговой выгоде.

Когда говорят о необоснованной налоговой выгоде. прежде всего ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Итак. какие признаки, подтвержденные доказательной базой, свидетельствуют о получении необоснованной налоговой выгоды по Постановлению № 53:

  1. Невозможность фактического выполнения хоз. операций.
  2. Отсутствие подходящих условий для экономической деятельности (к примеру, нет нужного персонала или транспорта, отсутствуют активы, производство, склады и т.д.).
  3. Бухучет отдельных операций, без формирования целостной картины.
  4. Совершение фиктивных операций.
  5. Небольшой период существования налогоплательщика.
  6. Выявление взаимозависимости между сторонами сделки.
  7. Разовые или неритмичные операции.
  8. Проведение расчетов через один банк.
  9. Выявление фактов нарушения налогового законодательства в прошлых периодах.
  10. Проведение транзитных операций.
  11. Выполнение хоз. операций не по адресу нахождения компании.
  12. Участие посредников в сделках.

Очень часто, на практике встречаются случаи, когда  руководители и собственники бизнеса настолько увлекаются самой идеей оптимизации налогообложения, что забывают  о последствиях вменения необоснованной налоговой выгоды (уклонения от уплаты налогов). А последствия совсем безрадостны:

  1. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с организации в крупном размере наступает при сумме неуплаты от 5 млн руб.  за период в пределах трех финансовых лет, если не уплачено более 25% налогов, либо превышает 15 млн. руб.
  2. Ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций в особо крупном размере наступает при сумме неуплаты 15 млн. руб. за период в пределах трех финансовых лет подряд , если не уплачено 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо сумма превышает 45 млн. руб.

Оценив все вышеперечисленные факторы, необходимо учесть их при грамотном налоговом планировании. Наличие реальной деловой цели, поможет Вам доказать реальность и необходимость сделки. И, конечно же, не стоит забывать о грамотном документарном оформлении всех проведенных хозяйственных операций.

Не забываем, что в расчет берется не отдельно взятый налог, а ВСЕ неуплаты по ВСЕМ налогам за 3 финансовых года!!!

Безусловно, если Вы хотите достигнуть положительного экономического результата от налогового планирования, то Вам необходимо очень грамотно использовать положения действующего законодательства. Применение законных инструментов налогового планирования позволит Вам значительно снизить риски вменения необоснованной налоговой выгоды. Проанализируйте свой бизнес как в целом, так и на предмет отдельных сделок. Используйте все законные способы, которые позволяет законодательство в вашей хозяйственной сфере и, Ваши риски снизятся а финансовый результат улучшится.

Элементы и этапы налогового планирования

Элементами налогового планирования являются:

  1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности в целях недопущения нарушений сроков отчетности, влекущих штрафные санкции;
  2. Стратегия оптимизации налоговых обязательств, в соответствии с которой разрабатывается четкий план реализации;
  3. Контроль дебиторской задолженности: недопущение на срок более 4 месяцев дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию или оказанные услуги;
  4. Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности для получения оперативной, объективной информации о хозяйственной деятельности в целях адекватного налогового планирования;
  5. Налоговые льготы и организация сделок;
  6. Рациональное размещение активов и прибыли организации.

Способы налогового планирования

  • использование пробелов законодательства;
  • применение налоговых льгот;
  • выбор формы деятельности;
  • правильное формирование учетной политики;
  • применение офшоров;
  • изменение срока уплаты налогов;
  • правильная организация сделок;
  • лоббирование;
  • прогнозирование изменений налогового законодательства.

Этапы налогового планирования

Налоговое планирование — сложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа.

На первом этапе, решается вопрос о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.

На втором этапе производится выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.

Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т. п.

На четвертом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Следует отметить, что 1 и 2 этапы планирования до регистрации предприятия имеют место лишь один раз, в то время как текущее налоговое планирование (3, 4 этапы) предполагает контроль обоснованности применения налоговых льгот к каждой сделке.

Что такое оптимизация налогообложения предприятия?

В общем понимании оптимизация налоговой нагрузки – это планирование экономико-хозяйственной деятельности фирмы, при котором организация рационально выплачивает все налоги, предусмотренные законодательством. Налоговое планирование подразумевает выбор между существующими методами ведения деятельности и размещения активов, направленный на максимальное снижение уровня возникающих налоговых обязательств.

Грамотное налоговое планирование опирается на следующие факторы:

  • планирование доходов и расходов фирмы;
  • использование отсрочек и рассрочек по выплате налоговых платежей;
  • оформление инвестиционного займа;
  • применение резервов;
  • использование доступных льгот и освобождений;
  • применение способов признания доходов и расходов.

Осуществляя налоговое планирование для целей минимизации расходов на обязательные платежи в пользу государственного бюджета, предпринимателю важно получить ответ на три основных вопроса:

  • в каком объеме, и в какие сроки необходимо производить перечисление налоговых выплат;
  • можно ли снизить налоговую нагрузку и как это сделать;
  • как предусмотреть и снизить налоговые риски.

Рационально построенная оптимизация налогообложения организации будет учитывать не только будущую экономию на выплате фискальных платежей, но и затраты на ее осуществление. Таким образом, эффективность налогового планирования всегда требует сравнения экономии в соотношении с понесенными расходами.

Определение сферы производства, направлений деятельности бизнес-единиц группы

Данный этап предполагает оценку эффективности осуществления той или иной деятельности с точки зрения налоговых последствий и их воздействия на конечный финансовый результат. При выборе направлений финансово-хозяйственной деятельности основными факторами, влияющими на уровень налогообложения, являются:

— различные налоговые ставки, которые устанавливаются государством дифференцированно с целью стимулирования отдельных видов деятельности (так, пониженные ставки по налогу на добавленную стоимость установлены по объемам реализации продовольственных товаров и товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров);

— наличие по видам деятельности и производимой продукции налоговых льгот и освобождений.

Анализ как осуществляемых организацией, так и планируемых к осуществлению видов деятельности предлагается проводить в следующем порядке:

1. Определение перечня направлений хозяйственной деятельности, соответствующих целям и задачам организации.

2. Фиксация установленных по видам деятельности налоговых ставок.

3. Выявление на федеральном уровне льготных налоговых режимов, распространяющихся на перечисленные направления по наиболее значимым налогам.

4. Определение условий ведения данных видов деятельности, а именно:

— необходимость лицензирования (разрешения), обязательность наличия лицензии (разрешения) для использования налоговых льгот;

— условия предоставления лицензии (разрешения), цена оформления;

— санкции за осуществление деятельности без лицензии.

5. Определение условий применения льгот на федеральном уровне (вне зависимости от места расположения, регистрации и функционирования организации), а именно:

— ограничения использования налоговых льгот;

— срок действия льгот и прогноз налоговой политики государства в плане их продления (в соответствии с этим производится оценка целесообразности ведения данного вида деятельности, эффективности ее осуществления после отмены льготного режима);

— возможность выбора хозяйствующим субъектом использовать или нет предоставленные законодательством льготы;

— расчет эффективности применения льготы по видам или направлениям деятельности.

Проведя такой анализ, необходимо выделить приоритетные направления и зафиксировать по ним размеры налоговых ставок с учетом льготирования, что послужит основой формирования налогового поля.

Анализ направлений функционирования организации на базе двух факторов — дифференцированных налоговых ставок и возможности льготирования (учитывая условия и ограничения использования льгот) позволяет определить наиболее приоритетные с точки зрения налогообложения, а значит, более прибыльные за счет этого виды деятельности.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий